Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА
Эксцентрическая комедия. Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Юрий Никулин, Нина Гребешкова, Андрей Миронов,
Анатолий Папанов, Станислав Чекан, Нонна Мордюкова, Светлана Светличная, Владимир
Гуляев, Григорий Шпигель, Леонид Каневский, Н. Романов.
|
Бриллиантовая рука
3 января 1968 года Главное управление кинематографии дало добро на запуск сценария в работу. А в феврале начались пробы актеров...
Юрий Никулин незаменим
Весь сценарий "Бриллиантовой руки" Костюковский и Слободской писали специально под Юрия Никулина. Вот их заявка:
"...На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы... Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений..."
Кстати, в основу фильма "Бриллиантовая рука" лег реальный случай. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале "За рубежом" о похожей истории. Правда, на самом деле все произошло не в Стамбуле, а где-то в Альпах. Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана "Плакучая ива" снимали на "Мосфильме", а ради морских видов группа уезжала в Адлер.
Папанов или Пуговкин?
На роль первого бандита-контрабандиста Лелика пробовались Папанов, Пуговкин и Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. Пуговкину предложили попытать счастья на роль второго контрабандиста Геннадия Козодоева.
Миронов или Вицин?
Кроме Пуговкина, за Козодоева боролись Вицин, Носик, Рудин, Андрей Миронов.
Носика и Рудина забраковали с краткой формулировкой: "Не подходят". Мнения худсовета разделились между Вициным и Мироновым.
Из стенограммы обсуждений:
Л. Гуревич (начальник актерского отдела): - Вицин или Миронов? Выбор зависит от того, по какому пути мы пойдем. Если следовать старой традиции - Вицин. У Вицина получилось повторение ранее сыгранного. Новой - Миронов.
Степанов (сценарист): - Миронов не кажется стопроцентным попаданием, он все еще кривляется.
И. Биц (директор творческого объединения "Луч"): - Я за Миронова. Он блестяще подходит к роли.
М. Слободской (сценарист): - Миронову в кино не везет... Убежден, что только Гайдай сделает из него комедийного героя.
И ведь сделал! После "Бриллиантовой руки" Миронов стал всенародно любимым актером, как писали, судьба протянула ему свою "бриллиантовую руку".
Каневский или Мишулин?
На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Каневский и Мишулин. Каневский показался смешнее, утвердили его.
На роль Шефа претендовали Пицек, Рунге, Шпрингфельд, Романов. В фильме снялся Николай Романов.
Женой главного героя хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
Светличная или Лучко?
Вспоминает Клара ЛУЧКО:
- В "Бриллиантовой руке" у меня была только фотопроба. Я шла по студии, навстречу шел Гайдай. Он окликнул: "Клара, хочешь попробоваться в мою картину?" Я говорю: "Знаешь, в купальнике мне сниматься - не очень". - "Ну давай попробуем!" Мне дали какой-то купальник, рассказали сцену. Я попробовалась для фото, и все. Роль мне показалась несерьезной. Уехала сниматься в другой картине. Когда вернулась - Светличная уже была утверждена.
После внезапного отъезда Лучко худсовет выбирал Анну Сергеевну (Незнакомку) из трех актрис: Светланы Светличной, Эвы Киви (из Эстонии) и Юдиной.
При этом обсуждение худсовета было бурным: Юдину признали слишком откровенной, Киви - слишком не нашей, а Светличную - сексуальной и чересчур соблазнительной. Утвердили ее на роль с большими оговорками.
Трудный путь Мордюковой
Удивительно, но редакторы студии объявили неудачной игру... Нонны Мордюковой!
Из протокола обсуждений:
Столпер: - В образе Плюща (фамилия героини Мордюковой. - Ред.) не хватает изысканного гротеска. Получилась бытовая сатира, и здесь Гайдай проигрывает, он здесь чуть-чуть провинциален.
Арнштам (режиссер): - Плющ - безумная, одержимая пошлость. Нужно искать...
Кремнев: - Не понравилась Мордюкова. Играет жирно.
Соколовская: - Роль Мордюковой решена неинтересно. Слишком сгущены краски. Плюща слишком много, и она монотонна.
Туровская (критик): - Слабее всего управдом Мордюкова. Ее очень много, и она не смешна...
Э. Рязанов (режиссер): - Мордюкова не получилась.
Гайдай все же отстоял в фильме Мордюкову, и ее образ получился одним из самых колоритных!
Вырезать из фильма сцену покушения на рыбалке!
В первых кинопробах (кстати, рабочее название фильма "Контрабандисты") свои песни Миронов и Никулин исполняют на пароходе. Но затем решили песню Никулина перекинуть в ресторан. Вырезали гида, ностальгирующего по родине, и эпизод с девочкой-скрипачкой. Сильно сокращена Мордюкова, блуждание Миронова по лабиринту за границей. Предлагалось вырезать и весь эпизод с рыбной ловлей (!). Здесь Гайдай пошел на хитрость: он предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре члены худсовета заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только улыбался: рыбную ловлю он вообще не сократил!
Протокол худсовета:
Туровская: - Во многом мне понравился Миронов. Меньше, чем обычно, мне здесь нравится Никулин. Миронов и мальчик - здесь есть перегиб.
Э. Рязанов: - Мне не очень нравится номер Миронова на теплоходе. Пробеги Миронова в лабиринте длинноваты... Папанов в некоторых кусках пережимает...
Кремнев: - По актерам: нравится Папанов. Никулин мог бы играть острее...
Замечания по сценарию:
...Недопустимое опошление пионеров в ресторане. Из сценария исключить реплики, носящие двусмысленный характер ("Главное в нашем деле - социалистический реализм", "Партию и правительство оставили на второй год" и др.)...
Неправомерно большое значение приобрела сюжетная линия сатирического образа общественницы Плющ. Не следует... вкладывать в ее речь политические оценки общественных явлений, давать ей "должность" председателя товарищеского суда.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Источник: Комсомольская правда
Материалы по теме: