Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
Итоги XXVIII Московского Международного кинофестиваля
На XXVIII Московском международном кинофестивале вручены награды победителям.
Главный приз кинофестиваля – Золотой «Святой Георгий» – вручен режиссеру-дебютанту из Швеции Отману Кариму за фильм «О Саре», посвященный проблемам молодой женщины.
Приз за лучшее исполнение женской роли Английская получила актриса Джули Уолтерс, сыгравшая в картине «Уроки вождения». Режиссер этого фильма Джереми Брок получил спецприз жюри.
Приз за лучшую режиссерскую работу – Серебряный «Святой Георгий» – получил Бертран Блие (фильм «Сколько ты стоишь?»). За режиссера приз вышел получать актер Жерар Депардье, сыгравший в фильме одну из ролей. Депардье также удостоен награды «За вклад в кинематограф».
Приз за лучшее исполнение мужской роли получил немец Йенс Харцер, сыгравший страхового агента в фильме «Страхование жизни» (режиссер Бюлент Акинчи).
В программе молодого кино «Перспективы» главный и единственный приз получил узбекский кинорежиссер Елкин Туйчиев, поставивший фильм «Чашма» («Источник»). К этому призу прилагается 10 тысяч метров пленки «Кодак» для съемок новой картины.
Фильмов много, а кино мало
Московский международный кинофестиваль, присудивший главную премию фильму о союзе белой женщины и черного мужчины, показал пример завидной политкорректности.
Московский фестиваль с самого начала будто встал не с той ноги. Первую подножку ему подставил австрийский режиссер Михаэль Ханеке, который роли конкурсного арбитра предпочел съемки собственного фильма. Почитаемый в России Питер Гринуэй тоже не согласился судить конкурс, ограничившись присылкой в Москву своих очередных "Чемоданов". Слег с сердечным приступом и не приехал на российскую премьеру своего нового фильма Клод Лелюш. Лишь к концу фестиваля прибыл Жерар Депардье, который своим обаянием и умом, с лихвой превосходящими его внушительную массу, вернул фестивалю ощущение праздника.
Между тем главная вагонетка, нагруженная конкурсными фильмами со всех континентов, кроме Австралии, со скрипом двигалась по накатанным рельсам. Впрочем, упрекать ММКФ в слабости конкурсной программы стало дурным тоном - лучше от этого она не становится, а кажется, что все хуже.
Национальный вопрос
На фоне непомерно длинных фильмов ни о чем получившая Золотого Георгия картина Отмана Карима "О Саре" выглядит вполне осмысленной и пристойной. Это дебютная работа режиссера из Уганды, в 18 лет уехавшего в США учиться на кинооператора, там же получившего режиссерское образование, а потом обосновавшегося в Швеции.
Героиня его картины - нравственно и физически здоровая, привлекательная девушка Сара, которая, как и многие ее ровесницы, не может найти себе достойного друга. После нескольких неудачных связей (мужчины оказываются то мельче ее, то завистливее) Сара возвращается в родной дом и занимается ремонтом. Ей помогает темнокожий работник. Отчаявшись создать семью, она вступает с ним в связь, чтобы родить ребенка и исполнить, наконец, свое женское предназначение. Младенец умирает. Умной и чуткой Саре даже в голову не приходит, что у отца ребенка могут быть свои переживания, помимо отведенной ему роли жеребца, как в гневе выражается ее любовник. Но все разрешается, как подобает: взявшись за руки, отец и мать идут на кладбище, как на свадьбу. Однако у зрителя возникает неизбежный вопрос: отчего же берутся у эмигрантов взрывы агрессии, если их кормят, учат, дают работу, а они бунтуют? Да оттого, что в цивилизованной Европе им отведена роль сытой рабочей скотины, которую используют по необходимости. И фильм тактично, но и достаточно твердо дает это понять.
