Опросы
Авторизация
Полезная информация
Кислород
Россия, 2009 г. 88 мин. Режиссер: Иван Вырыпаев. В ролях: Каролина Грушка, Алексей Филимонов. Сайт: kislorod-film.ru |
Был обычный летний день. Санек гулял по бульвару и с интересом рассматривал всех окружающих. Кто-то танцевал хип-хоп, кто-то катался на скейтборде, кто-то целовался у фонтана, в общем, все как обычно, но… Санек повернул голову и увидел ее — свободную, красивую, рыжеволосую девушку, ту, которая стала для него — «Чистым кислородом»! И с этой минуты все, что было в его жизни раньше, потеряло смысл: Она стала воздухом, без которого жить он больше не смог.
«Кислород» — кино нового поколения, рассказанное современным языком. Десять мегастильных клипов в единой романтической киноистории, которая, насыщая воздух любовью, заставляет чаще биться сердце, дышать глубже и чище. А чистый кислород – позволяет восполнить дефицит жизненно важной энергии, успокаивает нервную систему, способствует восстановлению сил и улучшает общее настроение.
«Кислород». Рецензия на фильм
Пьеса Ивана Вырыпаева про «кислород», понимаемый как тотальная метафора любви и смысла, была поставлена в московском Театре.doc в 2002 году. Спектакль стал, наверное, главным событием молодой и дерзкой отечественной «новой драмы». Спустя 7 лет постановка превратилась в снятый за приличные деньги фильм, по сути - страшно красочный и неимоверно бестолковый видеоклип на час пятнадцать (щадящая длительность – главное достоинство этого в целом курьезного произведения)
Аллегорический «сюжет» о любви романтического гопника из города Серпухова, убившего ради такого случая постылую жену лопатой, к рыжеволосой столичной красавице, рассказывают у микрофона бодрым речитативом два актера (и героев, и чтецов играют Алексей Филимонов и польская артистка Каролина Грушка соответственно). В десяти музыкально-драматических номерах десять библейских заповедей помещены в современный, так сказать, контекст. Попутно обсуждаются разные не менее интересные вещи: исламский терроризм, конопля, героин, питерские грибы, «смертельные русские продукты» (водка с пельменями) и так далее.
Вырыпаевский «Кислород» в виде печатного текста отлично, на одном дыхании, читался, а на сцене был и остроумным, и провокативным, и действительно злободневным. Обретя избыточный визуальный ряд, эта «вещь в себе» заодно заразилась всеми хроническими болезнями нашего «с-понтом-дело-модного» кинематографа: вторичностью, невнятностью, необоснованной претензией, фатальным неумением сделать простое и сильное кино. Более всего «Кислород» смахивает даже не на заполошный видео-арт, а на реализованную в виде метров пленки запись в ЖЖ среднего «высоко духовного» блоггера: некая невразумительная «креативность», бледным слоем размазанная по монитору. Только в данном случае вместо монитора – киноэкран.
Артем Лангенбург http://www.be-in.ru
«Кислород»: Дышите – Не дышите
Людям свойственно не замечать кислород, пока его хватает. Но попробуйте не заметить новое творение Ивана Вырыпаева. Броская картинка, многогранный саундтрек, мощный напор текста, в котором цитаты из Евангелия сплетаются с ненавистническими репликами в адрес современного (а при ближайшем рассмотрении – извечного) мироустройства. По пьесе Вырыпаева «Кислород» семь лет назад в «Театре.doc» был поставлен одноименный спектакль, получивший «Золотую маску» за новаторство и главный приз на фестивале «Новая драма». Новое воплощение «Кислорода» тоже не осталось без наград. На «Кинотавре» фильм удостоился призов за режиссуру и музыку и снискал расположение критиков, вручивших ему «Белого слона». Остается разобраться, за что такой почет.
Ответ напрашивается сам собой: такого кино в России еще не снимали. От положенного сюжета в «Кислороде» осталась только завязка. Некий Санёк (Алексей Филимонов) из провинциального городка влюбился в рыжую Сашу (Каролина Грушка) из Москвы, после чего убил лопатой свою некрасивую жену. Руководили им в этот момент не такие всем известные страсти как похоть или ненависть, а открытое Вырыпаевым чувство под названием «жажда кислорода». Исследованию этого феномена и посвящен десяток клипов, из которых состоит фильм. Актеры под музыку произносят агрессивный речитатив, а ключевые моменты иллюстрируются зрелищными кадрами, в которых кровь рифмуется с любовью всеми известными науке способами.
