Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

Ирония судьбы. Продолжение

Лирическая комедия
Россия, 2007 г.

Режиссер: Тимур Бекмамбетов.

В ролях: Константин Хабенский, Сергей Безруков, Лиза Боярская, Барбара Брыльска, Андрей Мягков, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Вилле Хаапсало, Михаил Ефремов, Константин Мурзенко, Роман Мадянов, Виктор Вержбицкий, Анна Семенович, Эльдар Рязанов, Инга Оболдина.

Ну и гадость эта ваша заливная рыба!

Плюсы и минусы «Ирония судьбы, продолжение» обсуждаются двумя персонажами - Ангелом и Бесом

Премьера продолжения главного новогоднего фильма показалась нам столь значимым явлением, поэтому мы решили отступить от привычной формы рецензирования новинок. Нынешнюю рецензию мы построили как диалог между двумя персонажами – Ангелом и Бесом, каждый из которых рассматривает «Иронию судьбы» под своим уголом.

Бес

Эх, попались бы мне в котел продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, кинорежиссер Тимур Бекмамбетов, сценарист и писатель Алексей Слаповский, актер Константин Хабенский и чертова дюжина его коллег – актеров и актрис…

Здесь, граждане, поймите меня правильно – о святом речь идёт. О фильме, без которого не мыслим ни один Новый год. О фильме, с которым неизменно ассоциируются запах ёлки и мандаринов, салат оливье и праздничное утро в обнимку с пылесосом. Короче, долго распинаться не буду, светлые воспоминания у каждого свои, не в том суть.

И вот – продолжение. До сего дня я считал Бекмамбетова (создателя «Дозоров»), Хабенского, Эрнста, Безрукова и даже Слаповского, по крайней мере, честными ремесленниками. Не гении, но хлеб свой отрабатывали честно. Теперь я так не считаю.

Начинается фильм (после вступительных кадров с бухим Дедом Морозом в исполнении Михаила Ефремова-младшего) с классической сцены в бане.

Костян (Константин Хабенский), сынуля незабвенного Жени Лукашина, сидит в бане с постаревшими и обрюзгшими Белявским и Ширвиндтом. Как говорили во времена той, первой, легендарной «Иронии судьбы» – «на смену старшим молодая рать идет».

Смена оказалась «достойной». После первого же стакана водки Лукашин-младший вырубился и… проснулся потомственный алкоголик в питерской квартире по Третьей улице строителей. Вот прям так, сразу коня за рога взяли.

Дальше всё идёт более-менее по плану. В смысле, по сценарию первого фильма. Надя-младшая (дочь Нади-старшей и Ипполита) пытается разбудить московского гостя не водой из чайника, а газом из баллончика. Времена, однако, меняются.

Ну и вот. Следом появляется новый Ипполит, которого, правда, зовут теперь Ираклий (Сергей Безруков).

Правда, ведёт он себя культурно, хихикает над пьяным Лукашиным, из квартиры его не гонит, за пуговицу не берёт и бить не пытается. Но сразу видно: дрянь, а не мужик.

В смысле, не то чтоб дрянь, но, как всем известно, тот, кого в конце концов отвергнут, должен быть строго положителен, богат и крайне занят.

Безрукову постоянно звонят клиенты, партнёры – он преуспевающий менеджер крупной сотовой компании. Судя по шарфику – это «Билайн».

Кстати, от «скрытой» рекламы рябит в глазах: «Золотая бочка», «Русский стандарт», «Imperia», «Макфа» и даже всегдашнее новогоднее лицо Первого канала (Максим Галкин, куда без него).

Но вернемся к нашим баранам. Лукашин-младший не только с первого взгляда по уши втрескался в Надю-младшую, но и тут же придумал коварный план. Ногами в штанины не попадает, а котелок-то варит! Византия, прямо-таки!

Надышавшись в ванной гелием из шарика, он звонит Ираклию по вызнанному (по случайке) номеру и поганым бабьим голосом говорит, что вот-де антенну ваши охламоны зацепили, не дадут Новый год спокойно встретить.