Любовь on-line
Серебряного Георгия за режиссуру получил знаменитый француз Бернар Блие, чья картина "Сколько ты стоишь?" открывала конкурсную программу. Она же дала шанс внять пушкинскому совету поговорить о странностях любви, чему на фестивале предались наиболее расположенные к этому сюжету страны - Франция и Италия, но и другие столь приятного предмета не чурались. Очарованный красотой итальянской актрисы Моники Беллуччи, Бернар Блие сделал ее героиней кинокомедии: она сидит в кафе за стеклом и выставляет свою томную чувственность далеко не по умеренной цене. Роскошной феминой в норковой шубе прельстился невзрачный клерк, пожелавший потратить на даму выигранные в лотерее два миллиона евро. Не знаю, сколько стоит Моника Беллуччи вкупе со всей итальянщиной (Беллини-Пуччини-Верди плюс шумные многолюдные сцены, кажется, прямиком взятые из итальянского кино), но больше всех стоит в этой картине Жерар Депардье, включая врученный ему на ММКФ специальный приз "За покорение вершин актерского мастерства..." На этот раз Депардье с блеском покорил незамысловатую вершину в роли воротилы-гангстера, супруга Моники. Зная прихоть своей красавицы торговать собой, он держит ее на длинном поводке, хотя не прочь погрозить ей пистолетом. Наш грозный муж всегда при охранниках, даже когда выполняет прямые супружеские обязанности. Хотя хмурые молодцы в этом интимном деле ему не подмога, ибо, как объяснил режиссер, женщина предпочитает обнимать мужчину помельче ее, причем во всех смыслах.
Вопреки этому разумному правилу героиня итальянской картины ("Лед и пламень" режиссера Умберто Марино), полубезумная женщина из простонародья, воспылала страстью к ученому-математику, страдающему аутизмом. Какой эксперимент ставили авторы фильма над несчастными людьми, сказать трудно, но пламя лед подтопило, что-то между героями произошло, слава богу, незаметно для глаза. Что даже странно, поскольку мы уже привыкли, что любовь на экране показывается on-line и современные актрисы нередко заменяют талант умением громко стонать в постели, пугая соседей и маленьких детей.
"Лед и пламень" никакой награды не заслужила, но жаль, что не отметили фильм японского режиссера Мицуо Куроцути "Самурай, которого я любила", рассказывающий о таких подзабытых на фестивальных просмотрах ценностях, как чувство долга, порядочность, самоотверженность и т.д. Однако и о любви тоже, молчаливой, целомудренной и поэтичной, о чем и говорить неприлично. Одно извиняет старомодных японцев: они показали свое средневековье, когда любовь выражали не словами, а поступками. Но самая трогательная, зарождающаяся любовь оказалась израильская - в фильме Эйтана Аннера "Полурусская история". Дети эмигрантов из России чуть не поголовно занимаются в кружках бальных танцев: взрослые с трудом решают свои дела, а детям дают возможность привыкать к новой опасной жизни с помощью вальсов и румбы.
Почему в маленькой Венгрии так много свиней?
Почетным гостем прошлогоднего фестиваля был знаменитый венгерский режиссер Иштван Сабо, чья картина "Отец" в 1967 году получила в Москве Гран-при (в те годы никаких св. Георгиев, тем паче в золоте, и в помине не было). Рассказывая о своих планах, Иштван Сабо заметил, что свой новый фильм о коррупции он делает на венгерском материале, с венгерскими актерами и при скромном бюджете. Но материализовавшиеся на экране "Родственники", включенные в сегодняшний конкурс, к сожалению, судьбу "Отца" не повторили. При высокой режиссерской культуре, прекрасной игре актеров (включая Олега Табакова в роли наиболее отъявленного негодяя) фильм лишен той обжигающей силы, которая отличала такие шедевры Сабо, как "Мефисто" или "Полковника Редля". Но одну фразу из "Родственников", написанную для школьного сочинения сыном главного героя, стоит запомнить: почему в маленькой Венгрии так много свиней?
