Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Валентина Сперантова_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Валентины Сперантовой

Фильмография:

1953 Алёша Птицын вырабатывает характер
1960 Шумный день
1961 Любушка
1965 Последний месяц осени
1966 Серая болезнь
1966 Два билета на дневной сеанс
1967 Рядом с вами
1968 Случай из следственной практики
1968 Служили два товарища
1968 Полчаса на чудеса
1969 Тихая семейка - фильм-спектакль
1969 Весёлое волшебство
1970 Женитьба - фильм-спектакль
1970 Девочка и апрель - фильм-спектакль
1971 Мировой парень
1971 За каменной стеной - фильм-спектакль
1972 Страница жизни - фильм-спектакль
1972 Свободный час - фильм-спектакль
1972 За всё в ответе
1972 Жил-был у бабушки - фильм-спектакль
1972-1973 Большая перемена
1973 Сказка о рыбаке и рыбке - фильм-спектакль
1973 Пушкинские сказки - фильм-спектакль
1973 Письмо из юности
1973 Обратный адрес - фильм-спектакль
1973 Дед левого крайнего
1974 Три дня в Москве
1974 Какая у вас улыбка
1975 Такая короткая долгая жизнь
1976 Фиалка - фильм-спектакль
1976 Долгое путешествие к морю
1976 Длинное, длинное дело
1977 Когда рядом мужчина
1977 Доброта
1978 Четыре беспокойных дня в Кудиновке - фильм-спектакль



СПЕРАНТОВА
Валентина Александровна

24.02.1904, Зарайск – 06.01.1978, Москва

Народная артистка СССР (1970)
Народная артистка РСФСР (1950)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской (1974, за роли в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес»)
Кавалер Орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта»
Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы»

Детство

Валентина Сперантова родилась в городе Зарайске в семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича Сперантова. Отец умер, когда Валентине исполнилось десять лет. Теперь все заботы о воспитании детей, а их в семье было девять, полностью легли на плечи матери. Но у Сперантовых всегда царила атмосфера любви, ласки и поддержки. Старшие помогали младшим, и это помогло им пережить трудное для страны время.

Артистические способности Валентины проявились ещё в юном возрасте. Однажды в их город приехал с гастролями театр. Им для спектакля понадобился ребёнок, и, благодаря Валиной тёте, девочка впервые попала на сцену. Дебют оказался удачным, и Валентина буквально заболела театром. Она организовывала выступления во дворе, сама шила костюмы и рисовала декорации. Затем, уже в школе, девочка вместе с другими учениками создала драматический кружок. Так что в будущем Валентина видела себя исключительно актрисой.

Путь в актрисы

Окончив школу, Валентина Сперантова отправилась в Москву поступать в театральный вуз. Однако её планы нарушила болезнь - девушку сразил свирепствующий в стране тиф. Оправилась от болезни Валентина лишь спустя несколько месяцев.

Поскольку Валентина не только играла на сцене, но и неплохо рисовала, то после выздоровления она поступила в художественное училище – ВХУТЕМАС. В течении полугода девушка занималась живописью, после чего окончательно убедилась, что театр ей интереснее. Валентина бросила учёбу и поступила в студию «Молодые мастера». Впоследствии, в результате реорганизации она стала студенткой ГИТИСа, который окончила в 1925 году.

ГОСЦЕНТЮЗ

После окончания ГИТИСа в 1925 году Валентина Сперантова была принята в труппу Первого Государственного педагогического театра (в 1931 году он был переименован в Государственный Центральный театр юного зрителя, а в настоящее время носит название Московский ТЮЗ). Внешние данные актрисы (невысокий рост, хрупкое телосложение) и её тонкий голос практически сразу же определили её амплуа. Валентина Сперантова стала играть детей – мальчишек и девчонок. Причём мальчишек она играла даже чаще.

В период с 1925 по 1941 год Валентина Сперантова создала на сцене ГОСЦЕНТЮЗа целую галерею персонажей: Джо Гарнер в спектакле «Том Сойер», Серёга в спектакле «Самолет», Нинка-Хромушка в спектакле «Колька Ступин», Ши Тао в спектакле «Жёлтая собака», Дуняшка в спектакле «Женитьба» по Гоголю, Егорка в спектакле «Чёрный Яр», Франька в спектакле «Так было», Ахмет в спектакле «Винтовка № 492116», Мишка в спектакле «Пороги», Франуэль в спектакле «Чемодан Коауса Хитльснера», Бьятта в спектакле «Джордано Бруно», Липочка в спектакле «Свои люди – сочтемся», Мишка в спектакле «Ровесники», Том Кенти в спектакле «Том Кенти», Машутка в спектакле «Ломоносов», Лиза в спектакле «Горе от ума», Панюшка в спектакле «Единая боевая», Ганька в спектакле «Дом № 5» и многие другие.

Рассказывают, что зрители (особенно юные) были в восторге от актрисы, на неё специально шли в театр. А однажды ТЮЗ посетил сам Бернард Шоу и выразил восхищение талантом Валентины.

Личная жизнь

Первый брак Валентины Сперанской сложился неудачно. Ещё в юности она вышла замуж за строителя Николая Гусельникова. У них родилась дочь Оксана. Но больше ничего общего у супругов не было – Николай был далёк от искусства и не разделял стремлений жены.

Когда началось строительство ДнепроГЭСа, Николай отправился туда. Позже он перебрался работать в Казахстан. Валентина не могла бросить сцену и, несмотря на уговоры мужа, осталась вместе с дочерью в Москве. В результате Николай познакомился с другой женщиной, и семья распалась.

