Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

КОЛЯ - ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ

Трагикомедия.
Россия, 2005. 93 минуты.

Режиссер: Николай Досталь.

В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова, Алла Клюка, Лев Борисов, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников, Владимир Капустин.

Он слишком долго плавал

Пятнадцать лет назад Николай Досталь снял фильм, который по тем ажиотажным временам «кооперативного кино» выбивался из бесчисленного множества попыток «сделать как на Западе». «Облако-рай» подкупало тем, что в нем как раз все было «как у нас», и в этой светлой трагикомедии о взаимоотношениях жителей маленького поселка узнавали себя тысячи зрителей.

Конечно, «Облако-рай», получив все мыслимые по тем временам премии, бесславно канул в прокате, но обрел верных поклонников. Его до сих пор передают из рук в руки на видеокассетах, смотрят по десять раз и делятся рецензиями: «Три дня после этого телевизор не смотрел, не хотелось впечатление портить». Теперь им радость: Досталь снял продолжение той истории: «Коля – перекати поле».

Главным героем «Облака» был болтун и фантазер Колька, который так всем надоел в маленьком поселке городского типа, что очередная байка – дескать, товарищ его зовет во Владивосток работать – была принята всерьез и с радостным удивлением: «Да пусть едет, хоть к чему-то пригодится». Кольке устроили проводы, по-быстрому распределили его имущество, искренне поплакали, обняли и выпроводили. И вот прошло много лет, страна уже называется по-другому, герои постарели, но в маленьком поселке не изменилось почти ничего. Те же типовые квартиры в блочных домах, та же воскресная дрема, та же грязноватая речка (только теперь дело происходит зимой, и тот из жителей, кто не спит, сидит на льду с удочкой), те же заводские трубы. И то же желание принять на веру любую, хотя бы и самую невероятную, выдумку.

Снимая «Колю – перекати поле», Досталь совершил одну великую вещь: сумел собрать воедино всех без исключения героев давнего приключения. Андрей Жигалов, который сыграл того самого Колю, успел за это время уехать в Германию, где сделал карьеру клоуна, – ему даже особо и притворяться не пришлось, изображая своего героя после кругосветных странствий. Коля приезжает к своим на побитой японской машине, обвешанный сувенирами из экзотических стран и обнаруживает, что все его давние знакомые застыли в своих квартирках, как мухи в янтаре. Вот только оставленная Колей девушка (Алла Клюка) успела выйти замуж и родить двоих детей, причем старшенький – сын самого Коли.

Друзья и соседи, не обладая буйной фантазией, действуют прямолинейно: сначала стараются эту новость от гостя скрыть, а потом, раз уж так получилось, и вовсе выпроводить пришельца. А он и сам понимает, что для поселковых обитателей он по-прежнему никуда не годный фантазер Колька, диковина, которая за время отсутствия стала еще диковиннее. И тогда он ошарашивает их наспех придуманной байкой о том, что смертельно болен экзотической болезнью и заскочил просто попрощаться. И снова выдумка принимается с готовностью, снова есть повод выпить, поделить имущество, искренне поплакать, обнять и выпроводить. Облако в цветастых заграничных штанах улетело и уже не обещало вернуться. Провинциальная трясина снова подернется ряской, а обитатели поселка продолжат свой сладкий воскресный сон.

http://gzt.ru

Иван-дурак забежал домой

В прокат выходит “Коля - перекати поле” Николая Досталя - фильм, получивший в августе главный приз российского кинофестиваля в Выборге. Неожиданно уже то, что это ремейк давней картины Досталя, в свое время тоже взявшей массу призов, в том числе за границей (включая престижный кинофестиваль в Локарно), и признанной отечественными критиками лучшей в 1991 г.

Известие о том, что Досталь решил снять продолжение “Облака-рая”, в свое время вызвало смешанные чувства у автора этих строк. Дело не в том, что ремейки не вполне в традиции отечественного кино — они, может, и в традиции, но кино массового и жанрового: три серии “Неуловимых мстителей”, три серии “Любить по-русски”, теперь вот будут три серии “Антикиллера”.

А “Облако-рай”, хотя и основывалось на предельно простом сюжете и тоже было хорошим развлечением (грустная комедия), запомнилось прежде всего как очень эстетически чисто сделанная вещь и картина безусловно авторская. Кроме того, абсолютно законченная по концепции. И вдруг — фильм № 2. Да еще почти через пятнадцать лет, что, конечно, слишком большой разрыв. Зачем?

