Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Солнцева Юлия_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1924 Аэлита
1924 Папиросница от Моссельпрома
1927 Леон Кутюрье
1927 Звенигора – ассистент режиссера
1928 Джимми Хиггинс
1928 Глаза, которые видели
1928 Буря
1929 Две женщины
1930 Земля
1935 Аэроград - режиссер
1939 Щорс - режиссер
1940 Буковина, земля украинская - режиссер
1948 Мичурин - режиссер
1953 Егор Булычов и другие – телеспектакль - режиссер
1954 Ревизоры поневоле - короткометражный - режиссер
1958 Поэма о море - режиссер
1960 Повесть пламенных лет - режиссер
1964 Зачарованная Десна - режиссер
1967 Незабываемое - режиссер
1969 Золотые ворота – режиссер, сценарист
1974 Такие высокие горы - режиссер
1979 Мир в трех измерениях - режиссер

СОЛНЦЕВА (Пересветова)
Юлия Ипполитовна

07.08.1901, Москва – 29.10.1989, Москва

Народная артистка СССР (1981)
Лауреат Сталинской премии II степени (1949, за фильм «Мичурин»).
Награждена Почетным дипломом Всесоюзного кинофестиваля (1959, за фильм «Поэма о море»)
Лауреат Премии Международного кинофестиваля в Каннах, Франция (1961, за фильм «Повесть пламенных лет»)
Награждена Почетным дипломом МКФ в Лондоне (1962, за фильм «Поэма о море»)
Лауреат Специального приза Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, Испания (1965, за фильм «Зачарованная Десна»)
Награждена медалью Золотой Лев святого Марка (1975, за участие в оформлении книги-фильма «Земля»)
Награждена Золотой медалью им.А.П.Довженко (1980, за фильм «Мир в трех измерениях»)

Детство

Юлия Солнцева (в то время еще Пересветова) родилась 7 августа 1901 года в Москве в семье Ипполита Пересветова и Валентины Тимохиной. Мама работала в знаменитом московском магазине «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ) старшим кассиром, а отец…В семье он был нечастым гостем, да и те визиты нередко оканчивались выяснением отношений. В 1905 году отец погиб в катастрофе на сахарном заводе. Вслед за ним скончалась и мама. Девочка осталась на попечении бабушки и дедушки.

Вскоре дедушку перевели в Петербург, и они всей семьей уехали в северную столицу. Чтобы как-то прожить, Юля вместе с бабушкой шила на продажу женскую одежду. На вырученные деньги девочка училась в гимназии. Свободное время она отдавала книгам. Увлечение литературой и подтолкнуло ее после окончания школы поступить на философский факультет Московского университета.

Начало

В университете Юлия проучилась недолго и вскоре «подалась в артистки», став студенткой Московской филармонии (впоследствии - Государственный институт музыкальной драмы).

В 1922 году, после окончания института, Юлия приняла приглашение в труппу Московского Камерного театра. Для актерской деятельности она выбрала себе псевдоним Солнцева. Вот только поработать на сцене ей так и не удалось. Причиной тому стал кинематограф…

Звезда немого кино

Юлия Солнцева в фильме АэлитаЮлию Солнцеву пригласили на пробы служанки в фильм Якова Протазанова «Аэлита», где главную роль должна была исполнять Елена Гоголева. Просмотрев пробы, Протазанов был так очарован молодой актрисой, что изменил свое решение и доверил Юлии роль Аэлиты. Попадание оказалось идеальным. Красивая, грациозная, властная и загадочная героиня Юлии Солнцевой сразу же покорила зрителей, а фильм вошел в классику советского и мирового немого кинематографа. Сама же актриса считала свою работу в «Аэлите» неудачной и неубедительной и в многочисленных интервью на вопросы об этой роли старалась отделаться стандартными фразами…

А вот вторую свою роль на киноэкране – Зину Весенину из картины «Папиросница от Моссельпрома» актриса очень любила. Наверное, это неслучайно. Сценарий о девушке, торгующей на улице папиросами и мечтающей стать кинозвездой, писался специально под Юлию Солнцеву, и этот образ был ей очень близок.

После этого предложения от кинорежиссеров посыпались одно за другим: Белла в фильме «Леон Кутюрье», Роза в фильме «Глаза, которые видели», Катя в фильме «Буря», Крекшина в фильме «Две женщины», Эллен в фильме «Джимми Хиггинс», дочь Опанаса в фильме «Земля»… Слава черноокой актрисы-красавицы росла. Немало приглашений было и из-за рубежа (в первую очередь из США), но от них актриса категорически отказывалась. А затем в ее жизни произошла случай, круто изменивший ее жизнь. Она влюбилась…

Режиссура

С режиссером Александром Петровичем Довженко Юлия Солнцева познакомилась в 1928 году на съемках картины «Джимми Хиггинс». Юлия Ипполитовна стала не только его женой, но и верным соратником. Увлекшись искусством кинорежиссуры, она начала свой путь ассистентом режиссера. Работала на ВУФКУ, «Мосфильме», Киевской киностудии. Затем, в конце 30-х, в качестве сорежиссера Юлия Солнцева участвовала в создании фильмов мужа «Щорс» и «Мичурин», а также ряда его документальных лент.

С начала 50-х Юлия Ипполитовна приступила к созданию собственных лент. Одной из ее первых работ стал телеспектакль «Егор Булычов и другие». Главным учителем, вдохновителем и одновременно критиком для нее оставался муж, чье мировоззрение Юлия Ипполитовна безусловно разделяла.

В 1956 году Александр Петрович Довженко ушел из жизни. Неожиданная смерть мужа стала сильным ударом для Юлии Солнцевой, но не сломила ее. Теперь целью ее жизни стало претворение в жизнь неоконченных произведений мужа. По сценариям Александра Петровича Юлией Солнцевой был поставлен ряд фильмов: «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1960), «Зачарованная Десна» (1964); по его военным рассказам и заметкам - картина «Незабываемое» (1967). В 1969 году увидел свет фильм «Золотые ворота», посвященный памяти Довженко, а в 70-е вышли картины «Такие высокие горы» и «Мир в трех измерениях». Кроме того, при непосредственном участии Юлии Ипполитовны в издательстве «Искусство» в 70-е годы вышло собрание сочинений А. П. Довженко.

Творчество Юлии Ипполитовны Солнцевой неоднократно отмечалась призами на всесоюзных и международных фестивалях. В 1981 году ей было присвоено почетное звание Народной артистки СССР.

Игорь BIN

Rambler's Top100