Безруков мчится по указанному адресу, где долго воюет с пьяным пограничником, с соседями, ползает по крыше и т.д. Костян тем временем всячески охмуряет Надежду и даже поёт, бренча на гитаре – что бы вы думали? Ну правильно, «Если у вас нету тети».

Надежда вызывает милицию, и голубков заметают в обезьянник. Впрочем, Ираклий быстро вызволяет Надежду, а Лукашина освобождает пьяный мент.

Тем временем из Москвы на помощь сынку выезжает Лукашин-старший.

Но и Лукашин-младший не промах! Пока Ираклий тщетно пытался совместить бизнес с личной жизнью, Костян явился к Наде аккурат в двенадцать ноль-ноль и отбил-таки невесту у буржуя!

Нежно-страстный поцелуй под бой часов – апогей банальности.

Но зря обрадовались зрители, сказка еще не кончилась. Еще будет несколько ностальгических сцен с участием отцов и детей, состоявшихся жен-мужей и не состоявшихся любовников. А еще переодевание Лукашина в деда-мороза, любительский спектакль в квартире соседа, прощание в аэропорту и на вокзале.

Последние кадры: так до конца и не протрезвевший Костян просыпается в питерской квартире и видит перед собой полуголую Боярскую, которая ожидает, когда он проснётся. Я даже подозреваю, зачем.

Тем временем Женя и Надя-старшая обнимаются в купе Красной стрелы и рассуждают о детях: мол, «все у них получится».

В общем, хотел я напоследок запустить в экран чем-нибудь тяжелым, да передумал. Много чести! Подожду вас тут, у котла с кипящей смолой.

Ангел

Ну вот, опять Бес распоясался. Всех в ад собрался загнать, гуртом. Ему, конечно, хорошо – чем больше грешников на сковородках, тем выше премиальные для чертей.

Но я не хочу людей губить, напротив, мой долг вытягивать их из Пекла хотя бы и за соломинку.

Да и вообще, как можно наказывать людей, толком не разобравшись, кто и в чем виноват.

Впрочем, и хвалить заведомую халтуру я не стану.

Давайте разберемся.

Надо снять обвинение с актеров, сыгравших второстепенные и эпизодические роли. Во-первых, их дело маленькое. Во-вторых, здесь есть несколько актерских удач.

Особенно хорош Роман Мадянов в роли пьяного майора милиции. Всех бы из картины вырезал, а его одного – оставил. Даже в халтурной картине ниже плинтуса не опустился, молодец! Его ли на костер тащить?

Не стал бы я трогать и стариков – Мягкова, Яковлева, Барбару Брыльску. Своей борозды они не испортили. Монолог Мягкова о счастье кажется цитатой из другого, куда более достойного кино.

Яковлев, несмотря на преклонные годы, образ Ипполита воспроизвел неплохо. Барбара Брыльска чуда не сотворила, но сыграла не хуже (и не лучше), чем тридцать лет назад.

Не стал бы я ругать и Безрукова с Хабенским. Не стреляйте в актера, играет – как умеет.

Да и вообще, артисты – люди подневольные, пусть даже высокооплачиваемые. Что с них взять?

Я уже давно убедился, что самое лучшее в нашем кино – это актеры. Самое паршивое – сценаристы.

Если уж осудить на адские муки, так не актеров, а продюсеров, режиссера и сценариста. Вот кто за все ответить должен!

Уж сколько раз твердили миру, что ремейк – это лучший способ творческого самоубийства. Почти все они заканчиваются провалами: критики подымают на смех, зрители покидают зрительный зал прямо во время сеанса.

Но ничему не учит история наших продюсеров-режиссеров-сценаристов. Каждый год появляются все новые ремейки. Почему так? Неужели все эти высокооплачиваемые господа – круглые идиоты, умственно отсталые люди? Нет, конечно.

Просто нет у них новых идей, мыслей, образов. Кризис креативности.

Казалось бы, нет проблем: отдохни, книжку почитай, подумай. Может быть, новые мыслишки и придут. А если уж совсем не пишется, г-н Слаповский, так и не пишите!

