Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
КОЛЯ - ПЕРЕКАТИ ПОЛЕ
Трагикомедия. Режиссер: Николай Досталь. В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова,
Алла Клюка, Лев Борисов, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников, Владимир Капустин. |
Он слишком долго плавал
Пятнадцать лет назад Николай Досталь снял фильм, который по тем ажиотажным временам «кооперативного кино» выбивался из бесчисленного множества попыток «сделать как на Западе». «Облако-рай» подкупало тем, что в нем как раз все было «как у нас», и в этой светлой трагикомедии о взаимоотношениях жителей маленького поселка узнавали себя тысячи зрителей.
Конечно, «Облако-рай», получив все мыслимые по тем временам премии, бесславно канул в прокате, но обрел верных поклонников. Его до сих пор передают из рук в руки на видеокассетах, смотрят по десять раз и делятся рецензиями: «Три дня после этого телевизор не смотрел, не хотелось впечатление портить». Теперь им радость: Досталь снял продолжение той истории: «Коля – перекати поле».
Главным героем «Облака» был болтун и фантазер Колька, который так всем надоел в маленьком поселке городского типа, что очередная байка – дескать, товарищ его зовет во Владивосток работать – была принята всерьез и с радостным удивлением: «Да пусть едет, хоть к чему-то пригодится». Кольке устроили проводы, по-быстрому распределили его имущество, искренне поплакали, обняли и выпроводили. И вот прошло много лет, страна уже называется по-другому, герои постарели, но в маленьком поселке не изменилось почти ничего. Те же типовые квартиры в блочных домах, та же воскресная дрема, та же грязноватая речка (только теперь дело происходит зимой, и тот из жителей, кто не спит, сидит на льду с удочкой), те же заводские трубы. И то же желание принять на веру любую, хотя бы и самую невероятную, выдумку.
Снимая «Колю – перекати поле», Досталь совершил одну великую вещь: сумел собрать воедино всех без исключения героев давнего приключения. Андрей Жигалов, который сыграл того самого Колю, успел за это время уехать в Германию, где сделал карьеру клоуна, – ему даже особо и притворяться не пришлось, изображая своего героя после кругосветных странствий. Коля приезжает к своим на побитой японской машине, обвешанный сувенирами из экзотических стран и обнаруживает, что все его давние знакомые застыли в своих квартирках, как мухи в янтаре. Вот только оставленная Колей девушка (Алла Клюка) успела выйти замуж и родить двоих детей, причем старшенький – сын самого Коли.
Друзья и соседи, не обладая буйной фантазией, действуют прямолинейно: сначала стараются эту новость от гостя скрыть, а потом, раз уж так получилось, и вовсе выпроводить пришельца. А он и сам понимает, что для поселковых обитателей он по-прежнему никуда не годный фантазер Колька, диковина, которая за время отсутствия стала еще диковиннее. И тогда он ошарашивает их наспех придуманной байкой о том, что смертельно болен экзотической болезнью и заскочил просто попрощаться. И снова выдумка принимается с готовностью, снова есть повод выпить, поделить имущество, искренне поплакать, обнять и выпроводить. Облако в цветастых заграничных штанах улетело и уже не обещало вернуться. Провинциальная трясина снова подернется ряской, а обитатели поселка продолжат свой сладкий воскресный сон.
Иван-дурак забежал домой
В прокат выходит “Коля - перекати поле” Николая Досталя - фильм, получивший в августе главный приз российского кинофестиваля в Выборге. Неожиданно уже то, что это ремейк давней картины Досталя, в свое время тоже взявшей массу призов, в том числе за границей (включая престижный кинофестиваль в Локарно), и признанной отечественными критиками лучшей в 1991 г.
Известие о том, что Досталь решил снять продолжение “Облака-рая”, в свое время вызвало смешанные чувства у автора этих строк. Дело не в том, что ремейки не вполне в традиции отечественного кино — они, может, и в традиции, но кино массового и жанрового: три серии “Неуловимых мстителей”, три серии “Любить по-русски”, теперь вот будут три серии “Антикиллера”.
А “Облако-рай”, хотя и основывалось на предельно простом сюжете и тоже было хорошим развлечением (грустная комедия), запомнилось прежде всего как очень эстетически чисто сделанная вещь и картина безусловно авторская. Кроме того, абсолютно законченная по концепции. И вдруг — фильм № 2. Да еще почти через пятнадцать лет, что, конечно, слишком большой разрыв. Зачем?
