Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
Праздник
Продюсеры: Игорь Сукачев, Владимир Грамматиков,
Владимир Репников
Сценарий: Игоря Сукачева, Ивана Охлобыстина по оригинальному
сюжету Игоря Сукачева
Оператор-постановщик: Алексей Сеченов
Художник-постановщик: Константин Загорский
Художник по костюмам: Регина Хомская
Автор музыки: Петр Тодоровский
Звукорежиссер: Рустам Ахадов
Режиссер монтажа: Елена Семеновых
Директор картины: Ольга Костромитина
Песни в исполнении Игоря Сукачева
В ролях: Маша Оамер, Александр Балуев, Ксения Качалина,
Саша Королев, Сергей Баталов, Ольга Блок-Миримская, Михаил Ефремов, Николай Пастухов
и др.
Игорь СУКАЧЕВ:
События развиваются в небольшой деревне, на западе России. Это история двух
дней из жизни простой семьи: отца, матери и их пятилетней дочери.
22 июня 1941 года семья празднует день рождения дочки. Это прекрасный солнечный
день, радостный и веселый. Для девочки он наполнен важными событиями и приключениями
- ее праздник отмечают не только родные и близкие, но и вся деревня. И никто еще
не знает, что завтра папа уйдет на работу в райцентр и вернется через несколько
часов в военной форме ополченца чтобы проститься с семьей. И что в момент прощания
в деревню уже будут входить немцы.
И что на речке, на берегу, где вчера загорала и радовалась беззаботная счастливая
семья, жизнь может внезапно оборваться...
А сегодня они веселятся, поют песни и поднимают тосты за будущее, за счастливую жизнь дочери.
Обращение известного рок-музыканта и кинорежиссера к
теме Великой Отечественной войны не случайно. Идея создания фильма и его сюжет
навеяны историей семьи самого Гарика: его дед погиб 23 июня 1941 года. Замысел
Сукачева взволновал сценариста и режиссера Ивана Охлобыстина, и они вместе написали
сценарий. В фильме нет масштабных батальных сцен. Трагедия войны, унесшей или
исковеркавшей жизни миллионов людей, передана в нем через камерный, наполненный
проникновенным лиризмом и личностной авторской интонацией рассказ о судьбе самой
обыкновенной семьи.
Съемки фильма проходили в августе-сентябре 1999 года
в деревне неподалеку от г.Козельска Калужской области. Живописнейшие места российской
глубинки, великолепно снятой оператором Алексеем Сеченовым, создают особую атмосферу
гармонии мирной, несуетной жизни, в которую безжалостно и варварски врывается
война.
"Праздник" - второй фильм режиссера Игоря Сукачева.
Здесь он, также как и на предыдущей картине, выступил не только как режиссёр-постановщик,
но и как продюсер (совместно с В.Грамматиковым и В.Репниковым), соавтор сценария,
музыкальный продюсер, актёр и исполнитель двух новых песен.
В фильме снимались замечательные актеры, хорошо известные
зрителям: Ксения Качалина, Александр Балуев, Николай Пастухов, Михаил Ефремов
и др. Роль пятилетней девочки Насти, чей день рождения за день до трагических
событий празднует вся деревня, сыграла Маша Оамер, а ее закадычного друга Генку
- сын Сукачева Саша Королев.
Музыку для своего фильма культовый рок-музыкант пригласил написать замечательного российского режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского. Тодоровский написал также музыку к двум песням на стихи Игоря Сукачева, которые звучат в фильме. Совместное выступление Игоря Сукачева и Петра Тодоровского станет сюрпризом для зрителей на премьерных показах фильма "Праздник".
Московская премьера фильма "Праздник" прошла
в дни празднования годовщины Великой Победы - 8 и 9 мая в Государственном Центральном
Киноконцертном Зале "Россия".
Торжественный вечер состоял из представления артистов
и съёмочной группы, показа фильма и концерта, в котором песни из фильма и народные
фронтовые песни исполняли в дуэте Пётр Тодоровский и Гарик Сукачёв с группой "Неприкасаемые".
