Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: ИСТОРИИ ::.
ГИБЕЛЬ БОГОВ
Возрождение отечественного кинематографа обернулось бедствием для вчерашних кумиров
Истории эти, по сути, давным-давно рассказаны. Признание, успех, невезение, отчаяние, мрак, забвение... Без этих обстоятельств не обходится, пожалуй, ни одно повествование о несчастной актёрской судьбе. Сегодня сюжеты из жизни тех, кто когда-то был на Олимпе кинославы, стали ещё драматичнее. И безнадёжнее. Напрасно надеялись мы, что нынешнее возрождение отечественного кинематографа станет источником поддержки постаревших кумиров нашего кино. Каждый из них по-прежнему выживает, как может. Один на один со своей старостью, воспоминаниями, безысходностью и нуждой.
Эта смерть потрясла многих. Проститься с Кларой Лучко в Большой зал Дома кино пришли сотни людей. Её коллеги не скрывали слёз: они провожали не просто потрясающую актрису. Они провожали Эпоху, то удивительно счастливое, яркое время, когда артисты были богами, а фильмы, в которых они снимались,- событием, которое обсуждала вся страна. С тех пор всё изменилось.
- Развал Советского Союза и последовавший за ним кризис отечественного кинематографа сыграли роковую роль в судьбе наших кумиров, - говорит директор Гильдии актёров кино Валерия Гущина. - Множество блистательных актёров, ставших легендами нашего кино, оказались не у дел. И если в театре актёрская старость - понятие относительное, в кино - в силу особенностей профессии - выбыть из съёмочного процесса, значит, потерять всё.
Помните красавицу-царицу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Нины Масловой? А нарочито строгую Светлану Афанасьевну, жену недотёпы-Ганжи из «Большой перемены» в исполнении Натальи Богуновой? Сегодня эти замечательные актрисы еле сводят концы с концами. В кино их давно не снимают. В тяжёлом положении оказались Тамара Носова, памятная многим по фильмам «Карнавальная ночь», «Королевство кривых зеркал», «Здравствуйте, я ваша тётя!» и Наталья Кустинская, блиставшая вместе с Натальей Фатеевой в фильме «Три плюс два».
- Это только кажется, что некогда популярные артисты - люди обеспеченные. У большинства их них очень скромные пенсии - по 1800 рублей, - рассказали в Гильдии актёров кино. - Виной тому - специфика самого кинопроизводства. Большинство актёров работали по договорам. У них даже стаж в трудовой книжке не накапливался. При этом самая высокая ставка составляла 45 рублей. И это у народного артиста!.
В своё время отдушиной и неплохим подспорьем в материальном плане для актёров кино был Театр киноактёра. Когда-то на его сцене блистали Любовь Орлова, Николай Крючков, Алла Ларионова, Марк Бернес, Татьяна Самойлова, Вячеслав Тихонов. Теперь в некогда знаменитой труппе, которая не так давно насчитывала 182 человека, всего лишь 60 артистов, больше половины из которых - молодежь. Чтобы как-то выжить и помогать своим пенсионерам, дирекция театра была вынуждена часть театральных площадей сдать в аренду банку, а саму сцену - предоставлять под антрепризные постановки. На спектакли самого театра приходится от силы 10-12 дней в месяц.
Не оправдались и надежды на многочисленные сериалы, которые, как грибы после дождя, стали появляться на телеэкране. С приходом сериального времени ситуация с «возрастными актёрами» лучше не стала, считает Гущина. Из серии в серию, из сериала к сериалу на экране появляются одни и те же лица. Сегодняшний кинематограф допускает к съёмкам только определённую группу артистов (как правило, молодых), в которую их коллеги старшего возраста далеко не всегда вписываются.
Чем это обернулось для вчерашних кумиров, известно. Оставшись без любимого дела, одни тихо спивались, погрузившись в пучину пустоты и отчаяния. Других нужда заставила разносить газеты, работать грузчиками, вахтёрами, мыть в подъездах полы. Переступить через себя, правда, смогли немногие. Такова уж природа этого таланта, считают в Гильдии. Человеку, который полжизни провёл на съёмочной площадке, вкусившему успеха и славы, лучше умереть в нищете, чем изменить себе.
