Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1990 Гробовщик |
СТЕПАНОВ 07.06.1967, дер. Рысьево Черемховского р-на Иркутской обл. - 03.03.2010, Москва Лауреат Премии московского фестиваля им.Высоцкого – за роль Бенжамина
в спектакле «Шум и ярость» (1993) Детство и юность Юрий Степанов родился в деревне Рысьево Черемховского района, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Отец работал агрономом, мама преподавала в школе естественные науки… Когда Юра был еще маленьким, его отца перевели в местечко под названием Тайтурка, что в Усольском районе, директором большого совхоза. Отец, хоть и был директором, и в мыслях не допускал что-то сделать за общественный счет. Поэтому Юра рос как все ребята – копал картошку, ловил рыбу, охотился, уже позже занимался пчеловодством, животноводством и плотничал, и строил… Отец воспитывал его – не дай Бог. И физически наказывал. В общем, воспитывал не белоручку. Первая учительница Юрия Степанова Елена Лазарева помнит, что будущий актер не отличался особенным прилежанием в учебе. Его было трудно заставить делать что-то неинтересное. Любимым же уроком Юры было чтение. Его пересказы прочитанного весь класс слушал с открытыми ртами. В Тайтурке Юре встретился Анатолий Владимирович Абсандульев – тренер по боксу. Он набрал группу мальчишек и обучал охоте, рыбалке. Выживать. Степанов сам из семьи охотников и рыбаков, но его отец пропадал на работе. А в Доме культуры ребята еще занимались в кружке самодеятельности – танцевали, ездили с агитбригадой… Первым учителем в этом деле была директор Дома культуры Ольга Васильевна Фирсова. Юре нравилось там заниматься, но он не помнит, что мечтал стать актером. По воспоминаниям земляков, первая роль Степанова была в комедийной миниатюре. Он был мастером на все руки. Видели бы все, как он кадриль отплясывал, а пел — не наслушаешься! А родители хотели, чтобы стал сын охотоведом. Отец был директором большого совхоза и надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут. Но Степанов поспорил с товарищем и, закончив школу в Тайтурке, поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. И поступил. Во время учебы работал плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. Когда Юрий стал студентом театрального училища, отец сказал: "Хорошо, учись. Деньгами помогу". Но вот Степанов окончил его с красным дипломом, и отец спросил: "Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом"… Однако отец не знал, что в Иркутск приезжала приемная комиссия из ГИТИСа. После первого же отборочного тура Юрия приняли на актерское отделение. Ольга Васильевна Фирсова посоветовала, что если Степанов хочет продолжать заниматься актерской профессией, то надо ехать в Москву и учиться у Петра Наумовича Фоменко. Только у него. Так Юрий Степанов и сделал. Поехал в Москву. Сам он Петра Наумовича совсем не знал, просто о нем очень много рассказывали. В ГИТИСе Степанов учился на актерско-режиссерском факультете, в актерской группе. Конечно, одновременно какие-то навыки режиссерской профессии приобретались. Это происходило просто потому, что студенты учились вместе, жили бок о бок, работали. Что-то откладывалось. А свою профессию Юрий впоследствии осваивал каждый день. Его так научили. Надо читать, надо думать, надо что-то предлагать режиссеру, а что-то надо и отвергать... Актер размышлял, что не попади он в ГИТИСе к той команде учителей, в которой он оказался, театр его просто бы убил. Конечно же, актер бы выжил физически, но душу его театр бы умертвил. Молодой актер – это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься. В мастерской Фоменко же с первого курса студентам прививалось умение прощать, умение терпеть, по возможности не терять чувства любви друг к другу. Мастерская Петра Фоменко Весь тот курс стал основой труппы Московского театра "Мастерская Петра Фоменко". И до определенного момента в карьерном росте Степанова значилось только одно достижение – работа в Театре Петра Фоменко. Но зато, какое достижение! Ведь Степанов работал в театре со дня его основания. Среди ролей – Вася в «Балаганчике», Гриша в «Варварах», Собачкин во "Владимире III степени" Гоголя, Бенджамин в "Шуме и ярости" Фолкнера, Чичиков в "Чичикове, Мертвые души, том второй" Гоголя, Ислаев в "Месяце в деревне" Тургенева, Горбун в «Приключении» Цветаевой, Алджернон в "Как важно быть серьезным" Уайлда, Лыняев в "Волках и овцах" Островского, Чебутыкин в "Трех сестрах" Чехова. Со временем Юрий Степанов стал одним из «бриллиантов» театра – зачастую зритель ходил именно на него. Режиссер Сергей Женовач как-то сказал, что не будь среди студентов курса Юрия Степанова (с поразительной глубиной и пугающей достоверностью сыгравшего Бенджи Компсона), он не взялся бы за постановку романа Фолкнера «Шум и ярость». Признание лестное для любого актера, но для Юрия Степанова и несколько неожиданное на тот момент, ибо еще со времени обучения в институте за ним прочно закрепилось амплуа комика. Тяга к импровизации, розыгрышам, умение существовать чуть-чуть над текстом — в этом была отличительная особенность его актерской природы. Редкий дар прирожденного лицедея, плюс полная фигура и открытое, излучающее обаяние лицо поначалу помешали разглядеть за внешностью доброго клоуна то, что стало понятно со временем: Степанов мог быть и лиричен, и беспощадно-ироничен, и даже жесток; он умел смешить, оставаясь серьезным, а иногда от беспомощной улыбки его героя хотелось плакать. Здесь будет кстати отметить, что природа наградила Степанова послушным и «артистичным» телом, которое, несмотря на полноту, было удивительно пластично и выразительно. Это позволяло ему быть убедительным в любой роли. При этом кого бы он ни играл, он всегда был узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды невозможно было забыть. Актер обладал настолько разнообразной и выразительной мимикой, что ему не было необходимости прятаться за грим; он лепил из своего лица то, что необходимо для каждого героя. Единственная роль с характерным гримом была в степановском репертуаре — Горбун из цветаевского «Приключения» (режиссер И.