Если нет интересного сценария, значит, не надо снимать кино, г-н Бекмамбетов! Отдохните лучше где-нибудь на Мальдивах, но халтурой не занимайтесь.

Должно же интересовать творческих людей что-нибудь, кроме гонорара? Куда там.

Хотели повторить успех самого популярного фильма Эльдара Рязанова? Молодцы! Вперед, с песнями! Но надо же поработать немного серым веществом, понять – а в чем же заключался тот успех.

Не станем лукавить, Рязанов – не Антониони и не Тарковский, а «Ирония судьбы» в художественном отношении не самый лучший его фильм.

Секрет успеха не в «гениальной» игре Мягкова или даже Яковлева, и не в коллективной (Барбара Брыльска, Талызина, Алла Пугачева) работе над образом интеллигентной питерской учительницы.

Эльдару Рязанову удалось (кстати, второй раз в жизни) передать атмосферу самого любимого народом праздника. Более того, атмосферу ожидания праздника, его предвкушения. Как это получиось, Бог знает!

Наверное, ее создали музыка Таривердиева, стихи Пастернака, Ахмадулиной, Евтушенко. Падающий (искусственный, правда) снег, очередь за апельсинами и еще множество мелочей, удивительно удачно сплетенных воедино. Мозаику составили, пасьянс сошелся. Какой-то добрый дух помог режиссеру.

Есть и еще обстоятельство. В новогоднюю ночь люди планируют начать новую жизнь, порвать с прошлым, отворить дверцу в будущее. Уже утром первого января надежду сменят усталость и головная боль. Но тот давний рязановский фильм предназначен для новогодней ночи. Сказка для взрослых: герой улетел в другой город и вместо скучной, расчетливой невесты нашел любимого человека.

Но Слаповский и Бекмамбетов о таких вещах даже не задумались: достаточно, мол, показать знакомых актеров в знакомых обстоятельствах. Публика – дура, авось – купится. Дело верное!

Такие тонкие понятия, как «атмосфера праздника», «ожидание праздника» создателям фильма неведомы. Они уже привыкли насыщать каждый кадр драками, криками, интригами, приключениями. Событий в новой «Иронии судьбы» куда больше, чем в старой. Мелькают они как цветовые комбинации в детском калейдоскопе.

Главное, чтобы публика не заскучала! Поэтому Константин Хабенский постоянно кривляется перед камерой, Лиза Боярская принимает красивые позы, Сергей Безруков все время куда-то мчится, торопится.

А по ночному Питеру странствует в драбадан пьяный Дед Мороз. Этот персонаж, очевидно, призван напомнить зрителю, что дело происходит под Новый год, а не в День российской армии.

В картине множество ненужных, абсолютно бессмысленных эпизодов. Чего стоят только «спасение» Ираклием пьяного пограничника (тот чуть не упал с крыши) и введенная, очевидно, из политкорректности интернациональная семья соседей: папа – «лицо среднеазиатского типа», мама – беременная блондинка «славянского типа» и много-много ребятишек. Зачем это?

В общем, такое вот кино напоминает не лирическую комедию Рязанова, а самый примитивный, самый плохой КВН. Много суеты, мало смысла.

Впрочем, даже если актеры и пытались как-то вытянуть фильм, их усилия были тщетны.

Мертворожденная идея продюсеров, мертвый сценарий Алексея Слаповского не оставили шансов ни режиссеру, ни актерам. Это выше сил человеческих.

Нельзя же ожить труп! Такое под силу только Всевышнему, а создатели «Дозоров» и новой «Иронии судьбы» с ним явно не на прямом проводе.

Сергей Беляков http://www.vz.ru


Параллели двух "Ироний": что думают зрители?

Россияне нарушили свою главную праздничную традицию, которой уже более трех десятков лет - массовый просмотр кинофильма "Ирония судьбы" состоялся не в Новый год, а на 11 дней раньше. Да и ирония не та, что была прежде. 21 декабря в России стартовал премьерный показ римейка всеми любимой новогодней сказки для взрослых.

Эльдар Рязанов посмотрел фильм одним из первых

В продолжении "Иронии судьбы" сыграли и звезды легендарной ленты Эльдара Рязанова, и новые герои. Все они накануне собрались в клубе "Эльдар", где прошел первый показ картины.