На вопрос, почему в мире так много свинства, пытались ответить авторы многих конкурсных фильмов - филиппинского, немецкого, польского, американского, греческого, но проблема зачастую повисала в воздухе, настолько эти работы были слабыми, ходульными, бесхребетными. И непростительно скучными.
Уроки вождения
Серебряный Георгий - специальный приз жюри и приз зрительских симпатий - достался картине английского режиссера Джереми Брока "Уроки вождения". Награду за лучшую женскую роль получила актриса Джули Уотерс. Даже сам святой, попирающий змия, повеселился бы над коллизиями и репликами фильма. Символичен сюжет "Уроков вождения", когда послушный юноша из семьи ханжей-евангелистов, поступив на службу к старой актрисе, шутя научился управлять машиной и заодно получил куда более важный урок: умение отличать ложь от правды, а зло, прикидывающееся добром, от добра подлинного.
Но как бы ни были поучительны "Уроки вождения", одной такой картины на весь конкурс удручающе мало. Рауль Руис, автор конкурсной работы "Климт", считает, что дело не в количестве: ты делаешь фильмы для отдельных личностей, но каждый из них и есть публика. Бернар Блие был более беспощаден. Фильмов, сказал он, много, а кино мало, что фестивальная действительность с назойливой поспешностью подтвердила. Если так пойдет и дальше, конкурсная вагонетка рискует совсем свалиться с рельсов.
Ольга Мартыненко, "Московские новости" http://www.mn.ru
ФЕСТИВАЛЬ КЛАССА «ХМ»
ММКФ остается «переходным явлением» с невнятными принципами, несмотря на обильный телепиар.
Итоги ММКФ изумили немногих журналистов и синефилов, отсмотревших весь конкурс. Как среднестатистическая картина из репертуара районного кинотеатра могла взять главный приз? Этого не ожидали даже авторы шведского фильма «О Саре». Они уже уехали из Москвы и на церемонию закрытия вбежали со значительным опозданием…
А на мой взгляд, выбор жюри оказался логичным завершением десятидневного марафона с препятствиями под названием Московский кинофестиваль…
Внезапный ливень проверяет наличие зонта… Это я про некрасивый поступок Ханеке,
бросившего жюри буквально перед смотром на произвол судьбы. Новобранец Жулавский,
возглавивший судей, свой выбор объяснил просто: купил бы ты билет на эту картину?
Но, позвольте, существует приз зрителей. Они отдали свои голоса изумительно разыгранной
британской мелодраме о сумасбродной стареющей актрисе и юном джентльмене. Жюри
подтвердило свой метод «одни из многих» тем, что картине английского режиссера
Джереми Брока они вручили и спецприз, и «Георгия» за лучшую женскую роль.
Профессиональные ценители на форумах класса «А», как правило, руководствуются
не столько зрительским потенциалом фильма, сколько эстетическими категориями,
расширяющими представление о современном кино. Но скажите мне: а судьи кто? —
и я скажу, какими будут их предпочтения (а ведь были времена в истории ММКФ, когда
в одном жюри конкурс оценивали выдающиеся режиссеры: Эмир Кустурица, Иржи Менцель,
Чжан Имоу, Йос Стеллинг под председательством Анджея Вайды). Вот отчего две самые
интересные авторские картины из основной программы, «Букмекер» и «Страхование
жизни», судьи практически проигнорировали (Йенс Харцер из последней картины награжден
за роль).
Проще пареной репы махнуть рукой: мол, опять слабый конкурс. Но ведь это не совсем так. Умные люди учат: труднее увидеть проблему, чем ее решить. Чтобы больной излечился, следует понять причины системного нездоровья. Для этого созовем консилиум… из нелюбимых паном Жулавским критиков разных стран. Корреспонденту «Новой» была оказана честь представлять Россию в жюри ФИПРЕССИ. Я не могла не воспользоваться знаниями и опытом коллег и на заключительном заседании попросила их проанализировать программу.