Поповски). В изящной, воздушной, сплетенной подобно кружевам постановке «Волков и овец» Петра Фоменко Степанов сыграл одну из лучших своих ролей — почетного мирового судью Лыняева — показав, что его комический талант гораздо глубже простого шутовства. А сыграв роль Ислаева в «Месяце в деревне» на грани между драмой и трагедией, Степанов лишний раз подтвердил то, что стало очевидным после «Шума и ярости», — для него не существует границ амплуа. Как не существует для него и понятия «чистота жанра». Среди театральной общественности за учениками Петра Наумовича закрепилось определение «фоменки» – творцы, отличные от других. С некоторых пор «фоменки» вышли из эстетического подполья, становясь кумирами не только продвинутых театралов. Их с удовольствием стали приглашать сниматься. Кино «Кино – заразная вещь, – говорил Юрий Степанов. – Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», – думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком – это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица.» Актер часто признавался, что вообще показываться ненавидит, хотя понимает — это одна из частей профессии. Поэтому решиться на пробы ему всегда было нелегко. Самое первое знакомство с камерой у Степанова было в "Гробовщике" Петра Наумовича Фоменко. Конечно, там проб никаких не было. Потом был маленький эпизод "Орел и Решка" у Данелии. Тоже без проб. Поговорили и все. Тот опыт в "Орле и решке" был очень приятным. Степанов вспоминал: «Передо мной стоял Данелия, а я думал: "Боже мой, неужели это он". Играть в паре с Говорухиным – тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто – в Москву только-только приехал, студент.» Особое место в жизни Степанова занимала картина "Время танцора" Вадима Абдрашитова. Вот что сам Степанов вспоминал о той работе: «Прежде чем взять меня на роль во "Время танцора" Вадим Абдрашитов посмотрел все мои спектакли. Я считаю его своим крестным папой в кино. Он меня научил всему. У Абдрашитова была уже подробная профессиональная работа. Да и роль – одна из главных. Мне даже неважно было, каким будет фильм». По признанию актера, снимаясь у Абдрашитова и Данелии, он приобрел огромный опыт, такой багаж, который нельзя было сравнить ни с какими деньгами... Потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова "Привет от Чарли-трубача". Сценарий этот, между прочим, был написан Георгием Данелией. Он и провел Степанова в картину. Вообще проб в жизни Степанова было мало. Например, на "Гражданина начальника" проб не было. Досталь как увидел Юрия Степанова, рассказал что он хочет и все. А потом была интересная работа. Актер вспоминал: «Когда мы снимали сериал "Гражданин начальник", мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль. Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии – профессии режиссера. Не было никаких скидок на то, что это сериал, и здесь можно сделать тяп-ляп.» Вообще в кино для Степанова не существовало главных или второстепенных ролей, к каждому своему персонажу он подходил основательно, выкладываясь до конца: «Вот в "Московских окнах". Мне говорят, мол, чего ты там, пришел-ушел... Нет, ребята, мне нужно сделать эту мразь МРАЗЬЮ. Чтобы все поняли, что он есть. Что они есть…» Одной из самых заметных ролей Степанова в кино считают роль Глымова из военного сериала «Штрафбат». Некогда «вор в законе», а ныне боец Антип Глымов, пошел защищать Родину, когда враг пришел на его землю. «Полгода, что мы снимали картину, меня не покидало ощущение, что мы сажаем дерево, – рассказывал Степанов. – Как-то на съемочную площадку приехал батюшка, нужна была его консультация. И он сказал, что души таких людей, как наши штрафбатчики, не нашли успокоения. Они стали разменной монетой. Оплакивать их было некому. Еще батюшка сказал, что через нас, через эту картину они могут-таки получить успокоение. Меня эти слова укрепили в мысли, что наш фильм - это правильное дело...» Именно за неподдельный профессионализм его ценили и снимали такие режиссеры, как Балабанов, Досталь, Мороз, Учитель, Лунгин… Трагическая развязка В последние годы своей жизни Юрий Степанов много снимался в кино, был активно задействован в театре. Эго последней ролью на сцене стал военный доктор Иван Романович Чебутыкин в спектакле "Три сестры" А.П. Чехова. Отыграв этот спектакль поздним вечером 2 марта, Юрий Степанов поймал попутную машину, чтобы ехать домой. Туда, однако, он так и не добрался... Трагедия произошла в 0:45 ночи на пересечении улиц Люблинская и Шкулева. Актёр на автомобиле ВАЗ-2104 ожидал на перекрёстке включения зелёного сигнала светофора, в этот момент сзади в него врезалась машина Mazda. От удара автомобиль, где находился Степанов выбросило на встречную полосу, где он столкнулся с проезжавшим перекрёсток на высокой скорости автомобилем ВАЗ-2112. Актёр погиб на месте от множественных травм, включая тяжелейшие переломы ног. У Юрия Степанова остались беременная жена Ирина и два сына: Константин и Дмитрий. A Wind Использованные материалы: |