Режиссер нервничал перед первым показом, кажется, больше самих создателей.

- Я бы, конечно, все сделал не так... Но надо сказать, Константин Львович мне предлагал (делать фильм). Я имел мужество отказаться. Тем не менее хочу выразить восхищение Тимуру Бекмамбетову, - сказал Эльдар Рязанов до просмотра фильма

Рязанову, который когда-то благословил продолжение, вручили личную копию новой "Иронии". Режиссер был тронут: "У меня такой кавардак в душе. Потому что, честно вам скажу, когда мы делали первую картину, мы понятия не имели, что она будет жить так долго - 32 года, и что я буду через 32 года стоять на сцене клуба, который носит мое имя, и буду смотреть продолжение этой картины, сделанной замечательными, талантливыми людьми. Я вас всех поздравляю. Я хочу, чтобы у этой картины, в какой-то степени, был успех, подобный предыдущей картине".

Билеты раскупили задолго до премьеры

Премьерный показ фильма "Ирония судьбы. Продолжение" стал в ряде регионов России беспрецедентным - впервые за многие годы открылась предварительная продажа билетов, которые закончились задолго до начала проката.

В Самарской области билеты стали новогодними подарками - их заранее выкупали для своих сотрудников руководители предприятий.

В ряде регионов премьерные показы второй части "С легким паром" оказались театрализованным шоу.

Например, в красноярском кинотеатре на премьере фильма устроили настоящую баню: в холле перед началом сеанса зрители увидели настоящий пар, по всему периметру были развешаны веники, сотрудники развлекательного центра завернулись в простыни и надели банные колпаки. Самым популярным напитком этого вечера стало пиво, его тоже подавали в специальных кружках, таких же как в фильме "Ирония судьбы или с легким паром".

Премьера в одном из кинотеатров Екатеринбурга ознаменовалась розыгрышем липовых веников и квартиры в Санкт-Петербурге, а также живым исполнением песен из первой части знаменитой киноленты.

"Премьера прошла как по нотам - выставка кинокадров из первой "Иронии..." и фрагменты иронии на плазменных панелях в фойе", - сказал РИА Новости представитель мультиплекса.

Банные веники разыграли и во Владивостоке. Зрителям, пришедшим в четверг на премьеру, предложили поучаствовать в забавных конкурсах, ответить на вопросы, посвященные фильму. В качестве призов были банные веники и билеты в кинотеатр в новогоднюю ночь.

В Приморье перед премьерой прошла акция по поиску тезок главных героев популярного фильма. Организаторам удалось найти двух жительниц с именем Надя Шевелева, обе они получили бесплатные билеты на премьеру "Ирония судьбы. Продолжение". Тезки главного героя - Евгения Лукашина - к организаторам акции в Приморье не обращались.

Бесплатно смогли посмотреть премьерный фильм тезки известных героев, проживающие и в Ульяновской области.

Параллели двух "Ироний"

С рязановской "Иронией судьбы" продолжение роднят классические сцены, без которых этот фильм представить уже просто немыслимо.

Все повторяется - сын Жени Лукашина, Костя, тоже улетает на 3-ю улицу Строителей, правда, уже не в Ленинград, а в Петербург, чтобы встретить там Надю - дочь женщины, которую когда-то любил его отец. И Надя, как и ее мама 30 лет назад, влюбляется в невесть как оказавшегося в ее квартире незнакомца, предпочитая пьяного бесшабашного Лукашина своему вечно занятому жениху.

Режиссер фильма Тимур Бекмамбетов знает, что его картину будут сравнивать с первой "Иронией": "Мы уверены, что избежать сравнений будет немыслимо, и хотим, и ждем их".

И дождались. Но многие сравнения, высказываемые журналистами и зрителями, не в пользу продолжения.

Отмечают, что "сюжетные извивы" в новом фильме не оправдываются никакими психологическими обстоятельствами.