Актёрство - форма его существования. Забытые звёзды угасали тихо, незаметно. Трагически ушедшая из жизни Марианна Стриженова (Эмма из «Овода»), за день до смерти вынужденная продать свою квартиру. Александр Фатюшин, повторивший горькую судьбу своего героя из культового фильма «Москва слезам не верит». Ранднэр Муратов (Василий Алибабаевич из «Джентельменов удачи»), умерший в одиночестве и забвении. История отечественного кинематографа знает немало подобных примеров. Обратиться за помощью забытым кумирам было некуда. Когда они перестали сниматься, с большинством из них в Госкино даже не попрощались.
Единственной пристанью для оказавшихся за бортом профессии артистов была и по сей день остаётся Гильдия актёров кино. Созданная почти семнадцать лет назад общественная организация, стала источником профессиональной и социальной поддержки для многих. И в смутные 90-е, и позже, когда на волне социальных потрясений и кризиса российского кино в бедственном положении оказались сотни вчерашних звёзд и рядовых тружеников экрана, Гильдия проводила кинофестивали, организовывала творческие вечера, помогала нуждающимся артистам деньгами, лекарствами, путёвками, продуктами, вещами. Способствовала этому и гибкая налоговая политика, поощрявшая меценатство. Быть спонсором Гильдии актёров кино было выгодно. И очень престижно.
Сегодня уважаемая организация переживает не лучшие времена. С принятием нового налогового законодательства количество её спонсоров свелось до минимума. Если раньше Гильдии удавалось оказывать материальную поддержку почти 300 артистам, то теперь - только 20-30. Устав от вечной добычи средств, сложил с себя полномочия много сделавший для Гильдии её молодой и энергичный президент - актёр и продюсер Сергей Жигунов.
- В своё время мы обращались к Валентине Матвиенко, когда она ещё была вице-премьером по социальным вопросам, предлагали создать государственный Фонд социальной поддержки актёров, - рассказывают в Гильдии. - Увы, государственной заботой это так и не стало.
Сегодня жизнь Гильдии и её нуждающихся членов поддерживается в основном за счёт личного вклада самих актёров: Татьяны Догилевой, Александра Пашутина, Сергея Никоненко, Андрея Соколова, Гоши Куценко, Альбины Матвеевой, Бориса Хмельницкого, Андрея Ильина. Но таких - единицы. Говорят, ещё на заре создания общественной актёрской организации была идея отчислять проценты с гонораров преуспевающих артистов на нужды их пожилых коллег. Но дальше идеи дело так и не пошла: молодёжи не до этого. Они и в Гильдии-то не особо нуждаются.
Неохотно идут молодые, востребованные артисты и в Союз Кинематографистов: некогда
влиятельная и богатая организация нынче сама в очень тяжёлом положении.
- Мы ходим с протянутой рукой, - признался заместитель председателя Правления СК России, председатель комитета старейшин и комиссии ветеранов кино Николай Иванов. - Раньше у членов Союза было много льгот: лимиты на машины, квартиры. Теперь ничего этого нет.
Потерял Союз и базы отдыха, которыми некогда так славился. С распадом СССР большая часть собственности отошла коллегам из бывших республик. Дом творчества в Болшево на реконструкции. Всё, что осталось, - это пансионат «Репино» под Санкт-Петербургом и Дом ветеранов кино в Матвеевском, пребывание в котором подавляющему большинству кинопенсионеров не по карману.
Из более двух тысяч ветеранов кино (артистов, операторов, ассистентов режиссёров), Союзу Кинематографистов удаётся помочь 300, достигшим ... 80-летнего возраста. Ежемесячно Союз доплачивает им по 200 рублей. И то в основном за счёт личных средств председателя СК Никиты Михалкова. Благодаря его финансовой поддержке, многим киноветеранам удалось сделать и дорогостоящие операции. Но всем помочь он не может..
