Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Эрнст Романов _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Эрнста Романова

Фильмография:

РОМАНОВ
Эрнст Иванович

09.04.1936, Кабаковск (ныне - Серов), Свердловская обл. - 25.02.2024, Москва

Народный артист РФ (1994)
Лауреат Государственной премии СССР (1980, за роль в фильме «Вкус хлеба»)
Награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации (2011)

Детство

Эрнст Романов родился в небольшом городе Кабаковск (ныне – Серов) Свердловской области. Его родители были далеки от искусства. Отец работал директором ремесленного училища, а мама трудилась на металлургическом заводе. В семье Романовых было трое детей, и все – сыновья, а Эрнст был старшим из них.

Осознанные годы детства Эрнста Романова пришлись на послевоенное время. В Серове был единственный кинотеатр, где показывали много трофейных фильмов. И юный Эрнст, как и все мальчишки того времени, не редко там пропадал. Был в городе и маленький театр, куда он тоже захаживал. Все это и предопределило его интерес к актерской профессии. Будучи школьником, Эрнст стал посещать школу художественной самодеятельности, а после окончания учебы твердо решил стать актером.

Театральные зигзаги судьбы

Окончив школу, Эрнст Романов отправился в Москву, где с первого же раза поступил сразу в два театральных ВУЗа: в Щукинское училище и в ГИТИС. В итоге свой выбор он остановил на ГИТИСе. Почему? Как признается сам Эрнст Иванович – по весьма прозаической причине, просто в Щукинском не было общежития, а для иногороднего юноши это оказалось важным фактором.

Учиться Романову довелось у знаменитого МХАТовца Василия Александровича Орлова, а среди его однокурсников был Роман Виктюк, ставший впоследствии знаменитым театральным режиссером.

На третьем курсе в ГИТИС приехали представители только что созданного в Ростове-на-Дону Театра юного зрителя. Они так активно агитировали за поступление в их театр, что большинство из студентов курса Эрнста Романова подписали с ними контракт. Подписал и Романов, о чем потом сильно пожалел…

В 1957 году Романов окончил ГИТИС и вместе со своими товарищами отправился в Ростов-на-Дону. Прибыв на место, молодые актеры обнаружили, местный ТЮЗ пребывает в плачевном состоянии, там нет никаких условий ни для работы, ни для жизни. Да и вообще в городе к театру относились прохладно, предпочитая ему футбол. Эрнст Иванович вспоминает: «Когда мы шли на работу, приходилось пробираться сквозь толпу болельщиков, которые направлялись на стадион. А в это время в театре на спектакле «Дядя Ваня» в зале сидели, как говорится, «три сестры». Это страшно угнетало...»

Не удивительно, что очень скоро актеры стали разъезжаться кто куда. Вот и Эрнст Романов, отработав в Ростове-на-Дону два года, уехал в Рязань, где был принят в труппу областного театра драмы. Впрочем, там ситуация оказалась не лучше, и, задержавшись в Рязани всего лишь на один сезон, он отправился в Эстонию, в Таллин.

В Таллине Эрнст Романов был принят в знаменитый Русский драматический театр. Это был уже совсем другой уровень. Здесь Романов проработал восемь лет, сыграв множество интересных ролей, и став одним из ведущих актеров труппы.

Там же в Таллине, Эрнст Романов нашел свою настоящую любовь в лице актрисы Лейлы Киракосян. Они поженились и с тех пор уже никогда не расставались…

После Таллина в театральной биографии Эрнста Романова на короткое время возник Киев, куда его пригласили в известный Театр имени Леси Украинки. Однако там его карьера не задалась. Как признается сам актер, причиной тому стало отношение к нему: если в таллинском театре он был «первым парнем на деревне», то в Киеве его приняли как мальчика, дав в спектакле самую что ни на есть последнюю роль. И Романов вскоре покинул Украину.

В 1969 году Эрнст Романов вместе с супругой приехал в Ленинград, где был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола. На этой сцене он проработал не долго, сыграв несколько ролей. Самая заметная - Герцог Бэкингем в спектакле «Три мушкетёра» по знаменитому роману Дюма.

В 1971 году Эрнст Романов перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина. Здесь он отметился в постановках: «Много шума из ничего» (Антонио), «Иней на стогах» (Огибалов), «Одни, без ангелов». Однако и этот театр актер покинул в 1974 году. А причиной тому стал кинематограф…

Кино. Советский период

Впервые на киноэкране Эрнст Романов появился еще в 1957 году (в год окончания ГИТИСа). Тогда он сыграл офицера в мелодраме режиссера Владимира Перова «Поединок» (по одноименной повести А.И. Куприна). Однако роль была настолько крошечной, что актера даже не указали в титрах. В следующие полтора десятка лет Романов практически не снимался в кино, а если и появлялся, то исключительно в эпизодах.

Ситуация изменилась в начале 70-х, когда Эрнст Романов после долгих скитаний осел в Ленинграде. В 1972 году режиссер Илья Авербах доверил ему небольшую роль Вадика в своей психологической драме «Монолог». Этого режиссера Романов считает своим крестным отцом в кино, а «Монолог» - своим полноценным дебютом на киноэкране.

В 1973 году Романов снялся в знаменитом фантастическом фильме «Крах инженера Гарина», где сыграл Алексея Семеновича Хлынова (правда, роль была озвучена другим актером). А в 1974 году стал штатным актером киностудии «Ленфильм». С этого времени роли в кино стали появляться одна за другой.