В числе приглашенных гостей были ветераны Великой Отечественной Войны, Афганистана
и Чечни, представители творческой интеллигенции столицы, члены Правительства РФ,
депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства Москвы.
Игорь СУКАЧЕВ:
как возникла идея второго фильма
Идея снимать второй фильм возникла сразу после окончания первого. Александр
Митта предложил снять в его киношколе короткометражку продолжительностью двадцать
минут. Я наотрез отказался, но Александр Наумович был настойчив, причем он хотел,
чтобы я снимал по своему рассказику, написанному десять лет назад. Я стал рыться
в коробках и отрыл свои почеркушки. Рассказ назывался "Праздник", и
я понял, что очень хочу снять по нему фильм. Этот сюжет я придумал очень давно,
когда моему сыну было 3 года. Но в прошлом году вышел итальянский фильм, завоевавший
кучу "Оскаров", который точь-в-точь копировал то, что я написал. Я говорю
о картине "Жизнь прекрасна".
сценарий
В этот раз я не хотел беспокоить Ивана Охлобыстина. Но когда написал уже пять
или шесть вариантов и решил, что пора кидаться из форточки, - все-таки позвонил
Ваньке. И за четыре дня мы сделали этот сценарий. Надо было его просто "математически"
выстроить и почистить. Мне с Ваней легко, ведь мы давно с ним вместе работаем.
Я лежу на диване, говорю ему свои мысли, а он эти мысли оформляет и придумывает
потрясающие вещи. В конечном варианте сценария я описал, как погиб мой дед. Изменил
только финал, в фильме гибнет вся семья. Главного героя зовут, как и моего деда,
Елисей, он так же работает в райпотребсоюзе, так же уезжает на велосипеде из деревни,
так же возвращается и так же гибнет Я понял, что очень хочу снять эту картину.
Тут-то и шарахнул дефолт. Вот только остановиться я уже не мог.
бюджет
Я сделал совершенно идиотский шаг и занял под проценты очень большую сумму,
а на пленку восемь с половиной тысяч долларов мне дал Андрей Макаревич. У жены
был маленький ресторанчик - она его продала. Какая-то сумма оставалась от продаж
дисков. Всего набралось чуть меньше шестидесяти тысяч.
Я понял, что проведу съемочный период, но мне нужна была студия. И тут мне повезло
- я встретил коммерческого директора студии Горького Володю Репникова. Он устроил
мне встречу с руководителем студии Владимиром Грамматиковым, и тот рискнул дать
мне технику. Но я всех обманул как подонок - речь шла исключительно о короткометражке,
а я знал, что буду снимать большую картину. Фильм я снял меньше чем за месяц.
Съемки зачастую длились по восемнадцать часов. В один момент кончилась пленка,
и мы пустили шапку по кругу. Наш фотограф Игорь Верещагин поехал в Москву, купил
русскую черно-белую пленку, на которую мы и доснимали кино. Российское далеко
не всегда хорошее - пленка постоянно рвалась. А потом деньги кончились и был восьмимесячный
простой. Когда пленку проявили, большая часть оказалась бракованной.
В этот период мы с Петром Ефимовичем Тодоровским в долг записали музыку. Недостающую
сумму дал мой друг из Чернобыля Юра Гареев.
В итоге фильм был снят чуть больше чем за четыреста тысяч долларов.
долг поколений
Почему я решил снимать именно этот сюжет. Похожая история произошла с моим
дедом Елисеем (так же зовут и главного героя), который погиб во второй день войны.
Мои предки жили в Псковской области в Лядском районе в деревне Высоково, которая
находилась в лесах и в болотах. В воскресенье 22 июня никто в деревне не знал
о том, что началась война. А на следующий день дед поехал на велосипеде на работу
(он был начальником райпотребсоюза) и прибежал в деревню через несколько часов
в форме ополченца. В это время в деревню стал входить немецкий разведортряд. Дед
стал отстреливаться из винтовки, немцы разоружили его, отвели к речке и там расстреляли.