(!)Единственная надежда, считает Иванов, - на банковский счёт, который председатель СК открыл в одном из австрийских банков, продав часть акций Киноцентра. Проценты от этого вклада планируется использовать на материальную помощь пожилым кинематографистам. Но для того, чтобы этот проект начал приносить свои плоды, нужно время. У тех, кто уже достиг солидного возраста, его нет.
Кое-кто из ветеранов, правда, ещё уповает на чудо: что о них вспомнит кто-нибудь из режиссёров, заглянув в картотеку актёрского отдела одной из крупных российских киностудий. «Мосфильма», например. Благодаря усилиям его директора Карена Шахназарова, шанс вернуться в профессию получили многие артисты. Со всей России. Вот только чудо происходит редко. Большинство режиссёров предпочитают иметь дело с раскрученными частными актёрскими агентствами, в списках которых пожилых актёров можно пересчитать по пальцам.
- Работать с возрастными артистами, при всём моём преклонении перед их заслугами, очень сложно, - поясняет ситуацию Лариса Исаева, директор частного актёрского агентства «Макс», одного из самых известных и крупных в России. - И дело здесь не столько в возрасте или длительном отсутствии работы в кино, сколько в менталитете вчерашних кумиров, в советской привычке получать всё и сразу. Молодому актёру объяснить, что на вчерашних заслугах далеко не уедешь, что каждый раз придётся начинать с нуля, гораздо проще.
Хотя счастливые исключения, по словам Исаевой, среди артистов старшего поколения тоже встречаются. Яркий тому пример - Надежда Каратаева (актриса театра Сатиры и вдова Анатолия Папанова). Снявшись в небольшом, но колоритном эпизоде в телевизионном фильме, Надежда Петровна настолько ярко отработала на съёмочной площадке, что тут же получила роль в новом. Режиссёр не сомневается: и из небольшой роли эта актриса с душой 20-летней девочки сделает шедевр. Смогла приспособиться к реалиям сегодняшнего дня звезда фильма «Москва слезам не верит» Раиса Рязанова. Да, интересных возрастных сценариев в сегодняшнем российском кино раз-два и обчёлся, но Раиса Ивановна не комплексует. Пережив неизбежный в актёрской профессии период простоя, сегодня она вновь востребована. Много снимается и Александра Назарова, известная зрителям старшего поколения по фильму «Софья Перовская». Да так успешно, что получила «Нику» за женскую роль второго плана в фильме «Принцесса на бобах». Необыкновенное чувство юмора, оптимизм помогают ей держаться на плаву.
Другое дело, если вернуться в профессию мешают болезни. Что с людьми, привыкшими годами эмоционально и физически выкладываться на съёмочной площадке, происходит сплошь и рядом. В цивилизованных странах интересы актёра в этом случае отстаивает профсоюз - организация, с которой вынуждены считаться самые влиятельные продюсеры и режиссёры.
Давно и успешно существует там и система royalty - отчислений, связанных с авторскими правами, когда актёру (а не только режиссёру, сценаристу и композитору, как у нас) выплачивается процент с показа фильма, в котором он снимался или с прибыли, вырученной от продажи продукции с изображением воплощённого им на экране образа. Несопоставимы и размеры наших и тамошних актёрских гонораров. И хоть число успешных артистов в том же Голливуде не так уж и велико, а реальный размер гонорара звёзд первой величины намного ниже того, о котором престижа ради сообщается прессе, актриса масштаба Татьяны Самойловой, к примеру, была бы там очень обеспеченным человеком. У нас Татьяна Евгеньевна (незабываемая Вероника из фильма «Летят журавли», который в 1957 году получил золотую пальмовую весть Каннского фестиваля), искусству которой когда-то аплодировал весь мир, находится в бедственном положении.
К директору агентства «Макс» нередко обращаются западные коллеги с просьбой подобрать им для эпизодической роли колоритного российского актёра. Когда речь заходит о людях в возрасте, Лариса разводит руками: среди артистов старшего поколения тех, кто знает иностранный язык, единицы. Проведя за «железным занавесом» большую часть жизни, многие выдающиеся деятели советского экрана оказались отрезанными от мира. Они даже английский не изучали. Зачем, если он никогда не понадобится?