“Облако-рай” (его, кстати, только-только повторили по ТВ) - история о парне, который из желания как-то разнообразить провинциальную жизнь вдруг брякнул, будто уезжает - навсегда и далеко. Только брякнул. Но это так всех вокруг раззадорило и умилило, что он мигом стал общим любимцем и героем. Он бы и остался теперь, но его от доброты душевной споро собрали, уволили с работы, продали его квартиру — и проводили к едрене фене. По настроению в мировом кино был, кажется, только один похожий фильм о жизни, в которой ничего не происходит и не произойдет. Знаменитый фильм итальянца Эрманно Ольми “Вакантное место”, который прежде можно было увидеть в кинотеатре “Иллюзион” или Музее кино, а теперь уже и не знаю, где увидишь. Кстати, весьма симптоматично, что при всей, казалось бы, привязанности к нашему позднесоветскому быту “Облако-рай” было воспринято на Западе очень по-родственному: реакции я наблюдал. В фильме оценили не экзотику и не “правду социального разоблачительства” (которую за рубежом поощряли тогда в перестроечном кино), а близкое себе.

В новом “Коле - перекати поле” герой в исполнении все того же Андрея Жигалова, своей чудаковатостью придающего фильму половину обаяния, возвращается из дальних странствий с очевидным желанием остаться насовсем. И уверенностью, что вернулся навсегда. Но не судьба. Ситуация вновь поворачивается так, что он опять не может не уехать, причем даже не переночевав. Не может не придумать для окружающих, которые - кстати - встретили его очень тепло и нисколечки не забыли, очередную байку-причину, заставляющую его моментально отбыть - вновь, на самом деле, в никуда, о чем никто и не догадывается. Человек думал, что едет домой, а получилось, что словно бы вышел на промежуточной станции перекурить - да и встретил друзей детства, с которыми успел обменяться фразами: “Ты как?” - “Ну а ты-то как?”

Фактически он жертвует собой. Беда, однако, в том, что этого никто не понимает. И друзья опять очень печалятся его отъезду - но очень хотят его проводить. Человек приехал немножко победителем, а уехал вновь отщепенцем. И даже так: ехал, надеясь наконец радоваться жизни, а уехал в полной печали, раздарив все то немногое, что у него было. Даже копеечную, но роскошную по глухим провинциальным меркам японскую машину с правым рулем. На сей раз, правда, его, в отличие от первого фильма, не сопровождают до остановки рейсового автобуса всей многоэтажкой. А некоторые даже и рады, что он быстренько убрался: нечего, дескать, другим людям жизнь обременять.

Если “Облако-рай” было фильмом о жизни, в которой ничего не происходит, то “Коля” - о жизни, в которой ничего не меняется. Разве что люди, хотя считаются безработными, подкопили чуточку денег и слегка приоделись. Что за страна Россия, где по четырнадцать лет ждут возвращения давно канувшего в дальних странствиях Ивана-дурака? И что за страна Россия, где Иван-дурак все эти годы тайно надеется, что его все еще ждут и есть место на земле, которое можно считать домом? Николаю Досталю повезло с тем, что внешне фактически не изменились его главные актеры - ни Андрей Жигалов, ни Ирина Розанова, ни Сергей Баталов, ни Алла Клюка: это тоже работает на концепцию фильма. Заметим, кстати, что актерский ансамбль в “Облаке” и “Коле” едва ли не лучший в истории позднесоветского и российского кино.

Интонация фильма - одновременно светлая, печальная и ироничная - тоже мало с чем сравнима. Вообще: все опасения по поводу того, стоило ли Досталю затевать фильм-продолжение, теперь забыты. Второй фильм адекватен первому - это редкость по всем киномеркам. При том что соблюдены и неписаные законы ремейка, в котором - пусть с иными смыслами - непременно должны повторяться многие ситуации из первого фильма. Единственная проблема “Коли” - прокатная. Смогут ли воспринять фильм зрители, не видевшие либо, в отличие от земляков героя, не помнящие первой части?

Юрий Гладильщиков для "Ведомостей" 14.10.2005 http://www.vedomosti.ru