Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
Сатана не может быть всесильным
Фильм «Мастер и Маргарита» — хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина
Хотелось бы услышать церковное мнение о фильме. По этому поводу мы обратились к руководителю новосибирского епархиального отдела культуры протоиерею Димитрию Сальникову. Вот что ответил отец Димитрий.
Одних — ко Христу, других — к оккультизму?
Отныне Берлиоз, Воланд и Бездомный многим россиянам будут предствляться такими
«Анализируя сегодня некоторые моменты собственной жизни, вспоминая, как я сам попал в храм, когда и почему взял в руки Евангелие, могу сказать, что определенную роль в этом сыграл и роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Конечно, никто не будет утверждать, что он — путеводная звезда, которая непременно приведёт к Богу. Сегодня скорее, наоборот, он может оттолкнуть людей от Христа и завести их в дебри и болота оккультизма. Но согласиться с мнением, что этот роман «гнусность» и что сам Булгаков сатанист и антицерковный писатель, я не могу. И сказать современному нецерковному молодому человеку, прочитавшему роман: «Это ты, братец, зря сделал! Всё забудь, книжечку сожги и на этом кончен разговор», — просто непродуктивно.
Фильм как слабая копия романа
От режиссера Владимира Бортко, блистательно воплотившего на телеэкране в перестроечные годы булгаковскую повесть «Собачье сердце» и совсем недавно поставившего замечательный фильм по роману Достоевского «Идиот», чего-то подобного ждали и в этот раз. Всё же «Мастер и Маргарита» — удивительный, загадочный, знаменитый роман, — и ни одной удачной постановки, известной широкому зрителю. Может быть, чьи-то ожидания и надежды оправдались, но не мои.
Не думаю, что фильм — творческая удача его создателей. Он, наверное, состоялся как коммерческий проект, как «сериал» со всеми вытекающими отсюда раскрученностью, признанием, доходной частью. Но не о таком ли успехе грезили и многочисленные коллеги булгаковского персонажа — Берлиоза из МАССОЛИТа?..
Другая проблема — мировоззренческая. Будучи человеком исключительно талантливым, Владимир Бортко по своим убеждениям — атеист. Для него «Мастер и Маргарита» стоит в ряду таких произведений, как «Собачье сердце», «Роковые яйца», то есть прежде всего это едкая сатира, антисоветский памфлет. Конечно, всё так. Но ведь это только один из пластов, один из аспектов. В фильме вроде бы всё по тексту, но как-то уж слишком буквально, слишком поверхностно. Показать всю сложность романа кинематографистам так и не удалось.
Прекрасные актёры, снявшиеся в картине, не всегда те, которых изначально «видел» и приглашал режиссёр. Может быть, поэтому, на мой взгляд, ансамбль актерский не сложился. Отсюда ощущение, что иной раз они «недотягивают», «недобирают». Что же касается технического воплощения приключений героев фильма, то после, например, «Властелина колец» всё это выглядит, как бы сказать, простовато, что ли. Но это не главное.
Самое главное — то, что фильм отличается от романа. В книге я не увидел пропаганды оккультизма, сатанизма, нечистой силы, даже наоборот. Фильм же, боюсь, для многих людей сослужит недобрую службу: мол, если вам плохо, обратитесь к нечистой силе, найдите в сатане покровителя и защитника, и сразу всё будет хорошо… Вполне возможно, обыватель именно такой вывод и сделает. Но Булгаков-то от этого и предостерегает!
Подарки от дьявола всегда опасны
Я не буду останавливаться на подробном анализе романа, приведу лишь один пример. Время действия романа — четыре дня Страстной седмицы. Знаменательный разговор на Патриарших происходит вечером в Великую среду. А вечером в Великий четверг, когда все православные христиане стоят в храме за чтением 12 Страстных Евангелий, многие москвичи идут в варьете на сеанс черной магии… С затаённой болью показывает Булгаков духовно-нравственное состояние этих людей.