Все это показано в фильме. Обо всем этом мне рассказала мама, которой в сорок
первом было четырнадцать лет.
Мама еще рассказывала, что танкисты катали детей на танках, угощали шоколадками,
устраивали танцы. Никаких зверств не было. Лишь потом, когда начало разворачиваться
партизанское движение, начались массовые расстрелы. Кстати, моя мама, отправленная
в концлагерь, оттуда бежала и была в партизанском отряде подрывницей. Так что
"Праздник" во многом очень личная история. Она напрямую связана с моей
семьей, танками, патронами, скелетами, которые мы мальчишками находили в болотах,
с рассказами отца и мамы.
С другой стороны, я сам уже давно отец, у меня почти взрослый сын, и мысль
о том, как его спасти, если вдруг начнется война, вполне естественна. Одним словом,
я должен был снимать этот фильм.
актеры
В фильме снимаются очень известные актеры: Александр Балуев, Ксения Качалина,
Михаил Ефремов. Я никого не убеждал, лишь говорил им о том, какой вижу будущую
картину. И они согласились сниматься за символические гонорары. А главную роль
сыграла замечательная пятилетняя актриса Маша Оамер. Я проводил кастинг, но просмотрел
всего лишь с десяток девочек. Когда пришла Маша Оамер, я понял, что буду снимать
только ее. Кстати, Маша много снимается в рекламе, например, вы каждый день можете
видеть ее в рекламе "Эрман". Ее нельзя было не выбрать. Я просто увидел
свою актрису. А почему именно ее - объяснить невозможно. Среди претендентов на
роль Генки тоже проводился кастинг. Но мальчишку я долго не мог найти. В итоге
я сделал самый простой и одновременно крайне сложный выбор. Я решил, что сниму
в этой роли своего пятнадцатилетнего сына Сашу. По крайней мере, я знаю этого
мальчика. Конечно, с сыном работать сложнее, чем с актером "со стороны".
К своему режиссер всегда более жесток, чем к чужому.
с детьми работать легко
Говорят, что режиссерам очень тяжело работать с детьми. Мне с детьми работать
легко, просто надо уметь их обманывать. Но иногда детей бывает просто по-человечески
жалко. Они работали на площадке так же, как и взрослые. Снимались ночами, купались
в ледяной воде... Машу до последнего приходилось обманывать - я не хотел, чтобы
она знала о своей смерти в финале и хорошо, что ей об этом никто не проговорился.
Дети устают совсем не так, как взрослые. Опытный актер может в перерыве сесть
и чуток прикорнуть, а ребенок выключается как лампочка. В секунду. Вот тогда-то
он начинает капризничать и плакать.
взаимопонимание
Я вообще понял, что режиссер - это очень жестокая профессия. Но я умею прислушиваться
к актерам и для меня очень важно взаимопонимание. Мы до съемок подолгу обсуждаем
моменты, связанные с "воздухом кадра". Но если мнение актера идет вразрез
с моим, в итоге я все равно сделаю по-своему.
роль немецкого офицера
Что касается роли немецкого офицера - все просто, на эту роль у меня не было
актеров. Немцев играли ребята из патриотических клубов "ХХ век" и "Экипаж".
Они люди увлеченные историей, но, увы, не актеры. А немецкий офицер должен был
все-таки сказать три слова и что-то сыграть. Мне было проще сделать это самому,
чем бегать и объяснять, как нужно играть. Кстати, на мне был настоящий немецкий
китель сорок третьего года, простреленный в двух местах.
затерянная деревенька
Съемки проходили в маленькой деревеньке со странным названием Сирена Завод
в Козельском районе Калужской области. Там родилась моя жена. В первую очередь
мы поехали именно в эту деревню, а потом долго ездили по окресностям. В итоге
мы все поняли, что именно первая деревня нам и нужна. Потрясающие виды - с одной
стороны Оптина пустынь, с другой Шамордино - необыкновенно красивые места и с
очень непохожей природой. Дело в том, что она стоит на горе и в четыре разные
стороны открываются четыре разных пейзажа. Мне нужна была малюсенькая затерянная
в просторах деревенька, вот я ее и нашел.