Задействованные Вырыпаевым художественные приемы исчисляются десятками – тут и клиповый монтаж, и кадры исторической хроники, и вкрапления анимации. Неизменными со времен «Эйфории» остаются любовь режиссера к ярким до ядовитости краскам и тонкое умение добиваться максимального эффекта от сочетания музыки с визуальным рядом. Но если предыдущий фильм заставлял гадать, в чем конкретно заключается уникальность режиссерского видения, то «Кислород» развеивает последние сомнения. Вырыпаев гениален в своем умении оставлять от любых явлений только оболочку, под которой разверзается пустота.
«Эйфория», посвященная первобытной ярости чувств, еще являла глазу что-то человеческое и доступное для толкований. В «Кислороде» режиссер достигает того уровня обобщения, за которым уже теряется смысл. Инстинкт, именуемый здесь жаждой кислорода, всеобъемлющ. А значит, отличной иллюстрацией к нему может служить все, что угодно: рыжая красотка на пустых улицах европейских столиц, парень, танцующий в избе исступленный хип-хоп, яблоко, бабочка, ядерный взрыв, летящая над огородами лопата. Вырыпаев самозабвенно рассуждает о метаморфозах, которые претерпевают в современном мире древние заповеди «не убий» и «не прелюбодействуй», наклеивая броскую этикетку «Кислорода» на Бога и человека, любовь и насилие, провинцию и столицу. Единственная сложность состоит в том, чтобы разглядеть за громкими словами и яркой оберткой что-нибудь, кроме воздуха. От происходящего на экране веет такой фальшивкой, что в пору идти топиться. Впрочем, может так оно и задумано. Вырыпаеву известно, что под водой потребность в кислороде особенно ощутима.
Мария ГРОСИЦКАЯ http://video.ru
«Кислород»: Текст о том, как Саша полюбил Сашу
Надо сразу отметить, что «Кислород» - кино фестивальное, а, значит, крайне специфическое. Оно не может вызывать у зрителей нейтральные эмоции. Если не нравится, то спектр реакций может включать интеллектуальный снобизм или простое непонимание. Если наоборот, то не исключено и ощущение как будто бы наркотической зависимости. «Если ты плотно подсядешь на кислород, то ни деньги, ни медицинские препараты, ни даже смерть, не смогут ограничить ту жажду красоты и свободы, которую ты приобретешь» - предостерегает Иван Вырыпаев репликами своих героев Саши (Алексей Филимонов) и Саши (Каролина Грушка).
История всепоглощающей любви рассказывается то ли Алексеем Филимоновым и Каролиной Грушкой, то ли Сашей и Сашей, сидящими в студии и записывающими альбом музыкальных треков. «Кислород» необычен формой подачи материала, многим уже знакомого по одноименной театральной постановке Ивана Вырыпаева. Десять композиций как десять библейских заповедей, переосмысленных автором. Монологи сопровождаются отличной музыкой (на «Кинотавре» фильм снискал не только приз Гильдии киноведов и кинокритиков, приз за лучшую режиссерскую работу, но и приз за лучшее музыкальное оформление). Ритмизованная проза из уст земляка режиссера и польской актрисы, не говорившей ранее на русском языке, завораживает. Транслируемая с экрана, она вызывает дрожь по всему телу – однозначно приятную дрожь, а не такую, как, допустим, недавно вышедший «Антихрист» Ларса фон Триера.
Мария Мухина www.ProfiCinema.ru
На экраны вышел "Кислород" Ивана Вырыпаева, на поверку оказавшийся балончиком с нервно-паралитическим газом.
Для удобства усвоения "Кислород" разбит на десять клипов. Каждый, озвученный ненавязчивым диджейским сетом, выстроен по общей схеме: цитирование библейской заповеди в начале, спровоцированное им извержение мыслей — в середине, и, наконец, вывод-мораль, что в реальной жизни можно делать все наоборот, если у вас вместо сердца баллон с жидким кислородом. В извержениях и потоках, помимо обезоруживающих трюизмов типа "если нет у тебя денег на духи, то на детское мыло и на шампунь из крапивы всегда можно насобирать", плавают и более-менее осмысленные куски: проходящий красной линией через всю картину анекдот про гопника, зарубившего жену лопатой, или, например, пространные умозаключения про глубокую взаимосвязь нью-йоркских терактов и свинины, которым обзавидовался бы сам Проханов. Все вместе украшает мелко нашинкованный видеоряд из падающих в рапиде кружек с кофе, ютьюбовского "боинга", атакующего известный небоскреб, рекламной лопаты, выписывающей по небу сложные восьмерки, бубнящих свое русско-польское Филимонова и Грушки, и т.д.