Эрнст Романов очень быстро нашел себя в кинематографе. Выразительный взгляд, благородная осанка, интеллигентность предопределили характер его героев. Ему нередко предлагали роли офицеров, профессоров, ученых, государственных деятелей. Но больше всего в своей карьере актер сыграл врачей. В одном из интервью он признался: «Я, кажется, за свой век сыграл докторов всех специализаций - гинекологов, хирургов, терапевтов. <…> Даже не знаю, почему так нравлюсь режиссерам в белом халате».

Эрнсту Романову довелось поработать с самыми известными отечественными режиссерами. Так в 1975 году он снялся у Владимира Мотыля в его легендарном историко-романтическом фильме «Звезда пленительного счастья», посвященном подвигу жен декабристов, где исполнил роль генерал-майора Шипова. В том же году Романов сыграл главную роль в военной драме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь». Картина повествовала о санитарном поезде, действующем в годы Великой Отечественной войны. 39-летний актер перевоплотился в убеленного сединами Николая Евгеньевича Белова, старого интеллигента, ленинградского врача, в годы войны ставшего главврачом санитарного поезда.

Белов – не единственный возрастной персонаж, сыгранный Романовым в 70-е годы. Актер весьма убедительно перевоплощался в героев, которые были значительно старше его. Это и учитель Константин Михайлович в мелодраме «Память», и пьяница Блайт-«Велзевул» в комедии «Короли и капуста», и профессор геологического факультета в киноповести «Человек, которому везло». Но самый яркий из его героев в этом ряду, безусловно, престарелый граф Лудовико в музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене» - одной из лучших костюмных советских кинокартин.

В 1980 году Эрнст Романов стал лауреатом Государственной премии. Ирония в том, что получил актер ее вовсе не за свои замечательные роли в полюбившихся миллионами зрителями картинах, а за вполне заурядный фильм «Вкус хлеба», где он сыграл ученого-агронома Сергея Васильевича Игнатьева. Эта лента была поставлена на конъюктурную целинную тему (как тут не вспомнить книгу Л.И.Брежнева «Целина»), и потому актерам сразу объявили, что награда им обеспечена. Впрочем, сам Эрнст Иванович отмечает, что, не смотря ни на что, «картина получилась честной, насколько это было возможно в те годы».

Что ж, так бывает – награждают актера за одни фильмы, а запоминают по другим, таким, как: историческая драма «20 декабря», где он сыграл Георгия Валентиновича Плеханова, или исторический сериал «Государственная граница», где его героем стал Константин Петрович Фёдоров, драма «Жизнь Клима Самгина» (Иван Акимович) или детектив «Пропавшие среди живых» (подполковник милиции Игорь Васильевич Корнилов). Актер не часто появлялся в главных ролях, но он всегда умел наполнить роль второго плана так, что за его персонажем всегда чувствовалась судьба. Так в военной драме «Привет с фронта» (1983) он блестяще исполнил бывшего офицера царской армии, а ныне вахтера госпиталя Андрея Владимировича. Его персонажу в картине посвящена сцена, где он рассказывает о своем прошлом. Всего несколько фраз, но это так выразительно, что перед зрителем раскрывается вся нелегкая жизнь этого в высшей степени интеллигентного и благородного человека.

90-е годы

В начале 90-х страну поразил тяжелейший политический и экономический кризис. Это прямым образом отразилось и на отечественном кинематографе. И тогда в 1993 году Эрнст Романов написал заявление об уходе с киностудии. Он вспоминает: «В начале 90-х нам всем казалось, что больше кина не будет. И тогда я понял: нужно в рамках своей профессии попытаться найти что-то новое. Так, несмотря на огромный перерыв, вернулся на театральные подмостки»

В последующие годы актер работал в различных театрах Санкт-Петербурга. Он играл на сценах Театра на Литейном, Театра Комедии и других театров. Однако ни в одном из них Эрнст Иванович долго не задерживался. Последним был БДТ, где ему довелось сыграть в спектакле «Фома» с легендарным Евгением Лебедевым. О периоде работы в БДТ Романов вспоминает, как об одном из самых ужасных в своей жизни. С самого начала его там не приняли, а потом попросту «съели». Он рассказывает: «Я долго терпел, но все же был вынужден подать прошение об отставке. Это самый страшный коллектив из всех, которые я знал: туда не принимают чужаков. Расписываясь в приказе об увольнении, окончательно для себя решил, что со сценой расстаюсь навсегда…»

Новый этап в кино

В одном из интервью Эрнст Романов признался, что кинематограф любит намного больше, чем театр. С наступлением нового века и постепенным возрождением российского кино ему предоставилась возможность, наконец, вернуться на экран. Его типаж, помноженный на харизму и большой актерский талант, не мог остаться невостребованным. Предложения стали поступать одно за другим...

Среди его персонажей, сыгранных в новом веке: начальник петербургского охранного отделения Александр Васильевич Герасимов в историко-детективном сериале «Империя под ударом», главврач психлечебницы Фридрихсон в криминальной комедии «Дурная привычка», полковник Алексей Николаевич Сычёв в детективном сериале «Золотые парни», профессор Сергей Николаевич Веденский в драме «Все началось в Харбине», главный врач Виктор Казимирович Буткевич в детективе «Крик совы».

Личная жизнь

Эрнст Романов и Лейла Киракосян вместе уже не один десяток лет, опровергая мнение о непрочности актерских браков. У супругов двое детей – сын и дочь. Они не пошли по стопам родителей. Дочь - Екатерина - медиаменеджер, режиссёр и тележурналист.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Эрнст Романов, интервью, http://eternaltown.com.ua