Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Мария Рейзен_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Марии Рейзен

Фильмография:

1910 Л'Хаим
1913 О чем рыдала скрипка
1915 Наташа Ростова
1916 На ложе смерти и любви
1918 Флавия Тессини
1918 Над разбитой чашей счастья
1918 Мятежное море страстей
1918 Любовь поругана... задушена... разбита...
1935 Интриган

РЕЙЗЕН
Мария Романовна

23.07 (04.08) 1893 – 25.05.1969

Заслуженная артистка РСФСР (1933)

Дореволюционная карьера в балете

Мария Рейзен родилась в 1893 году в семье Рувина Берковича (Романа Борисовича) Рейзена. В семье было четыре дочери Раиса, Мария, Любовь и Берта.

Старшая сестра Раиса Рейзен выбрала карьеру актрисы, поступив в театральное училище при Московской императорской труппе. Её примеру последовала и Мария. Только, если Раиса училась на драматическом отделении, то Мария поступила в хореографический класс к педагогу В. Д. Тихомирову.

В 1909 году Мария была зачислена в Московскую императорскую труппу. Параллельно в 1910-1912 годах она приняла участие в гастролях Дягилевской антрепризы в Париже (известных как дягилевские Русские сезоны в Париже). Кроме того, некоторое время Мария Рейзен выступала на сцене частного оперного театра С. И. Зимина. Одной из самых ярких её работ стала основная партия в балете «Шопениана» (вместе с супругами Фокиными), премьера которого состоялась 23 апреля 1916 года.

Кино

В те же годы стартовала и кинокарьера Марии Рейзен. В 1910 году она была приглашена на киностудию Московского отделения фирмы «Братья Пате», где исполнила главную роль в драме «Л'Хаим». Фильм, поставленный по сюжету одноимённой песни, рассказывал о драматичной любви девушки по имени Рохеле. Её-то и сыграла Мария Рейзен. Фильм, ярко и красочно описывающий быт и обычаи еврейского народа того времени, вызвал большой интерес у зрителей.

Позже Мария Рейзен снялась ещё в нескольких фильмах: «О чем рыдала скрипка» (1913), «Наташа Ростова» (1915), «На ложе смерти и любви» (1916). В 1918 году актриса приняла участие в съёмках дилогии «Ответ на Яму», состоявшей из фильмов «Мятежное море страстей» и «Любовь поругана... задушена... разбита...», где сыграла бывшую проститутку Таню. В том же году в сентиментальной любовной драме «Над разбитой чашей счастья», поставленной по известному романсу, Мария Рейзен исполнила роль Веры Зарицкой.

Театральная карьера советского периода

После Октябрьской революции 1917 года немало артистов уехало из страны. Сёстры Мария и Раиса Рейзен остались. Раиса Рейзен была принята в труппу Малого театра, а Мария стала выступать на сцене Большого театра.

Первой значимой работой в Большом театре для Марии Рейзен стала партия Жизель в одноимённом балете 1918 года. В том же году она танцевала Княжну в балете «Стенька Разин» на музыку Глазунова.

Со временем Мария Рейзен стала не только лидером труппы, но и настоящей хранительницей лучших традиций русской балетной школы. Специалисты отмечали её уверенную технику, хореографическую лаконичность, лёгкость, умение сочетать смысловые и пластические элементы. За годы работы в Большом театре она исполняла партии в постановках «Дон Кихот» (Уличная танцовщица и Китри), «Евника и Петроний» (Евника), «Корсар» (Медора), «Баядерка» (Никия), «Лебединое озеро» (Одиллия), «Шехерезада» (Шехеразада), «Конёк-горбунок» (Царь-девица), «Волшебное зеркало» (Принцесса) и др. В 1933 году Марии Рейзен за её заслуги было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

Свой опыт Мария Романовна передавала ученикам, преподавая в 1936-1948 молодым артистам Большого театра, а в 1950-1951 годах - в хореографическом училище.

Игорь BIN

материалы википедии