А что же Мастер и Маргарита, которые послужили сатане, — вроде бы всё у них замечательно складывается? Но человеку, который, читая роман, ни на минуту не забывает о том, что дьявол сам ложь, и отец лжи, и человекоубийца, становится ясно, что Мастер больше никогда и ничего не напишет, он сломлен, искалечен душой, то есть он творчески бесплоден. Трудно быть счастливым, будучи обречённым ожидать прилёта жены-ведьмы с дьявольских шабашей, слушая один из самых скорбных романсов Шуберта. (Какую музыку Шуберта Воланд предлагает слушать Мастеру, Булгаков расшифровывает в эпизоде, где администратор варьете Варенуха пытается дозвониться до Степы Лиходеева и слышит в телефонной трубке «тяжкий, мрачный голос, пропевший: «… скалы, мой приют…». Видимо, этот, один из последних в творчестве Шуберта, полный скорби и тоски романс и обречён слушать Мастер всю оставшуюся вечность.)
Чего боится сатана?
Главная же мысль романа в том, что сатане необходимо всему миру навязать искаженный образ Христа, внедрить его в сознание людей, растиражировать. И вот он избирает своим орудием некоего Мастера (в реальной жизни для той же цели он использует Блаватскую, Рерихов и им подобных). Это особенно ощущается в конце книги. Наутро после сатанинского бала наступает Великая суббота, и Воланд вынужден убраться из Москвы: грядет Пасха, торжество света Христова над всяким злом, всякой тьмой. Поэтому в Москве, где хоть и неявственно, но свершается молитва, открыты немногие храмы, сатане оставаться невозможно.
Понятно, что не выдуманный Га-Ноцри страшен для воландовской свиты, а Сам Иисус Христос. Когда кухарка застройщика, увидев во дворе храпящих черных коней, взрывающих фонтанами землю, хотела поднять руку для крестного знамения, Азазелло грозно закричал с седла: «Отрежу руку!..» — ибо сам устрашился. Так силен страх демонов перед силой крестного знамения… И поэтому при всех обращённых к Воланду заискивающих, истерических воплях Маргариты: «Всесилен! Всесилен!» — оказывается, на самом-то деле не всесилен! Точнее, он всесилен там, где люди не открывают свое сердце Христу — в таких душах сатана властвует безраздельно. Но там, где православная вера, молитва, крестное знамение, где ждут наступления Пасхи Христовой, ему делать нечего, и он бессилен.
Быть готовыми к диалогу
Просмотр фильма «Мастер и Маргарита» повлёк массы людей в книжные магазины, побудил взять в руки книгу. А если чтение романа развернёт читателя лицом к Евангелию, вызовет интерес к подлинному образу Христа (что, кстати, случалось довольно часто!), значит, есть чем заняться церковным миссионерам. Обсуждение «Мастера и Маргариты» может послужить поводом для свидетельства о Христе и приоткрыть двери Церкви для ищущих встречи с Ним.
Да если и православный христианин, хорошо знающий Евангелие, возьмёт в руки эту книгу, такое чтение никоим образом ему не повредит. Пожалуй, даже, наоборот, утвердит в мысли, что зло, какое бы обличье оно ни принимало, какие бы посулы оно ни давало, всегда приведёт человека к муке, погибели и краху, всегда посмеётся, поглумится над ним. Роман «Мастер и Маргарита» об этом вопиет. Он указывает на то, что причиной такого вот глумления над людьми является их же собственная беспечность, нецерковность, удалённость от Христа. Ведь защищён только «живый в помощи Вышняго», тот, кто с горячей верой обращается к Господу: «Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Псалом 90).
В заключение своего краткого анализа добавлю, что фильм «Мастер и Маргарита« — хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина».
Валерий МЕЛЬНИКОВ 21.01.2006 http://vn.ru
все репортажи о съемках фильма