- Актёр у нас в стране вообще фигура очень зависимая и уязвимая, - считает Исаева. - По контракту продюсер может забрать у него всё. В том числе и право на использование его образа. Даже на голос, который по своему усмотрению он может переозвучить. Мы не раз обсуждали эту проблему с продюсерами. И всякий раз заходили в тупик: закон о смежном авторском праве, который, на мой взгляд, давно устарел, подобных ситуаций не разрешает.
Оставляет желать лучшего, по словам Исаевой, и условия, в которых работают наши актёры. Будь то страхование от несчастных случаев на съёмочной площадке (продюсеры у нас до сих пор его не практикуют), заканчивая бытовыми условиями во время съёмок. По долгу службы Лариса бывала в Голливуде. Увиденное вызвало у неё профессиональную зависть. Комфортные бытовые условия актёров на съёмочной площадке там ставятся на одну планку с самим производством. У нас, если не оговорить заранее эти вопросы в контракте, актёр в перерывах между съёмками, которые в целях экономии бюджета и времени проходят в очень плотном режиме, может рассчитывать в лучшем случае на чашку чая или кофе.
Моя собеседница иллюзий не питает: до тех пор, пока прокат отечественных фильмов не встанет на ноги, проблемы, накопившиеся в российской киноиндустрии, вряд ли разрешатся. Несмотря на появление добротных блокбастеров, снимать большое кино (за исключением телефильмов) у нас по-прежнему занятие нерентабельное.
Но кое-что можно сделать уже сейчас. Директор агентства «Макс» убеждена: будь у нас полноценный актёрский профсоюз, и многие проблемы могли бы быть решены. В том числе - и те, что связаны с социальной поддержкой пожилых артистов. Изобретать велосипед при этом не нужно. Достаточно поучиться уму-разуму у зарубежных коллег. Разобщённому киносообществу пора понять: поддерживая своих ветеранов, оно закладывает фундамент и под свою актёрскую старость. И помогает достойно пройти самый тяжкий отрезок жизни тем, кто когда-то проложил дорогу их мечтам. А многим из нас - помог стать людьми. Смеясь и плача над старыми фильмами, помните об этом.
Карен Шахназаров, кинорежиссёр, директор концерна «Мосфильм».
- Возраст всегда был для актёра самым страшным испытанием. Так уж устроена эта жестокая профессия. Преодолевать возрастной барьер удавалось единицам. В первую очередь, за счёт уровня актёрского мастерства - и у нас, и на западе, где, вопреки бытующим легендам, актёры живут очень трудно, зарабатывая на жизнь совсем не экранными деньгами. Нашим киномастерам привыкнуть к новой ситуации сложно. Ведь раньше их действительно боготворили. В своё время у меня был совместный проект с итальянцами под названием «Палата №6», где я снимал Марчелло Мастрояни. Никогда не забуду, как мы летели с ним на фестиваль из Рима в Париж. Я думал, увидев кумира, весь аэропорт встанет на уши. Подошёл лишь один мужчина - обсудить с Марчелло ... итоги какого-то футбольного матча. У нас на пике популярности, к примеру, Лёни Филатова, в аэропорту были бы уже накрыли столы. Нигде в мире я такого, как у нас, отношения к актёрам не видел.
Сейчас любимых артистов стало меньше, потому что меньше стало и любимых ролей и любимых картин. Вообще нет героя, который бы олицетворял современное время, как когда-то Крючков, Рыбников, Баталов, Стриженов. Нет у нас и «системы звёзд», такой, как в Америке. Да это и понятно: там крутятся огромные деньги. У нас кино по-прежнему нерентабельно. И таковым будет ещё не скоро. Впрочем, сложные времена были в каждом кинематографе. Но только русским свойственно драматизировать свои проблемы. Однажды на одном из творческих вечеров я выступал с известным, ныне покойным, артистом, который жаловался со сцены на свою трудную жизнь. За кулисами я к нему подошёл и спросил: представь в такой ситуации Сильвестра Сталлоне. Как думаешь, люди на него в кино пошли бы? В Америке это просто не мыслимо, даже если у тебя всё плохо. Никто не спорит: пожилым артистам нужна поддержка. И мы на «Мосфильме» по мере сил стараемся это делать. Вполне возможно, что лет через 10-15 наш кинематограф снова придёт к своему расцвету, и тогда нашим старикам будет лучше житься. Но и в самые благополучные времена останутся человеческие драмы, трагедии, невостребованные таланты, несбывшиеся мечты. В кино, как в капле воды, человеческие судьбы проявляются с особой силой. И с этим ничего не поделаешь.