После развода Валентина Сперантова познакомилась с директором театра Мейерхольда Михаилом Сергеевичем Никоновым. Между ними возник роман, который привёл к свадьбе. А затем у них родилась дочь Наталья. Во втором браке Валентина обрела долгожданное семейное счастье. Вместе они прожили долгую совместную жизнь. Михаил Сергеевич одинаково любил обеих девочек, заботился о них и о супруге.

Великая Отечественная война

Когда грянула Великая Отечественная война, Валентина Сперантова отправила дочерей к родственникам в Пермскую область. Сама же она вместе с мужем записалась во фронтовой театр ВТО и до 1944 года ездила по передовым с выступлениями.

ГЦДТ – от детских ролей к ролям бабушек

В 1944 году Валентина Сперантова перешла в Государственный Центральный детский театр. Здесь она продолжила, несмотря на возраст, играть детские роли. Ей было уже за сорок, а она играла Герду и Кея в «Снежной Королеве» Андерсена, Ваню Солнцева в «Сыне полка» Катаева, Шуру Бадейкина в спектакле «Красный галстук» по Михалкову, Володю Дубинина в одноимённом спектакле и т.д.

Однако, годы брали своё. Каким бы талантом ни обладай, но бесконечно играть детей невозможно. Её последней «детской» работой стала роль Чиполлино в спектакле «Приключения Чиполлино», которую Валентина Сперантова сыграла в 51 год. Роль успеха не имела – слишком уж бросалось в глаза несоответствие возраста.

В какой-то момент Валентина Сперантова даже задумалась о том, чтобы оставить профессию, но её убедили сменить амплуа. Актриса перешла на возрастные роли - зрелых женщин и бабушек. И тут её талант засверкал новыми гранями. Театральная карьера Валентины Сперантовой вступила в новый этап, подарив зрителям множество ярких работ. Среди её первых таких ролей стали Миссис Корни в постановке «Оливер Твист», Клавдия Васильевна Савина в спектакле «В поисках радости» по пьесе Розова, Миссис Гарпер в «Томе Сойере» Марка Твена.

В 60-е – 70-е годы Валентина Сперантова много работала, радуя своих поклонников. Она была занята в спектаклях: «Неравный бой» (Ольга Петровна Шилова), «Семья» (Мария Александровна Ульянова), «Бывшие мальчики» (Тетя Дуся), «Цветик-Семицветик» (Старушка-Волшебница), «Пристань «Кувшинка» (Мария Леонтьевна), «Перед ужином» (Мария Ивановна), «Один страшный день» (Анфиса Петровна), «Женитьба» (Фекла Ивановна), «Чудеса в полдень» (Тихоновна), «Дух Фландрии» (Старуха Ставен), «Начало пути» (Мария Александровна Ульянова), «Снежная королева» (Бабушка), «Молодая гвардия» (Бабушка Вера) и др.
Бабушка («Звоните и приезжайте» А.Алексина), 1973

В 1957 году Валентина Сперантова попробовала свои силы в режиссуре, спектакль «Сомбреро» по произведению Сергея Михалкова.

Радио и мультипликация

Если в театре Валентина Сперантова с возрастом перестала играть детей, но на радио ситуация не изменилась. Актриса по-прежнему обладала мягким, молодым голосом и потому с блеском озвучивала литературных и сказочных персонажей в радиопостановках.

То же самое касается и мультипликации. За свою творческую жизнь Валентина Сперантова озвучила более 100 мультфильмов. Её голосом говорили Иванушка в сказке «Конёк-Горбунок», Нильс в «Заколдованном мальчике» и многие другие, Петя в мультфильме «Тайна далёкого острова», Петя в мультфильме «Петя и Красная шапочка» и многие другие.

Кино – всесоюзная бабушка

С кинематографом пути Валентины Сперантовой долгое время не пересекались. Впервые на съёмочную площадку она попала уже в пятидесятилетнем возрасте. Ею дебютом на экране стала роль бабушки Симы в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер». Так зрители неожиданно для себя открыли новую яркую, характерную актрису.

Впрочем, по-настоящему активно сниматься в кино Валентина Сперантова стала спустя десятилетие. Во второй половине 60-х она сыграла Евдокию Фёдоровну Лебедянскую в детективе «Два билета на дневной сеанс», Нина Ивановна в мелодраме «Рядом с вами», мать Валентина Макарцева в детективе «Случай из следственной практики». Многие зрители отметили актрису по детскому фильму «Весёлое волшебство». Она сыграла нянечку в детской библиотеке Акулину Ивановну, которая одновременно оказывалась Бабой Ягой.

Широкую известность и любовь миллионов зрителей Валентине Сперантовой принёс телевизионный комедийный сериал «Большая перемена». Актриса создала образ строгой, но заботливой и доброй тети Глаши, работающей в Вечерней школе.

В кино Валентина Сперантова продолжала сниматься до последнего. Её героинями по-прежнему продолжали оставаться всевозможные бабушки, отличающиеся душевной теплотой. Это и баба Варя в мелодраме «Какая у вас улыбка», и бабушка в мелодраме «Три дня в Москве», и тётя Дуся в драме «Такая короткая долгая жизнь», и старушка в драме «Долгое путешествие к морю», и Прасковья Васильевна в драме «Доброта», и Александра Александровна в мелодраме «Когда рядом мужчина».

Заключение

Скончалась Валентина Сперантова 7 января 1978 года. Актриса похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (6 участок).

Игорь BIN

Использованные материалы:
материалы Википедии