Шейла ДЖОНСТОН, Великобритания (The Independent):
— Нам сказали, что программа составлена из премьер. Это не так. Фильм Бертрана
Блие я видела в Стамбуле, немецкий — на «Берлинале», американский «Спроси у пыли»
был показан в Лондоне, «Климт» Руиса — примерно полтора месяца назад в Париже.
Клэр КЛУЗО, Франция (Creativ Cihes of cinema, UNESCO publications):
— Может, я скажу резко, но за 25 лет моей практики это самый низкий уровень конкурсной
программы. В ней есть сентиментальные фильмы, простоватые фильмы, перегруженные
идеологически, которые не отбирают на фестивале категории «А». Мы смотрим программу.
Она о высших ценностях: Господь, любовь, церковь, семья. Такие чистенькие, ухоженные
фильмы. А на «круглом столе» — реальные проблемы на экране. Почему же кино — про
другое? Должно же быть что-то общее между кинопроцессом и главным фестивалем.
Дайра АБОЛИНЯ, Латвия (LATVIAN TV, DIENA, KinoPause):
— Программа выстроена без всякой концепции. Каковы критерии отбора, каковы ее
цели? Программа большого кинофорума всегда о чем-то говорит, показывает, что происходит
в мире кино, и шире — в мире вообще. Здесь — хаос. И второе. Я слышала, что больше
70 российских картин в этом году создано. Но лучшие из них, о которых мы все время
слышим, — «Свободное плавание», «Живой», «Перегон» — нам не показывают даже в
российской программе. Это проблема самоуважения? Значит, все тут признаются, что
после ММКФ будут Венецианский фестиваль, Карловы Вары, Рим, и для русских режиссеров
и продюсеров это более важно, чем показать кино дома.
Чарльз-Стефан РОЙ, Канада (ICI Montreal, Sequences magazine):
— Ощущение, что цель этой программы — распространить потом фильмы на экране. То
есть просто рекламная кампания. Любопытно, насколько отборщики имеют право выбора,
не берут ли верх отношения политические или дипломатические? Было ли целью отборщиков
удовлетворить интересы широкой публики? Но это не совсем дело международного феста.
Все зависит от того, что именно вы ищете…
Конечно, можно закрыть глаза на мнения «неприятных критиков». И слушать, например, только Первый канал — информационный спонсор феста, непрерывно льющий эфирный елей на ММКФ и утверждающий, что публика решение жюри приняла с восторгом, и вообще фестиваль — 71-летний херувим с розовыми щечками.
Но внятное обозначение проблем — возможность меняться, исправляться и расти. Самообман — тупиковый путь.
Нынешний фестиваль в очередной раз оказался переходным. Он переехал на новую площадку. Объединение показов в одном месте, несомненно, правильный ход. Однако мультиплекс «Октябрь» оказался не готов к событию подобного характера. Пресс-центр с шестью (!) компьютерами и одним телефоном; секьюрити, разглядывающие бейджики как экзотические картинки; отсутствие фестивальной атмосферы. Отряд отборочного жюри явно заметил потерю бойцов: Кирилла Разлогова и Петра Шепотинника. Кино Азии — за исключением глянцевого японского «Самурая, которого я любила» — в конкурсе показательно отсутствует. Признавая компетентность отборщиков (это все знающие и уважаемые в мире кино люди), понимаю, что работают из года в год они в ситуации аврала. Собирают программу за последние месяцы. Конкурсы больших смотров сочиняются в течение года. Из программы феста пропали традиционные ретроспективы синематеки. От Музея кино избавились, и зияющую черную дыру — совершенное отсутствие киноистории — не компенсировала даже мастерски подобранная программа документального кино. Иностранных журналистов аккредитовано беспрецедентно мало. Даже «Кинотавр» сейчас наращивает присутствие иностранной прессы, ведь это единственная возможность сформировать реноме смотра во всем мире.