"Костя Лукашин недостаточно Иванушка-Дурачок, которому в финале всегда везет - а Ираклий вовсе не унылый чахлый интеллигент Ипполит... И момент, почему Надя-младшая променяла хорошего парня, мечтающего о семье-детях и вкалывающего для этого изо всех сил, на заезжего москвича - не оправдывается ничем, кроме как "так было в прошлом фильме", - такое мнение встречается среди отзывов.

Отмечают, что копирование часто становится излишним: "Константин Хабенский в этой роли не столько играет нового Лукашина, сколько имитирует Мягкова, воспроизводя его интонации и даже его песенку "Если у вас нету тети..."

Зато для Сергея Безрукова, играющего роль жениха Нади, сценарист придумал, как пишет "Российская газета", "плодотворный прикол", характеризующий и героя, и его время: Ираклий постоянно общается по мобильнику, отчего возникает интонация актуального абсурда.

Недоумение у некоторых вызвало количество спецэффектов, введенных в фильм: эпизоды на питерских крышах и полеты над Петербургом напомнили зрителям о "Дозорах", снятых Бекмамбетовым, и некоторым показались ненужными.

Примета нового времени в фильме - так называемый product placement, введенная в фильм реклама. Как пишет Lenta.ru, "местами невольно начинаешь задаваться вопросом: был ли сначала написан сценарий, а потом подобраны рекламодатели, или все было наоборот?"

Но все же высказывается мнение, что сравнивать рязановскую "Иронию" с продолжением - все равно что сравнивать поколение 70-х с нынешней молодежью. Она не хуже и не лучше, она - другая. В итоге зритель получил две новогодних сказки вместо одной и дополнительную уверенность в том, что чудеса все-таки бывают.

Многим зрителям, опрошенным после просмотра фильма корреспондентом "Комсомольской правды", картина понравилась.

Одна из зрительниц отметила, что ее надежды сбылись - она увидела новогодний романтический фильм, очень веселый и красочный. Другой зритель радуется "хэппи-энду" - и для старых, и для новых героев. Многим понравился юмор фильма.

http://www.rian.ru


Ирония судьбы. Продолжение: Напился, Городецкий

Как-то так у нас неловко получается, что по-настоящему коммерческое кино снимает один и тот же режиссёр. Эдак, знаете, не заморачиваясь на стучащий в сердца пепел Станиславского и Тарковского, без криков «я так вижу» и прочего творческого загиба. Просто берёт и делает всё, как доктор прописал. Доктором у него служат западные жанровые традиции: тут спецэффект, здесь шуткоюмор, чуть дальше — агрессивный монтаж, и напоследок — знакомые всё лица в каждом кадре. Тимуру Бекмамбетову с таким подходом удаётся главное, честность перед зрителем. Обещали сделать красиво — делаем красиво. Обещали комедь? Сделаем комедь, без вопросов и сантиментов. Идеальный (в рамках разумного, то есть бюджета) коммерческий продукт, радость продюсера. Если попытаться окинуть наши киношные дебри последних лет хоть каким мутноватым взглядом, вспомнишь из чужого разве что «Жару», а в остальном — что Бондарчук, что иные, снимают как-то слишком для себя, не то что наше всё Тимур, символ самозабвенной преданности делу.

Выдался промежуток малый в производстве заокеанского проекта «Особо опасен», чем не повод по просьбе старого друга Константина Эрнста незадолго сделать эдакую штуку — римейк «Иронии судьбы», пиар ваш, режиссура наша, бюджету много не надо, главное прежний состав подтянется, поддержит сверхидею, а там — три съёмочные локации и знакомые всё лица из молодых, вот вам и римейк, а уж за техникой дело не станет — Тимур в Голливуде уже с руками и ногами, что такое крепкий продюсерский проект, ему рассказывать не надо.

А рецепт простой, как по написанному: берёшь всё, что было в оригинале, и делаешь то же, но больше. Был один Женя Лукашин? Станет два. Была одна Надя? Станет ещё и «Надежда Надеждовна». Был Ипполит? Станет Ираклий. Был один полёт в Ленинград и обратно? Станет три (если не сбился со счёта). Понятно, вместо однократно напившегося Лукашина станет Лукашин, напившийся два раза, с попутным разоблачением и вывозом тела. Да, чуть не забыл, вместо пострадавшей на льду Невы нашемарки будет пострадавшая «Тойота». А для тех, кто не в курсе, что это у нас оливье-блокбастер такой — вот вам снегурочка с «джынгл-бэлс» дедом-морозом.