“Облако-рай” (его, кстати, только-только повторили по ТВ) - история о парне, который из желания как-то разнообразить провинциальную жизнь вдруг брякнул, будто уезжает - навсегда и далеко. Только брякнул. Но это так всех вокруг раззадорило и умилило, что он мигом стал общим любимцем и героем. Он бы и остался теперь, но его от доброты душевной споро собрали, уволили с работы, продали его квартиру — и проводили к едрене фене. По настроению в мировом кино был, кажется, только один похожий фильм о жизни, в которой ничего не происходит и не произойдет. Знаменитый фильм итальянца Эрманно Ольми “Вакантное место”, который прежде можно было увидеть в кинотеатре “Иллюзион” или Музее кино, а теперь уже и не знаю, где увидишь. Кстати, весьма симптоматично, что при всей, казалось бы, привязанности к нашему позднесоветскому быту “Облако-рай” было воспринято на Западе очень по-родственному: реакции я наблюдал. В фильме оценили не экзотику и не “правду социального разоблачительства” (которую за рубежом поощряли тогда в перестроечном кино), а близкое себе.
В новом “Коле - перекати поле” герой в исполнении все того же Андрея Жигалова, своей чудаковатостью придающего фильму половину обаяния, возвращается из дальних странствий с очевидным желанием остаться насовсем. И уверенностью, что вернулся навсегда. Но не судьба. Ситуация вновь поворачивается так, что он опять не может не уехать, причем даже не переночевав. Не может не придумать для окружающих, которые - кстати - встретили его очень тепло и нисколечки не забыли, очередную байку-причину, заставляющую его моментально отбыть - вновь, на самом деле, в никуда, о чем никто и не догадывается. Человек думал, что едет домой, а получилось, что словно бы вышел на промежуточной станции перекурить - да и встретил друзей детства, с которыми успел обменяться фразами: “Ты как?” - “Ну а ты-то как?”
Фактически он жертвует собой. Беда, однако, в том, что этого никто не понимает. И друзья опять очень печалятся его отъезду - но очень хотят его проводить. Человек приехал немножко победителем, а уехал вновь отщепенцем. И даже так: ехал, надеясь наконец радоваться жизни, а уехал в полной печали, раздарив все то немногое, что у него было. Даже копеечную, но роскошную по глухим провинциальным меркам японскую машину с правым рулем. На сей раз, правда, его, в отличие от первого фильма, не сопровождают до остановки рейсового автобуса всей многоэтажкой. А некоторые даже и рады, что он быстренько убрался: нечего, дескать, другим людям жизнь обременять.
Если “Облако-рай” было фильмом о жизни, в которой ничего не происходит, то “Коля” - о жизни, в которой ничего не меняется. Разве что люди, хотя считаются безработными, подкопили чуточку денег и слегка приоделись. Что за страна Россия, где по четырнадцать лет ждут возвращения давно канувшего в дальних странствиях Ивана-дурака? И что за страна Россия, где Иван-дурак все эти годы тайно надеется, что его все еще ждут и есть место на земле, которое можно считать домом? Николаю Досталю повезло с тем, что внешне фактически не изменились его главные актеры - ни Андрей Жигалов, ни Ирина Розанова, ни Сергей Баталов, ни Алла Клюка: это тоже работает на концепцию фильма. Заметим, кстати, что актерский ансамбль в “Облаке” и “Коле” едва ли не лучший в истории позднесоветского и российского кино.
Интонация фильма - одновременно светлая, печальная и ироничная - тоже мало с чем сравнима. Вообще: все опасения по поводу того, стоило ли Досталю затевать фильм-продолжение, теперь забыты. Второй фильм адекватен первому - это редкость по всем киномеркам. При том что соблюдены и неписаные законы ремейка, в котором - пусть с иными смыслами - непременно должны повторяться многие ситуации из первого фильма. Единственная проблема “Коли” - прокатная. Смогут ли воспринять фильм зрители, не видевшие либо, в отличие от земляков героя, не помнящие первой части?
Юрий Гладильщиков для "Ведомостей" 14.10.2005 http://www.vedomosti.ru