Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

ДОКТОР ЖИВАГО

"Доктор Живаго": Предварительный диагноз

На НТВ стартовал многосерийный фильм "Доктор Живаго", созданный по одноименному роману Бориса Пастернака. Эта премьера - в силу значимости и трудной судьбы первоисточника, а также по звездному составу, собранному на съемочной площадке, - из числа самых ожидаемых в телесезоне, вообще прошедшем под знаком экранизаций классической литературы. По этим же причинам - и незамедлительная и неоднозначная реакция уже на первые серии фильма, подробный разговор о котором еще наверняка предстоит.

Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор, искусствовед:

- Роман Пастернака "Доктор Живаго" в свое время стал заложником нечистоплотной политики. Автобиографические откровения великого поэта сложились в классическое произведение, уходящее корнями в традиции русской литературы XIX века. Не претендуя на лавры "Войны и мира" или "Тихого Дона", автор сумел честно и с достоинством рассказать о тяжелейшем периоде в нашей истории. Но сначала заполитизированный комитет по Нобелевским премиям избрал книгу орудием "холодной войны", а потом загнивающая изнутри хрущевская камарилья устроила грязный суд над Пастернаком.

Падкие до жареного западные кинематографисты по-быстрому сварганили поверхностный фильм. К сожалению, нынешний сериал не стал достойным "ответом Западу". Скуку, серость, безвкусицу картины не спасают ни сомнительная эротика, ни постоянные истерики, устраиваемые актерами. В американском фильме провал Омара Шарифа (Живаго) компенсирует игра блистательной Джулии Кристи - истинно пастернаковской Лары. В российском же сериале Олег Меньшиков не скрывает своего безразличия к первоисточнику, а потому так же беспомощен, как и в недавней экранизации приключений Остапа Бендера. Лара же до боли напоминает героиню спектакля "Голая пионерка", где Чулпан Хаматова продемонстрировала сексапильность эпохи рыночной экономики, абсолютно чуждую героине, боготворимой Пастернаком. Известные актеры, приглашенные в сериал, увы, недалеко ушли от главных исполнителей.

Смотришь серии, сдерживая зевоту, и с сожалением понимаешь, что блистательные экранизации "Собачьего сердца" и "Клима Самгина" остались в прошлом...

Леонид ПАВЛЮЧИК, редактор отдела культуры газеты "Труд", кинокритик:

- Как ни странно, но фильм "Доктор Живаго" едва не разделил судьбу первоисточника - романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Нет, сериал не закрывали, не пытались положить на полку, но и показывать на экране явно не спешили. Законченный еще минувшей осенью, фильм долго ждал эфира на канале НТВ. Пронесся даже слух, что с ним пытаются поступить как с "Казусом Кукоцкого", поставив по выходным в глухое дневное время. По некоторым сведениям, группа во главе с режиссером Александром Прошкиным против такого подхода взбунтовалась, прайм-тайм для экранизации знаменитого романа удалось отстоять. Но тенденция налицо: некогда интеллигентный канал НТВ давно сделал ставку на легкоусвояемые сериалы, к каковым экранизация романа Бориса Пастернака явно не относится...

Понять руководство НТВ отчасти, впрочем, можно: "Доктор Живаго" и впрямь не самое развеселое зрелище. Первые серии фильма, словно в зеркале, отразили как сильные, так и слабые стороны романа, который потряс в свое время читателей всего мира горькой правдой о первой мировой, а затем и гражданской войне в России, о белом и красном терроре, выбившем цвет русского народа. За эту новую, неведомую до того правду, многие из нас, читавшие роман в самиздате, прощали автору и ускользающий сюжет, и рыхловатую композицию, и "случайные" встречи героев на просторах большой страны, и обилие главных и второстепенных персонажей, которых порой трудно было удержать в голове...

Увы, все эти издержки романа хорошо видны в первых сериях фильма. Боюсь, нечитавший романа зритель поначалу просто не поймет, кто такой, скажем, профессор Громеко и каким боком ему приходится юный студент Живаго, что это за странное семейство Гишар едет из провинции покорять столицу. В первых сериях фильма сюжетные узелки только завязываются, характеры едва-едва намечаются. Но уже видно, как страстна и наивна, порочна и одновременно целомудренна Лара в безупречно-точной трактовке Чулпан Хаматовой. Как велеречив, циничен и безумен в любви Комаровский в блестящем исполнении Олега Янковского. Как одухотворена и прелестна юная Тоня Громеко в тонком прочтении молодой и доселе неизвестной мне актрисы Варвары Андреевой...

А вот Юрий Живаго в облике Олега Меньшикова - пока самое уязвимое, самое слабое звено в фильме, если использовать популярную нынче терминологию. В первых сериях актер играет юного 20-летнего студента, но свои 45 с хвостиком Меньшикову спрятать никак не удается, несмотря на старания гримеров и оператора, который норовит снять актера так, чтобы не было видно морщин на лице. Все усилия самого Меньшикова пока уходят на то, чтобы сыграть ветреный юный возраст, а не сам характер. Десять лет назад актер изображал юного кадета в "Сибирском цирюльнике", и уже тогда это было предметом всеобщей иронии. С тех пор Меньшиков моложе не стал. Даст Бог, актер разыграется к финальной серии, где он будет наконец играть героя своего возраста.

Источник: Trud.ru № 84 за 13.05.2006