Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1925 На верном следу |
СВЕРДЛИН 03(16).11.1901, Астрахань – 29.08.1969, Москва Народный артист СССР (1954) Театр. Довоенные годы Лев Свердлин родился в Астрахани в семье помощника машиниста. Рано осиротев, он был вынужден зарабатывать на проживание тяжелым трудом. Будущий актер работал мальчиком в магазине готового платья, учеником сапожника, портного, столяра, киномеханика, в крендельном магазине и цирке. В 1921 году Лев Свердлин поступил в Театральный техникум имени А.В.Луначарского, а затем перевелся в Государственные высшие театральные мастерские под руководством В.Э.Мейерхольда (ГВЫТМ). В период учебы им были сыграны такие роли, как: Муж Флеранс, Парень («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, постановка Мейерхольда, 1922, Вольная мастерская Мейерхольда при ГВЫТМ), Чиновник, Кредитор («Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина, постановка Мейерхольда, 1922, Театр ГИТИС, Мастерская Мейерхольда), Третий солдат, Первый солдат, Комиссар («Земля дыбом» С.Третьякова по пьесе М.Мартине «Ночь», постановка Мейерхольда, 1923, Театр имени Мейерхольда). В 1926 году Лев Свердлин становится актером Театра имени В.Э. Мейерхольда. Здесь он прослужил до 1938 года, сыграв в 20 спектаклях, среди которых: «Чечётка в кафе «Риш» (Тренер, Секретарь французской палаты, Министр, Апаш), «Д.Е.» (Парикмахер в пустыне, Негр, Биомеханист, Руководитель спортплощадки, Рабочий с винтовкой), «Мандат» (Акробат, Товарищ жениха, Гость), «Лес» А.Островского (Аркашка Счастливцев), «Горе уму» по А.Грибоедову (Платон Михайлович, Гусар в кабачке), «Клоп» В.Маяковского (Пьяный с зонтом, Первый шофер, Человек в толпе). Если поначалу актер пользовался преимущественно внешней прорисовкой образа, то со временем его персонажи становились глубже, полнокровнее. Параллельно работе в театре Лев Свердлин с 1924 по 1931 год преподавал в Узбекской государственной драматической студии в Москве. В 1938 году после закрытия Театра Мейерхольда Свердлин переходит в труппу Театра имени Евг. Вахтангова. Одной из первых работ актера на этой сцене стала роль Сталина в постановке «Человек с ружьём», осуществленной Евгением Симоновым по пьесе Николая Погодина. До начала Великой Отечественной войны Свердлин также успел побывать в образе Семена Михайловича Буденного в спектакле «Путь к победе» и Багратиона в спектакле «Фельдмаршал Кутузов». Кино. Довоенные годы В кино Лев Свердлин дебютировал в 1925 году, сыграв роль комсомольца Васи в оптимистической драме режиссера Алексея Дмитриева «На верном следу», повествующей о жизни молодежи первых лет советской власти. Первой большой работой Льва Свердлина в кино стала роль рыбака Юсуфа в романтической комедии Бориса Барнета «У самого синего моря» (1936). Актер создал образ благородного и чистого душой юноши. Вместе со своим другом Алексеем он соперничает за внимание прекрасной рыбачки Машеньки. Однако это соперничество приносит ему лишь искреннее страдание, юноша даже готов принести свою любовь в жертву дружбе. Как и любой идеологически выдержанный фильм тех лет, картина «У самого синего моря», помимо любовного, содержит и социальный конфликт. Алексей, пренебрегая путиной, отправляется в город за бусами для любимой девушки. А этого сознательный Юсуф не может простить даже лучшему другу. На собрании он произносит обличительную речь… И в дальнейшем Льву Свердлину достаточно часто доводилось исполнять в кино роли людей «азиатской национальности». Тому способствовала соответствующая внешность актера. Причем это были не абстрактные «азиаты», а представители конкретной национальности: японцы и чукчи, татары и монголы, корейцы и узбеки. Лев Наумович не ограничивался простым внешним сходством, а изучал язык, культуру своих героев. Одна из удач актера – роль полковника японской армии в фильме режиссеров Георгия и Сергея Васильевых «Волочаевские дни», повествующая о разгроме японских интервентов в годы гражданской войны. На экране перед нами предстает обнаглевший маленький диктатор, упивающийся своим самовластием на чужой земле. Эта, вторая после «Чапаева», картина Васильевых (ныне несправедливо забытая) была очень хорошо принята зрителями. Среди ряда «азиатских» ролей в активе Льва Свердлина есть и исконно русские персонажи, такие как боярин Григорий Орлов в исторической