Во всем этом есть какая-то жестокая и грустная ирония, но представленный Вырыпаевым продукт по своему составу и действию на организм так же далеко отстоит от химического элемента, давшего название фильму, как мучительный приступ астмы от глотка свежего воздуха. Возможно, что семь лет назад первые зрители "Кислорода" и вдыхали в "Театре.doc" ароматы озона, тестостерона и мытых огурцов, которыми кормили зрителей на премьере. Но, будучи перенесенной в кинозал, эта процедура, которую так хвалили, оказалась полуторочасовым отравлением мозга продуктами чужой интеллектуальной жизнедеятельности, притом, судя по фильму, довольно бурной. Другого определения и не придумаешь.
Фильм "Кислород", быть может, и неудачная экранизация "Кислорода" театрального — спорить здесь не будем. Но ощущение, что неудачная картина изобразила первоисточник под другим углом, представив некоторые вещи в их настоящем свете, остается после "Кислорода" очень стойкое. И в этом смысле — смысле отрезвления от пророчеств, которых никогда и не было, а так, стрельба по кошкам из водяного пистолета — эффект от "Кислорода" безусловно положительный.
«Кислород». Рецензия на фильм
Прогремевшая в 2002 году на всю клубную тусовку "новая драма" Ивана Вырыпаева «Кислород» была экранизирована, и вот на российские экраны вышел очередной "фильм-праздник". Увы, нашумевший "авторский блокбастер" - призер "Кинотавра" стал лишним подтверждением печальной максимы, что российское кино по-прежнему там же: единственное неоспоримое достоинство "Кислорода" заключается в том, что он длится всего 75 минут.
"Кислород" - не кино в привычном смысле: лента составлена из 10 "треков"- сцен, в которых бритый гопник и стильная брюнетка с изящным польским акцентом разводят кичливую рэп-полемику с десятью библейскими заповедями. Делают они это на базе истории Санька из Серпухова, приехавшего в Москву в тениках с лампасами и влюбившегося там с первого взгляда в девушку Сашу с огненными волосами. Про Сашу Санек понял, что она чистый кислород, а в его некрасивой жене совсем не было кислорода – поэтому он зарубил её лопатой и закопал в огороде.
А вы знаете, что от любви до ненависти один шаг? А почему за горстку травы сажают на пять лет, а за водку – только на ночь в кутузку? Дворовая философия, которой не меньше героев фильма любят блистать пэтэушники, восседая с пивом у подъездов, далеко заводит Ивана Вырыпаева: оказывается, "главный признак провинциальности души — чувство ущербности", а "если "безумие" сравнивать со свиньей, а джихад с любовью, то лопата, рассекающая голову некрасивой женщины, есть меч Аллаха, карающий "неверную" за поедание свиных котлет".
Фонтанирующий такого рода идеями дуэт у микрофона вскоре сам окончательно запутывается в метафорах, объявляет амнезию единственно верным ответом на все вопросы и переходит от эпатажных выкладок к бредовой тягомотине. Санек с Сашей бегают друг за другом по луне, полю с коноплей, европейским столицам, а потом дружно падают в водохранилище, чтобы эффектно показать вдох при всплытии как метафору нехватки кислорода.
Отсутствие собственной речи и характеров у персонажей делает их глупыми куклами: нарисованная огненная шевелюра и змейка-татуировка куда интереснее самой девочки Саши, а многослойный образ гопника Санька, зарубившего лопатой жену, не интригует ничем вообще. В какой-то момент в фильме из дома Санька выходят менты, один из которых выплескивает на землю содержимое аквариума вместе с золотой рыбкой. Из всех персонажей этого фильма – реальных и вымышленных – жальче всего почему-то лишь одну эту рыбку.
Справедливости ради нужно сказать, что в некоторых сценах-"треках" - отличная музыка и чарующий видеоряд: в середине "Кислорода", например, камера мчится по московским улицам и набережным, напоминая банальным питероманам, как красива столица. Но находок в "авторском блокбастере" неоправданно мало, и все они теряются на фоне прочей претенциозной ерунды.
Обычно бывает, что те, кто еще не успел посмотреть вышедший на экраны "раскрученный" фильм, завидуют тем, кто уже успел. "Кислород" - редкий случай, когда наоборот: ближе к концу этой занудной музыкальной нелепицы начинаешь всерьёз жалеть, что вообще пришёл смотреть эту муть, и стремишься скорее вырваться из зала с душным экранным содержимым на улицу – вдохнуть настоящий кислород.
Дмитрий ‘Римайер’ Жигалов http://www.mirovoekino.ru