Виталий Вульф, искусствовед, доктор исторических наук, ведущий передачи «Серебряный
шар».
- Драма артистов кино началась тогда, когда стали делать много картин. Была эпоха,
когда фильмов было очень мало, и в них снимались жёны главных режиссёров. Но это
были личности. У них была школа. Любовь Орлова прошла школу Немировича-Данченко,
Марина Ладынина - Московского художественного театра.
После смерти Сталина появилось новое поколение актёров - Алла Ларионова, Лариса Лужина, Олег Стриженов, Вячеслав Тихонов, имевшее не меньший успех. Все они снимались, пока были молодыми, полагаясь, в первую очередь, на внешние данные. И подчас, забывая о совершенствовании актёрского мастерства.
Но наступило время, когда происходит смена героя. И очень мало кто из актёров смог встретить эту смену в хорошей профессиональной форме. Замечательный был актёр Олег Стриженов, он создал потрясающие роли в кино. Я его видел во МХАТе. Он играл прекрасно. Уйдя из театра, он так никуда не пришёл, в кино снимался от случая к случаю. Великих созданий у него уже не было. Та же история приключилась и с Вячеславом Тихоновым.
Новое поколение актёров более активно, динамично. Советской привычки полагаться на государство, у них уже нет. Идя в эту профессию, они уже знают: рассчитывать можно только на себя. Кино - это всегда случай. Сегодня жизнь вообще стала жёстче, исчезли понятия доброты, интереса друг к другу, интереса к людям. Главным идолом стали деньги. И многие очень талантливые артисты оказались предоставленными сами себе. Римма Маркова - артистка большого дарования и много лет очень хорошо выглядит. То, что её не снимают, - это преступление. Не востребована гениально одарённая Нонна Мордюкова.
Татьяна Самойлова, на мой взгляд, должна была бы иметь государственное пособие. Меня поражают все судьбы ныне живущих актёров, которые в силу разных причин не могут заниматься своей профессией. Все они существуют на нищенскую пенсию. Они забыты зрителями. Но они забыты и государством. Положение этих актеров - моя самая большая боль.
Раиса Рязанова, народная артистка России, член правления Гильдии актёров кино.
- Поднявшись на вершину актёрской славы, нужно иметь очень крепкую голову, трезво себя оценивать. Иначе не удержишься. У меня был период, когда не было работы в кино, когда мне предлагали идти работать в ларёк. Я не согласилась. Потому что у каждого человека в нашей профессии есть надежда: а вдруг кто-то о тебе вспомнит, и ты опять появишься на экране? Сейчас мне грех жаловаться. Я снимаюсь в сериалах, а с недавних пор ещё и выхожу на сцену в спектакле театра-студии Олега Табакова. Даже появилась возможность отказываться от киноролей, которые мне не нравятся. Но очень многие мои коллеги продолжают жить трудно. Они бедствуют. И это очень горько и страшно. Мне кажется, в нашей стране давно пора принять закон, защищающий ветеранов кино и театра. Унизительно ходить артисту с протянутой рукой.
Евгений Стеблов, народный артист России, секретарь Союза театральных деятелей России, вице-президент Гильдии актёров кино.
