Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография:
|
ШАШКОВА Родилась 24.12.1938 Заслуженная артистка России Дочь офицера Элеонора Шашкова родилась в семье офицера-пограничника. В годы войны отец воевал на фронте, дошел до Румынии, а после Победы служил на Курилах, на острове Кунашир. По окончании школы Элеонора по рекомендации отца устроилась работать в отделение разведки. Девушка служила в звании старшего сержанта (хотя в форме не ходила) и занимала должность секретаря-делопроизводителя. По роду своей деятельности Элеонора была посвящена во многие секреты, знала о характере работы всех офицеров отделения, принимала участие в качестве стенографистки при допросах задержанных шпионов. Этот опыт впоследствии пригодился актрисе в кино… Театр В 1963 году Элеонора Шашкова окончила Театральное училище имени Щукина, где обучалась на курсе Л.М. Шихманова и В.К. Львовой. В том же году она стала актрисой Театра имени Вахтангова. Этой сцене Элеонора Петровна посвятила всю свою жизнь. Она играла в спектаклях: «Стряпуха замужем» (официантка и колхозница), «Западня» (Прачка), «Дион» (Весталка), «Конармия» (Настя), «На всякого мудреца довольно простоты» (Мамаева), «Мещанин во дворянстве» (Доримена), «Память сердца» (Катерина), «Выбор» (Ляля), «Женщина за зеленой дверью» (Фарида), «Женщины» (Ледяева), «Проделки Скапена» (Нерина) и др. Первые успехи в кино Впервые на киноэкране Элеонора Шашкова появилась, еще будучи студенткой второго курса Щукинского училища. Тогда начинающей актрисе досталась эпизодическая роль в фильме «Две жизни», а главную роль в нем исполнил Вячеслав Тихонов. После ряда эпизодов (Таня в социальной драме «Тишина», Тонюшка в киноромане «Возвращение Вероники» и др.) Элеонору Шашкову утвердили на роль Марии Николаевны, жены опытного разведчика Тульева в знаменитом шпионском фильме «Ошибка резидента» (1968). Роль Тульева исполнил выдающийся актер Георгий Жженов, о котором Элеонора Петровна вспоминает с особой теплотой: «Георгия Степановича Жженова я вообще считаю своим «крестным»: он преподавал мне уроки кинематографа, мы репетировали, очень долго репетировали... Не то, что сейчас в сериалах: текст знаешь, по местам расставили и ладно!» Фильм вызвал большой успех у зрителей, и впоследствии были поставлены продолжения: «Судьба резидента», «Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент»… Популярности актрисы способствовала и ее роль во всенародно любимом киноромане «Тени исчезают в полдень», в котором она сыграла Стешу, жену Фрола. Впрочем, здесь, популярность была несколько иной. Элеонора Шашкова настолько убедительно создала отрицательный образ, что, порой эти качества зрители переносили и на нее. Она вспоминает: «Помню одну встречу со зрителями, по-моему, гдето на часовом заводе, там было очень много женщин. <…> Мы вышли из двери, стали подниматься по ступенечкам на сцену, и тут, увидев меня, зал просто зашипел: «Стешка идет! Стешка стерва!» «Владимир Аркадьевич, говорю Краснопольскому, я не буду выступать, зал очень против меня настроен!» - «Дурочка, это же комплимент, отвечал режиссер. - Видишь, как они верят, что ты именно такая! А ты сейчас с ними поговоришь, и все поймут, что ты совсем другая!» Действительно, контакт с залом у меня получился хороший». Сама же Элеонора Шашкова свою героиню любила и оправдывала: «Эта роль мне понравилась тем, что личность Стешки неоднозначная она сама покорежила себе жизнь из-за того, что безумно любила Фрола. Безумно! Поэтому даже я, как актриса, оправдывала очень некрасивый поступок своей героини, когда Стешка убежала со свадьбы. По-моему, любовь оправдывает почти все. Конечно, не убийство, не какие-то страшные вещи, но почти все...» Жена Штирлица Самый большой успех в кино актрисе принесли не главные роли, а совсем скромный эпизод в киносаге Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). В эту картину Элеонора Шашкова попала благодаря Вячеславу Тихонову, исполнителю главной роли Штирлица. Лиознова хотела, чтобы жену нашего легендарного разведчика сыграла актриса малоизвестная. И тогда Тихонов вспомнил об Элеоноре, с которой снимался в «Двух жизнях». Шашкова приехала на пробы, и на следующий день ее утвердили. На экране жена Штирлица появлялась лишь в одном эпизоде. Но какой это был эпизод! Сцена встречи Штирлица с женой длилась 5 минут 30 секунд. По всем меркам, казалось, что она затянута. Так на предварительном просмотре картины посчитало и киношное начальство, предложив Лиозновой сократить сцену в 10 (!) раз. Мол, зрители просто не выдержат такого длинного эпизода. Но режиссер была непреклонной и отстояла первоначальный вариант. В итоге оказалось, что Лиознова была права. Сцена встречи получилась одной из лучших в фильме, пронзительной, пробирающей душу любого зрителя! Другие работы в кино Примечательно то, что ассоциировать Элеонору Шашкову с ее героиней из «Семнадцати мгновений весны» стали не сразу. Дело в том, что по сценарию жене Штирлица было за сорок, в то время как самой актрисе на момент съемок исполнилось лишь 35. Для роли ее искусственно состарили. Лишь с возрастом, когда Шашкова стала внешне походить на свою героиню, к ней намертво приклеился ярлык «Жена Штирлица». И сколько бы она потом не снималась, ничто не могло изменить ситуацию. Снималась же Элеонора Шашкова не сказать, чтобы много, но и немало. Были среди ее работ и проходные, были и интересные, но впоследствии незаслуженно забытые. Сама Элеонора Петровна, например, с теплотой вспоминает фильм «Спроси себя», в котором они с Петром Вельяминовым сыграли супружескую пару. Актрисе вообще очень везло на партнеров. Так в фильме «Я служу на границе» она исполнила роль Лидии Ивановны Гребневой, жены начальника заставы. А роль ее мужа сыграл замечательный актер Борислав Брондуков. При утверждении Шашковой на роль вышел забавный казус. Брондуков был ниже ее ростом, и военный консультант фильма заметил, что это не положено. «Жена начальника заставы не может быть выше начальника заставы!» «Я не выше, я длиннее!», - ответила Элеонора Петровна, вызвав общий смех. Помимо кино актриса немало работала на телевидении, принимая участие в телеспектаклях. Она сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Пажа в «Золушке», Александру Епанчину в «Идиоте», Немку в «Мистерии Буфф». В новом веке В новом веке российский кинематограф все чаще стал обращать внимание на незаслуженно забытых актеров старшего поколения. Пригодился и талант Элеоноры Шашковой. С 2006 года она вновь активно снимается в кино. В ее активе: Екатерина Фурцева в биографическом сериале «Утесов. Песня длиною в жизнь», Инна Анатольевна в фильме «Грехи наши», Евдокия Георгиевна в сериале «Мачеха», Вараксина в сериале «Я лечу» и др. Игорь BIN Использованные материалы: |