драме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» (1939). Причем на эту роль актер был выбран по фотографии историком - специалистом, как наиболее яркий типаж того времени. Годы войны Роль отечественного кинематографа в годы Великой Отечественной войны для нашей страны особенно важна. Героические, сатирические и комедийные ленты поднимали боевой дух советского народа, внося свою лепту в общую победу над врагом. Именно на эти годы пришлись лучшие киноработы Льва Свердлина. В исторической картине режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Его зовут Сухэ-Батор» актер исполнил главную роль знаменитого основателя Монгольской народно-революционной партии, руководителе Монгольской народной революции 1921 года. Главным достоинством созданного образа стало отсутствие монументальности. Сухэ-Батор Льва Свердлина человек твердый и вместе с тем обаятельный. В комедии режиссеров Якова Протазанова, Наби Ганиева и Романа Тихомирова «Насреддин в Бухаре», поставленной в 1943 году по роману Л.Соловьева «Возмутитель спокойствия» Лев Свердлин сыграл народного героя Ходжу Насреддина - неунывающего весельчака, возмутителя спокойствия, способного благодаря остроумным выдумкам и находчивости сразиться с жестоким эмиром. Среди персонажей тех лет также: бесшабашный, наполняющего все вокруг себя весельем, но вместе с тем мужественный и смелый корреспондент Мишка Вайнштейн в фильме Александра Столпера и Бориса Иванова «Жди меня» (1943), генерал Проценко в картине «Дни и ночи» (1944), шарманщик в комедии «Свадьба» (1944). Послевоенные годы, 50-е, 60-е После войны актер Лев Свердлин продолжал активно работать, совмещая кинематограф со сценой. Много лет актер отдал Театру им. Маяковского, куда пришел еще в 1943 году (тогда тот еще назывался Театр Революции). На сцене «Маяковки» Свердлин сыграл множество разноплановых ролей. Его героями становились: Валько в «Молодой гвардии» по А.Фадееву (1947), Академик Верейский в «Законе чести» А.Штейна (1948, Сталинская премия), Бенджамен в спектакле «Леди и джентльмены» (1949), Тихон в «Грозе» Островского (1953), Илья Журбин в «Семье Журбиных» (1954), Полоний в шекспировском «Гамлете» (1954), Хлебников в «Персональном деле» А.Штейна (1955), Петрищев в «Весенних скрипках» А.Штейна (1957), Корнелиус Мелоди в «Душе поэта» О'Нила (1967) и другие. Разноплановые роли доставались актеру и на экране. Так в военно-приключенческой драме режиссера Марка Донского «Алитет уходит в горы» (1949) героем Льва Свердлина стал богатей-чукча Алитет, вместе с американцем-скупщиком Томсоном, подвергающий эксплуатации своих соплеменников. А в картине Александра Столпера «Далеко от Москвы» актер исполнил роль секретаря горкома и парторга строительства Михаила Борисовича Залкинда. За эту работу Свердлин был удостоен Сталинской премии. В популярной в 50-е годы мелодраме режиссера Леонида Лукова «Разные судьбы», повествующей о выпускниках ленинградской школы, Лев Свердлин сыграл отца эгоистической и тщеславной Танечки Огневой, а в детективе «Ночной патруль» - отважного и принципиального комиссара милиции Ивана Прокофьевича Кречетова. Дважды актер появлялся в кино в образе красного командарма Семена Михайловича Буденного – в советско-югославской картине «Олеко Дундич» (1958) и в знаменитом приключенческом фильме «Неуловимые мстители» (1966). Последние годы Летом 1965 года Лев Свердлин перенес тяжелую операцию. Несколько месяцев он провел на койке и вернулся на сцену Театра им. Маяковского лишь в октябре. В течение трех лет актер не жаловался на здоровье, однако осень. 1968 года он вновь почувствовал недомогание. Обследование, проведенное в больнице в феврале 1969 года, выявило страшный диагноз: рак поджелудочной железы. Но сообщить это Льву Наумовичу врачи не решились… Через неделю после выписки Лев Свердлин отправился на съемки своей последней ленты - «Как велит сердце» режиссера Бенсиона Кимягарова. Роль районного агронома Ибрагима Каримова оказалась глубоко символичной. Герой Свердлина, старый коммунист, ветеран войны, проживший нелегкую жизнь, размышляет в кадре о прожитом… После окончания съемок Лев Наумович вновь лег в больницу на операцию. Впрочем, она уже ничего не решала. Догадался об этом и сам актер… Последние дни своей жизни он провел дома. Скончался Лев Наумович 29 августа 1969 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Марка Бернеса. Игорь BIN Использованные материалы: |