Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: ИСТОРИИ ::.

ЧАРОДЕИ

Музыкальная комедия.
СССР, Мосфильм, 1982, цв., 160 мин.

Режиссер: Константин Бромберг.

В ролях: Александра Яковлева, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Роман Филиппов, Семен Фарада, Аня Анисимова, И. Бельгер, Леонид Харитонов, Николай Парфенов, Владимир Пицек.

 

«Чародеи»: на съемках фильма над киногруппой кружил НЛО!


Посмотрев в очередной раз на Новый, 2004-й год фильм-сказку «Чародеи», читатели «Комсомолки» позвонили в редакцию с просьбой рассказать, кто из актеров пробовался на роли. Осуществить это желание, ей-богу, оказалось непросто. Я, как в заколдованном круге, обзванивала актеров, сыгравших роли в «Чародеях», но они ничего не знают о пробах! Дозвонилась в Америку до режиссера картины Константина Бромберга просто чудом, причем разбудила его глубокой ночью (совсем забыла про разницу во времени), но Константин Леонидович оказался человеком необычайно любезным, почти что «чародеем»...

Шемаханская - Фрейндлих, Гундарева, Васильева?

Вы помните, что действие фильма разворачивается в Научном универсальном институте необыкновенных услуг (НУИНУ). Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова.

Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось.

Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - говорит режиссер. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

Киврин - Басилашвили, Гринько, Золотухин?

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

Алена Санина - Коренева, Муравьева, Яковлева?

Стать чародейкой в сфере услуг Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Вавиловой (Александре из «Москвы слезам не верит»), Белохвостиковой, Кореневой.

«Коренева только вернулась в Союз, я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас, - вспоминает Бромберг. - Белохвостикова показалось слишком аристократичной.

Муравьева с ее потрясающим темпераментом интересно сыграла бы, но возрастные параметры помешали - оказалась старше героини.

Красавица Алферова заставила всех осветителей остолбенеть, оператору приходилось по нескольку раз требовать их поправить свет. Ирина очень лиричная, нежная актриса, но ведьма из нее получалась весьма условная (а по сцена- рию Алена на три четверти ведьма)! Этакого «ведьманизма», демонизма не увидели и в пробах Цыплаковой и Прокловой.

Ведьму смогла изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ей «суженого Иванушку».

Иван Пухов - Костолевский, Проханов, Абдулов?

Сценаристу Стругацкому Иван мерещился в актере Филозове, но его кандидатура быстро отпала. Олег Янковский не прошел на роль по возрасту. Игорь Старыгин, по словам режиссера, не смотрелся в паре с Яковлевой.

Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был обижен, когда худсовет категорически отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. По мнению режиссера, он смотрелся в паре с Прокловой. Пробовался и с женой Еленой Романовой из Театра сатиры. Но когда «Чародеи», планируемые как кинофильм, руководство приказало делать телевизионным (поскольку в те годы творчество Стругацких было под надзором) и обязательно новогодним, то и Костолевского забраковали.

«Костолевский - герой-любовник, но не экшн, - признается Бромберг. - В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шлоѕ Правда, Александр был сильно занят, выручило нас то, что «Чародеев» снимали на телецентре ночью».

Сатанеев - Евстигнеев, Гафт?

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа!

Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев.

Ковров - Виторган, Бурков, Караченцов? Брыль - Светин, Боярский, Никулин?

Помните в фильме смешную парочку Виторгана и Светина в образе Коврова и Брыля?

Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Стеблов, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов.

- А почему не подошел Вениамин Смехов? - поинтересовалась я у режиссера.

- У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное. К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика.

Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ

Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу.

Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»!

А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешноѕ Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института.

Вицин плакал, когда узнал, что кота «зарезали»

По словам режиссера, «Чародеев» цензура буквально искромсала. Но больше всего все жалели говорящего кота, от которого осталось лишь два возгласа: «хам» и «ура».

А на самом деле кот подходил к Ивану, который намеревался куда-то идти, терся об ноги и предупреждал: «Не советую - съедят!» Или говорил Ивану: «Ну пойди же и поцелуй ее!» Иван топтался: «Я боюсь». На что кот отвечал: «Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!» - и толкал его головой. Потом он просил отпуск у Шемаханской в марте, залезал на крышу, когда Сатанеев сидел на коньке, беседовал с ним и давал ему по морде. И всю эту красоту вырезали только потому, что цензура опасалась ассоциаций с котом Бегемотом у Булгакова, что тогда не допускалось.

А на роль кота пробовались 18 питомцев (в том числе из Уголка им. В. Л. Дурова). Взяли раскормленного, очень домашнего и вежливого кота, которому было достаточно лизнуть сметанки, и он начинал «артикулировать» (облизывать языком полость рта, что со стороны выглядело, как бесконечная речь) - оставалось лишь озвучить его. Литвинова пробовали на озвучивании. А утвердили георгия Вицина. Когда он увидел, что осталось от кота, позвонил режиссеру и рыдал в трубку!

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:

«Главное - чтобы костюмчик сидел!» (Иван.)
«Ну кто так строит?!» (Гость с юга.)
«Следы! Здесь прошли люди!» (Гость с юга.)
«Товарищ человек, помоги найти выход!» (Гость с юга.)
«Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь!» (Секретарша.)
«Я женщина! И этим все сказано!» (Шемаханская.)

Истории на съемках

Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами, но Семен Львович развил тему и придумал себе очень запоминающуюся роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел» (это когда он ищет бумажку для подписи Шемаханской). Однажды в ходе ночных съемок он блуждал по коридорам под прицелом камеры и вдруг упал лицом в пол иѕ не встает. Подошедший оператор увидел, что Фарадаѕ спит!

Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил тоже Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съемочную группу.

«Вообще наши съемки сопровождала мистика, - рассказывает Бромберг. - Однажды на телецентре я куда-то забрел и обнаружилѕ восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой, смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли! По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее в глубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь - иначе пришлось бы ломать стену.

Расскажу еще один любопытный факт. Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит через стены, ждали звездной ночи. Начали работать, и над съемочной группойѕ завис настоящий НЛО, который видели все присутствующие. Снимали мы камерой для комбинированных съемок, она тяжеленная, пока мы ее задирали, НЛО исчез, нам удалось заснять несколько секунд ухода этого объекта!»

Михаил Светин рассказывает: «Я в удовольствие ездил на загривке Виторгана. Это требовалось по роли, но я потребовал хорошенько отрепетировать сцену и сделать побольше дублейѕ Еще помню, как меня в Одессе под купол на ремнях подвесили для комбинированных съемок. Группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел и орал, перепугался насмертьѕ После этого отказался лошадь за вожжи держать в другом эпизоде, настоял на дублере...»

Леонид Дербенев переделывал тексты песен к фильму по 6 - 7 раз! Однажды он с режиссером увлекся разговором и лишь у Белорусского вокзала понял, что идет в тапочках и без куртки, а на улице стояла осеньѕ Зато песня «И три белых коняѕ» на музыку Евгения Крылатова стала хитом!

Кстати, в фильме Абдулов и Светин поют сами, а за Яковлеву - Отиева и Долина.

Анна ВЕЛИГЖАНИНА,
09 января 2004 г.
Источник: Комсомольская правда