И наконец — самое важное. Фестиваль — огромная сложносочиненная машина. Работает прежде всего на энтузиазме фанатиков — особой породы людей, фестивальщиков. По всему кажется, что руководству ММКФ каждый год эту машину запускать приходится по необходимости. Чтобы не заржавела. Президент вынужден оторваться от съемок сразу двух картин. Руководитель программы отстранен. Синефильской горячки будто и не было. Лучший момент феста — награждение Депардье призом «Я верю!» имени Станиславского. Но ведь актер, участвующий в конкурсе (фильм Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?») по всем существующим канонам представляет картину, участвует в пресс-конференции, ей посвященной. В Москву же звезды едут за наградами. Сам фестиваль все еще не представляет для них интереса.
За кадром феста
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА. НА ВЫБЫВАНИЕ...
Так как жюри взяло на себя миссию продвигать зрительские картины к зрителю, отметив «Уроки вождения» Джереми Брока, «О Саре» Отмана Карима, «Сколько ты стоишь?» Бертрана Блие, стоит остановиться на картинах лабораторных, метафорических, исследующих киноязык и пластику кинематографа. В общем, собственно фестивальном кино.
Любопытно, что главными героями фестивальной программы ММКФ оказались игроки. Стареющая Амелита из филиппинского «Букмекера» Джеффри Джетуриана — букмекерша нелегальной лотереи. Иммигрант Себастьян из «13» Гелы Баблуани попадает в опасный мир людей, играющих в русскую рулетку на деньги. В немецком «Страховании жизни» Бюлента Акинчи играют ва-банк с судьбой. Во всех этих картинах цена игры — сама жизнь.
На первый взгляд кажется, что страховой агент Бурхард Вагнер вроде бы от игры далек, как никто. Он уговаривает клиентов застраховать жизнь от всяческих напастей. Стремится к благополучию, шуршание розовых полисов в его руках — музыка надежды, обещание счастья и процветания его семье, той самой нежно любимой семье, с которой общаться остается только через автоответчик. А пока приходится жить в авто, питаться фаст-фудом, в придорожных химчистках приводить одежду в порядок. Заветная папка толстеет на глазах, вот-вот и он сможет вернуться к семье, к себе самому, к дому. Только где дом и где сам Бурхард? Магнитная лента дороги, по которой колесит одинокий «охранник жизни», не отпускает. Сколько ни всматривайся в дорожные знаки, среди них нет самого жизненеобходимого: знака «Выезд». Из прозаических подробностей быта страхового агента, его встреч с невезучими клиентами, отщепенцами благополучного общества, выкинутыми на обочину, вырастает метафора. Тусклый клерк с зализанными волосами — агент жизни, спасатель — оказывается ангелом смерти, встреча с которым не сулит добра. Незамысловатая история «пути в никуда» с остановками таит серьезные философские вопросы: о смысле существования, ценностях, истинном и мнимом.
«Букмекер» (приз жюри ФИПРЕССИ) — картина известного в киномире филиппинца
Джеффри Джетуриана. Картина, снятая под синема-верите, полна жизни. Грузная Амелита
едва сводит концы с концами, собирая ставки для нелегальной игры «Джуйтенг», тянет
на себе всю семью. Вытирая пот, она спешит по узким улочкам, камера несется за
ней. Это настоящая погоня. Почтенная матрона Амелита загнана в угол города-лабиринта,
загнана насквозь коррумпированным обществом в криминальный бизнес как единственный
способ существования. По-моему, очень близкая и понятная нам картина. В конце
концов опасная игра втягивает героиню, а ставкой становится ее собственная жизнь…
Лариса МАЛЮКОВА, член ФИПРЕССИ, Россия, обозреватель «Новой Газеты» 06.07.2006
http://2006.novayagazeta.ru