А в остальном — всё так же: знакомые полосатые обои, знакомый лифт, третья улица Строителей, дом 25, квартира 12, Шевелёвы мы. Разве что вместо полётов самолётами «Аэрофлота» в нагрузку к фильму пойдёт ломовой продакт-плэйсмент, а переговоры по телефону из сюжетообразующих станут источником основной массы искомых шуток юмора и полосатого шарфика.

Такой вот концепт, с «Авророй», погружённой в сумрак со страшной силой, с Вержбицким в традиционной роли бомжа, и даже с Горсветом в роли слесаря, которому не лень за пятихатку перед Новым Годом помогать страждущим попасть в чужие квартиры. И даже воронка из ворон и беганье по крышам — в лучшем виде, как было сказано, не хватает только Владимира Меньшова (если отказался — добро) и Лии Ахеджаковой (особенно учитывая формальное наличие персонажа в сценарии — тоже добро, пожилой японке со сложной судьбой не пристало). «Добро» не потому что «как я ненавижу эти ваши проклятые римейки», а потому что должен же быть кто-то выше меркантильных интересов в этом мире.

«Добро» же и потому, что в общем и целом весь этот сборник философских таксисток и пассажирок с детьми, зачем-то отфотошопленных вусмерть актёров старшего поколения, пьяных дедов-морозов, пьяных же пограничников с собакой, обратно пьяных финнов, ещё раз пьяных милиционеров оказывается в фильме эдаким огромным приставным стулом, без которого можно было легко обойтись, не теряя ничего, кроме хронометража.

Да-да, в фильме все (подчёркиваю — все) кроме пары Хабенский-Безруков играют мебель, не исключая главной виновницы торжества Лизы Боярской. В режиме «туда ходи, сюда ходи, создавай атмосферу в кадре» присутствует целый взвод актёров, совершающих какие-то действия, произносящих какие-то тексты, иногда довольно пространные, но в итоге сюжет тут один — заборет герой Хабенского героя Безрукова или нет.

А вот они двое как раз стараются за всех. Если для первого роль «напившегося Городецкого» не нова, и стоило от него ожидать успешного исполнения оной, то Безруков на фоне обычного его ставшего притчей во языцех переигрывания в роли «сразу всех поэтов и даже одного Бога» комедийный персонаж шустрого менеджера среднего звена одного оператора сотовой связи, постоянно разговаривающего через хэндс-фри с невидимыми зрителю собеседниками — хорош ну и всё тут.

Пара эта, мучительно знакомясь чуть не первую треть фильма, потом находит друг друга и начинает смешить публику, с каковой целью все мы здесь сегодня и собрались. Остальные же в кадре делают умные-трагичные лица и усиленно загораживают на полосатых обоях многочисленные дыры, а где не справляются, там в ход снова идёт новогоднее погружение в сумрак, прыжки по балконам, «песня московского гостя» и финальная «сказка детская пятьсот рублей».

Так что в итоге удивительным образом получилось единственное, зато главное — было не только местами смешно, но поучительным образом Бекмамбетов сумел воссоздать на новый лад атмосферу главного советского фильма про заливную рыбу («или курицу»), которая как раз считалась невоссоздаваемой.

То есть можно спорить, что получилось, а что нет, но вот римейк (а в данном случае ещё и, сюжетно, сиквел) в самом исконном голливудском понимании этого слова — получился. Уж к добру или нет, не скажу, ибо у наших киноделов сейчас хватит ума массово приняться штамповать новоделы советской классики. Прививки неудачи рязановской «Карнавальной ночи 2» хватило ненадолго, по вене пошёл мощнейший антидот Первого канала, так что держитесь.

Но пока всё хорошо, и можно с честной совестью выдохнуть и закруглиться. До встречи в кино.

Роман Корнеев, http://www.kinokadr.ru