Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1956 Тамбу-Ламбу
|
ПЕРЕВАЛОВ 17.02.1949, Ленинград - 05.07.2010, Санкт-Петербург Детство и кино Виктор Перевалов родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде, в семье не имеющей не только к кино, но и вообще к искусству никакого отношения. Его случайно приметил помощник режиссера, который отбирал симпатичных деток для съемок во Дворце пионеров, где в этот день первоклассник Витя Перевалов с классом был на экскурсии. Короче, как говорят, оказался в нужное время в нужном месте. И в результате – в 1956 году состоялась его первая и сразу же главная роль в фильме «Тамбу-Ламбу». Затем семилетний мальчик снимался без простоев из года в год, - скакал из картины в картину, практически не бывая дома. За ним приезжали на машине, отвозили на студию, потом привозили обратно. А если нужно было ехать в другой город, то мама увольнялась с работы и по договору становилась воспитательницей сына. Детское кино советского времени Виктору Перевалову пришлось испытать, как говориться, «на своей шкуре». Считалось, что по закону ребенок может работать только четыре часа в день. А когда у тебя главная роль в фильме? Конечно, была слава, но было и другое: когда его привозили со съемок, - из носа от напряжения в два ручья текла кровь! У юного актера был только один перерыв, - он тогда заканчивал шестой класс. Учителя в один голос говорили: «Его надо или выгонять, или оставлять на второй год». А когда же учиться? Он ведь постоянно снимался в кино. И вот после картины «Марья-искусница» (1959) школа все же приняла жесткие меры: категорически воспротивилась съемкам ученика Перевалова, испугавшись, что тот останется полным неучем. Но это совсем не помогло: Виктор уже совершенно забросил учебу, он просто наплевал на уроки и посещение и стал отъявленным двоечником. Мальчику пришлось пережить без съемок паузу в два года, но Витя только и мечтал о кино. За это время про него, конечно же, уже успели подзабыть. Кино ведь такая «штука»: если тебя не видят на экране, тебя забывают. «Республика ШКИД» Но оставаться без кино Виктор Перевалов уже не мог. Все это время оно манило, звало его… На пробы к фильму «Республика ШКИД» по мотивам одноименной повести Белых и Пантелеева забытая юная кинозвезда пошел сам и пробовался на общих условиях. И, как тогда в первом классе, удача! Перевалова утвердили на одну из главных ролей – беспризорника Гогу: то ли вспомнили его предыдущие заслуги, а может он просто подошел на эту роль. В этой картине, рассказывающей о перевоспитании в школе-интернате трудных детей-беспризорников, Виктор снялся вместе с именитыми актерами: Сергеем Юрским и Юлией Бурыгиной, Павлом Луспекаевым и Александром Мельниковым, Верой Титовой и Анатолием Столбовым. Воодушевленный такой удачей, Перевалов, пока снимали «Республику ШКИД», успел сыграть еще в небольшой рольке в киноповести режиссера Шакена Айманова «Земля отцов». А затем еще и у Геннадия Шпаликова в картине «Долгая счастливая жизнь» вместе с Инной Гулевой, Кириллом Лавровым, Мариной Полбенцевой. Так состоялся его второй, не менее удачный, приход в кино. Год спустя Виктор Перевалов снялся в лирической школьной комедии режиссера Ильи Фрэза «Я вас любил». Актеру тогда исполнилось 18 лет, но он выглядел намного моложе. Претендентов на роль было много. Но в очередной раз повезло - позвонили. Переваловский герой Коля Голиков влюбился в девушку из балетной школы, которую блестяще сыграла Виолетта Хуснулова. Роли родителей и учительницы юного влюбленного с блеском сыграли Вера Орлова, Евгений Весник и Наталья Селезнева. Фильм «Я вас любил» стал лучшим «сочинение на вольную тему» юного актера. В картине, рассказывающей о духовном, эстетическом становлении, о первой большой любви, одновременно и весело, и серьезно поднималась сокровенная тема воспитания чувств у шестнадцатилетних. Последние юношеские роли В восемнадцать лет Виктора призвали служить в армию – в противовоздушные войска под Ленинградом. Полгода он прослужил очень серьезно, после чего его перевели в оркестр, где он год валял дурака. Впрочем, даже в армии Виктор Перевалов умудрился сняться в двух картинах. Одна из них – «Старая, старая сказка», где актер исполнил роль принца-трубочиста, любима детьми и сегодня. После армии ситуация с Виктором Переваловым стала постепенно, незаметно меняться в худшую сторону. Да, он все еще регулярно снимался в кино, но роли становились все меньше и меньше. В сказке «Двенадцать месяцев» он промелькнул где-то на заднем плане в образе месяца Мая. Несколько раз Виктор появился в образах милиционеров: в фильме «Разрешите взлет!», детективе «Дела давно минувших дней», киноповести «Длинное, длинное дело», детской ленте «Пятерка за лето». Последнюю свою большую роль Виктор Перевалов сыграл в криминально-приключенческой ретро-драме «Трактир на Пятницкой» (снятой по одноименной книге Леонова). В этой истории из времен НЭПа, повествующей о разоблачении сотрудниками московского уголовного розыска опасной банды преступников-рецидивистов, нашедшей пристанище в трактире на Пятницкой, актер сыграл простоватого, на первый взгляд, паренька Панина. Вместе с ним в картине снялись популярные актеры: Геннадий Корольков, Тамара Семина, Константин Григорьев, Лев Прыгунов и Николай Еременко. Перевалову было уже 30 лет, - такой немолодой человек с лицом ребенка. Под пацана еще проходил, а что-то серьезное уже не сыграешь. Он снялся еще в нескольких небольших ролях: Георгий Кузнецов в героической драме «И ты увидишь небо», красноармеец в историческо-биографическом фильме «Инженер Графтио». А затем, поняв, что его время прошло решил уйти из кино. В начале 90-х, через десять лет после ухода из кино, Александр Кавалеров позвал Виктора Перевалова в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра, придурка и старуху. Может быть в другое время этот фильм и стал бы для Виктора отправным пунктом для возвращения в кино, но в те 90-е годы и известные мастера зачастую не находили для себя работы, что уж говорить о нем… Жизнь вне кино Да, Виктору Перевалову повезло, не учась актерству, не оканчивая ни ГИТИСа, ни каких- либо просто курсов он – немалую часть жизни прожил под фейерверком. Но Бог дал, и Бог взял. И, может, поэтому- то он как-то спокойно к этому отнесся. Он плюнул на искусство и ушел зарабатывать деньги. Грузчиком в магазине работал, крыши крыл, ремонтировал производственные помещения, что-то фасовал. Ни за что не держался, шел на любой заработок. Работал по ночам в бригаде – выпрямлял в метро рельсы, яблоки собирал на продажу в Воронежской области. Кстати, яблоками Перевалов заработал себе на машину. Так и выживал, хотя хорошей жизнью это назвать нельзя. В то время у Перевалова было человек двадцать хорошо поднявшихся друзей, они давали бывшей кинозвезде заработать. Актер работал у них шофером: что-то отвозил, привозил. Была у Виктора Перевалова опасность спиться, ведь прошла невиданная детская слава. Но и тут счастье! У Виктора Перевалова жена с жестким характером, она-то его и выдергивала из этих состояний. Потом, по-видимому, и «мозгов в голове» было больше, чем алкоголя. «Граффити» Тридцать лет полного забвения (если не считать «Игры» Бориса Галкина). И опять фортуна! В 2006 году режиссер Игорь Апасян вернул Виктора Перевалова в кино, увидев случайно того живым и даже передвигавшегося на своих ногах на улице в Питере. Не проходя проб, дав, правда, какое-то время чуть-чуть адаптироваться, в возрасте 57 лет, Виктора Перевалова снова сунули под камеру. И триумфальное возвращение в кино состоялось! В фильме Игоря Апасяна «Граффити», получившем один из главных призов на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, актер блестяще сыграл деревенского пьяницу, «бывшего человека» Кизю. Глаза, осанка, достоинство. Ничего не было не утрачено. А ведь мог когда-то и сам стать «бывшим». Актер признавался, что после этой картины вновь почувствовал вкус кино - так захотелось сниматься. Хотя, это самое «хочется» не проходило у Перевалова никогда. Он катался по Питеру, по которому проехать было невозможно, – везде снимали, тогда начинался сериальный бум, – тормозил, смотрел со стороны, внутренне обливаясь слезами, и ехал дальше… Последние работы Оглядываясь на жизнь, Виктор Порфирьевич Перевалов считал, что все в ней произошло правильно, и не хотелось бы что-то изменить. Пусть все остается по-прежнему. Ведь первая ее половина, связанная с кино, прошла как подарок свыше. А вторая? «Да черт с ней, со второй. Выжил и выжил. Спасибо и жене, не свалился в канаву», – рассуждал актер. Актер был женат один раз, жена никакого отношения к искусству не имеет, а покорила она Виктора тем, что не знала, что рядом с ней артист. А то ведь в переваловской подкорке всегда сидел червяк, что женщина знакомится не с ним, а с его экранным двойником. Фильм «Граффити» стал для него вторым рождением. Его вновь стали приглашать сниматься. Вслед на этой картиной актер сыграл Старика в новогодней сказке «Сокровище», пациента психушки в сериале «Литейный, 4», одну из ролей в сериале «Смерш-2» и ряд других ролей. Виктор Порфирьевич ушёл из жизни 5 июля 2010 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище «Памяти жертв 9 января». Уже после смерти актера вышли картины с его участием «Ночной таверны огонек» и «Пусть не кончается любовь». Татьяна Новитченская
|