Ребята мои из съемочной группы до сих пор туда рыбачить ездят, просто влюбились
в эти места. Да и странно, если бы было по-другому.
Конечно, я планирую свозить туда "Праздник". Вот только не знаю,
получится это или нет. Кино в этой деревеньке не показывают вообще.
под дождями и в страшном холоде
Мы месяц жили и работали в нечеловеческих условиях под дождями и в страшном
холоде. Люди шли на жертвы, которые я не забуду никогда. Представьте - пятилетней
актрисе по несколько часов приходилось находиться в ледяной воде.. Снимали мы
в августе и беспрерывно лил дождь. Чуть ли не все актеры у меня переболели.
Но у меня в картине дождя нет. Я ловил моменты хорошей погоды. Как только накрапывал
дождь, мы снимали сцены в интерьере.
дом, который построил...
Наш художник Константин Загорский в разваленном здании деревенского клуба построил
дом, где и живут наши герои. Это была фантастика.
ракурсы
Оператор картины - Алексей Сеченов. Это был его первый кинофильм, но до этого
он снял массу блестящих клипов, которые можно очень долго перечислять. А еще Леша
снимает как главный оператор практически все концерты, которые последние годы
показывают на ОРТ.
Риск был безумный. Но я знал, что Леша знает, любит и чувствует черно-белое
кино. Я долго думал и несколько раз задавал ему один и тот же вопрос: "Ты
уверен, что хочешь снимать кино?", и каждый раз он неизменно отвечал: "Да".
И все же я решился и не прогадал. Масса необычных идей и ракурсов в фильме принадлежит
именно Алексею.
запах войны
Наиболее запомнившийся момент съемок - это Финал картины. Когда пришла немецкая
техника - бронетранспортеры, танки, - мы попали в абсолютную атмосферу войны.
Когда в деревне появились "немцы", то какая-то бабушка лет 90 не поняла,
в каком году она находится. Может, это получилось достаточно жестоко. Ведь когда
мы снимали праздник, все было беззаботно, когда же появились немцы, в деревне
запахло войной...
и два белых крыла за плечами
Еще в самом начали съемок картины я всегда брал с собой на площадку совместный
диск Петра Тодоровского и Сергея Никитина и слушал во время съемок. Уже тогда
я понял, что очень хочу сотрудничать с Петром Ефимовичем. Когда я рассказывал
об этом продюсеру своей картины перед премьерой фильма "8 1/2 долларов",
мы увидели приближающегося к кинотеатру "Пушкинский" Петра Тодоровского
с супругой, и официальное знакомство состоялось.
Петр Ефимович отсматривал черновой материал. Мне безумно приятно, что ему очень
понравилась моя картина. Петр Ефимович потом говорил, что его как фронтовика удивило,
что такой молодой человек взялся за военную тему и необычно ее раскрыл. Ради этого
проекта он даже отступил от своих правил. Ранее он никогда ни для кого и ни для
чего, кроме собственных картин, специально не сочинял музыку. но когда отсмотрел
рабочий материал "Праздника", понял, что у него есть музыкальные идеи
для этой картины. Петр Ефимович Тодоровский принял участие не только в написании,
но и в записи музыки: он исполняет гитарные партии. Моей музыки в фильме не доложно
было быть. Но на две музыкальные темы Петра Ефимовича я написал стихи.
для людей
Я думаю, "Праздник" будет понятен всем вменяемым зрителям. Мы старались снять искреннюю историю, хотя она и проста как дважды два. И то, что Ксения Качалина, совершенно больная, шла в ледяную воду; и то, что мои "светики" купили на собственные деньги вышку для установки света, - все это говорит о том, что мы делали фильм, который трогал не меня одного.
Источник: http://www.neprikasaemye.ru