- В нищенских условиях сегодня оказались не только кино-, но и многие театральные актёры. Правда, у последних есть одно существенное преимущество: они постоянно выходят на сцену. И в определённой мере это держит их в профессиональной и психологической форме. Киноартисты, если не снимаются, оказываются в вакууме. Можно, конечно, сняться в рекламе. Но психологически люди, связанные с нашей культурой, не очень готовы к тому, чтобы рекламировать, что ни попадя. В театр же актёров кино всегда брали неохотно: они не привыкли к длительному репетиционному процессу. Да и ВГИК считался недостаточным для этого образованием. И здесь очень многое зависит от самого человека. От его внутреннего взгляда. Можно, конечно, впасть в отчаяние, ожидая звонков от продюсера и режиссёра, разрушая себя допингами. А можно сказать себе: да, у меня была удача. И слава богу. Ведь не только одной профессией жив человек. Актёрская профессия всегда была сферой риска. Если ты не можешь изменить обстоятельств, измени своё к ним отношение.
Мне кажется, общественные организации (в том виде, в каком они сейчас существуют) здесь мало, что могут сделать. Раньше творческие союзы были одной из форм управления искусством и финансировались государством. Сегодня все эти организации находятся на самофинансировании, их возможности очень ограничены. Конечно, можно трансформировать в профсоюз Гильдию актёров кино (такая задумка, кстати, есть), но юридически он может быть только при кинопроизводстве, которое у нас фактически сошло на нет. Хотя в последнее время ситуация постепенно начала выравниваться.
Кстати: Говоря о печальной участи наших кумиров, приходится констатировать: их добившиеся признания западные коллеги живут несравнимо лучше. Одними из самых состоятельных возрастных актрис Голливуда считаются Барбара Стрейзанд (1942 г.р.) и Элизабет Тейлор (1932 г.р.). Состояние Клеопатры всех времён и народов составляет около 50 миллионов долларов. Барбара Стрейзанд тоже не отстаёт. Только за роль ведущей на новогоднем шоу 2000 года казна актрисы пополнилась на 15 миллионов долларов. Но и им далеко до богатств их европейской коллеги Софи Лорен (1934 г.р.). Её сегодняшнее состояние оценивается в 240 миллионов долларов.
Кстати: На какие только шаги не идут актёры, дабы отстоять своё право на достойную жизнь! Не так давно все американские газеты писали о беспрецедентном соглашении, которое удалось заключить двум актёрским профсоюзам - Гильдии киноактёров (Screen Actors Guild, SAG) и Американской федерации актёров телевидения и радио (American Federation of Television and Radio Artists, AFTRA) с боссами Голливуда, чьи интересы представляет Союз кино- и телепродюсеров (Alliance of Motion Picture and Television Producers). Речь шла об отчислениях при повторных показах фильмов, продаже их за рубеж или показах по кабельному телевидению и о повышении минимальной оплаты актёрского труда до 617 долларов в день или 2142 долларов в неделю. Достигнутое в результате напряжённых переговоров соглашение позволило избежать забастовки, которая грозила парализовать крупнейшую в мире киноиндустрию.
Сегодня SAG и AFTRA объединяют 135 тысяч профессиональных актеров. В подавляющем большинстве это «актёры среднего класса», чьи лица хорошо знакомы (в том числе и по рекламным роликам), но имена мало что говорят рядовому зрителю. Годовой доход таких актёров колеблется от 30 до 70 тысяч долларов при условии полной занятости, которая бывает у них далеко не всегда.
Кстати: Что помогает держаться на плаву немногочисленным сегодня благоденствующим российским актёрам? Не обольщайтесь: далеко не только съёмки в телесериалах и рекламных роликах. Одной из самых распространённых форм актёрских приработков стало продюсерство. Таким образом зарабатывают себе на жизнь Егор Кончаловский, Андрей Соколов, Фёдор Бондарчук. На втором по популярности месте - ресторанный бизнес. На этом поприще отличились и Лариса Гузеева и Ольга Самохина и Александр Збруев, а также упомянутые выше Егор Кончаловский и Фёдор Бондарчук. Встречаются и совсем экзотические «смежники» Так, например, Анастасия Немоляевой, известная зрителям по фильму «Курьер», в свободное от съёмок время занимается дизайном и росписью мебели.
16 мая 2005
"Версия"