Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Овчинникова Люсьена _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ОВЧИННИКОВА
Люсьена Ивановна

10.09.1931, Олевск - 08.01.1999, Москва

Заслуженная артистка РСФСР (1973)

Тихая коротышка

Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевске. Ее отец служил пограничником, и потому семья часто кочевала по стране. Маленькой Люсьене довелось побывать в Карелии, в Грузии, а в последнее время в Туркмении (в Ашхабаде). В военных гарнизонах регулярно показывали фильмы, и девочка не пропускала ни одного из них, мечтая в будущем стать актрисой. Люсьена даже хотела записаться в школьный драмкружок, но помешала ее природная застенчивость. Она вообще росла тихой, невзрачной девочкой, за маленький рост прозванной «коротышкой». Родные также не видели в ней актрису. Едва только Люсьена только заводила разговор об актерской профессии, они ей тут же говорили: «Разве такие актрисы бывают? О театре думать забудь...»

Осуществление мечты

Мечта стать актрисой оказалась сильнее и скептицизма окружающих, и собственной застенчивости. По окончании школы Люсьена Овчинникова тайком от родных, в одном платье и без денег, сбежал из дома. Она отправилась из Ашхабада в далекий Минск, где проживала ее тетя. Девушка планировала поступить в театральный институт. Но каково же было ее разочарование, когда она узнала, что преподавание там ведется на белорусском языке.

Возвращаться домой Люсьена не стала. Она устроилась учеником продавца в парфюмерный отдел универмага. Молодой девушке довелось и товар раскладывать, и ящики таскать…

В 1950 году Люсьена отправилась в Москву и с первого же раза поступила в ГИТИС. Впоследствии она рассказывала: «На экзамен я надела какую-то красную ленту на голову и читала: «Что стоишь ты один на дороге...» А меня подозвали из приемной комиссии и тихонечко спросили: «Из какой вы семьи, девочка?» А я им тоже шепотом говорю: «Мы военные». И меня взяли...»

Театр Маяковского

В ГИТИСе Люсьена Овчиникова училась на курсе народного артиста РСФСР Григория Конского. В годы учебы девушка переиграла множество комедийных ролей, и многие были уверены, что призвание молодой актрисы именно в этом жанре. Тем неожиданнее оказался ее выбор дипломной работы. Люсьена бесподобно исполнила драматическую роль Тани в знаменитой пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Благодаря этой работе Овчинникову после окончания в 1955 году института приняли в труппу Московского академического театра имени В.Маяковского. Этой сцене актриса прослужила до 1972 года.

С театром Маякоского связаны и страницы личной жизни Овчинниковой. Первый раз она вышла замуж еще, будучи студенткой. Однако брак с режиссером Центрального телевидения Владимиром Храмовым не сложился, и они быстро расстались.

А вот нового избранника Люсьена нашла уже в Театре Маяковского – им стал актер Александр Холодков. Люсьена и Александр не регистрировали своих отношений, их любовь была свободна от всяческих штампов, что, конечно же, не соответствовало общепринятым в то время представлениях об отношениях в нормальной советской семье. Вот только прожили вместе они недолго. 14 сентября 1965 года Александр Холодков умер от тяжелой неизлечимой болезни.

С третьим супругом, также актером Маяковки Валентином Козловым (известным по фильму «Неподдающиеся»), Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Казалось, все было хорошо, вот только детей у них не было…

Первые успехи на киноэкране

Дебют Люсьены Овчинниковой на киноэкране состоялся в конце 50-х. Сначала ей довелось сняться в эпизодической роли горничной Луши в экранизации романа Толстого «Хождение по мукам», а в 1959 году она исполнила небольшую роль деревенской девушки Нюрки Макаровой в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом». Самой актрисе ее роль в «Отчем доме» поначалу совсем не понравилась: она даже ушла с премьерного просмотра. А вот зрители и специалисты приняли ее героиню на ура. И остается только удивляться как Люсьене, совершенно незнакомой с деревенским бытом, удалось столь правдиво и достоверно создать образ простенькой, немного смешной девчушки, наполненной такой душевной теплотой.

В том же 1959 году Люсьена Овчиникова снялась в роли развеселой кондукторши Зои в драме Константина Воинова «Солнце светит всем» и в роли смешливой, задорной, бойкой на язык медсестры Наташи в картине режиссера Якова Сегеля «Первый день мира».

Год спустя вышел музыкальный фильм Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна «Девичья весна». Картина, хотя и не конкурировала с лучшими советскими комедиями, но в целом получилась неплохой. Легкий незатейливый сюжет, добрый юмор, блестящие музыкально-танцевальные номера ансамбля «Березки». Самым же запоминающимся персонажем стала Настя Пчелкина, незадачливая помощница повара на теплоходе, в исполнении нашей героини Люсьены Овчинниковой. С этим фильмом актриса объездила много стран, побывав в Швейцарии, в Сенегале, Индонезии, на Кипре...

Звездные 60-е

Люсьена Овчинникова в фильме ДевчатаНастоящая слава пришла к Люсьене Овчинниковой в начале 60-х, после выхода на экраны картины Юрия Чулюкина «Девчата». В этой знаменитой комедии актриса сыграла одну из главных женских ролей – Катю. Кроме того, в картине прозвучала в ее исполнении песня Александры Пахмутовой «Старый клён», на долгие годы ставшая всенародно любимой. «Девчата» были с восторгом приняты зрителями, отмечены многочисленными призами на различных фестивалях. Львиная доля успеха выпала, конечно, на долю Надежды Румянцевой и Николая Рыбникова. Но и другие актеры не остались без внимания.

После «Девчат» предложения от режиссеров Люсьене Овчинниковой посыпались одно за другим. За последующие десять лет актриса снялась почти в двух десятках картин. Правда, главных ролей актрисе предлагали мало. Одна из них - Зина Голубева в замечательной, тонкой, психологической, немного сентиментальной мелодраме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». Критики особо отмечали прекрасный дуэт Люсьены Овчинниковой и Олега Ефремова.

Среди других удачных работ актрисы: Тамара в драме «Журналист» (картине, ставшей для того времени настоящим событием), Нюра в драме Михаила Рома «Девять дней одного года», мама грудного ребенка Маша в комедии Вениамина Дормана «Лёгкая жизнь», Нечаева в мелодраме Александра Митты «Звонят, откройте дверь», Мария Петровна в детском фильме «Включите северное сияние».

Были в биографии Люсьены Овчинниковой и слабые картины. Но вот, что удивительно, даже в скучных, казенных лентах она умудрялась выделяться из серой массы. Такой, например, оказалась ее озорная рабочая Настя Буланова, звезда стройки в социальной драме Федора Филиппова «На завтрашней улице». Шаблонный, схематичный сценарий, картонные герои... Но все это не мешало славе актрисы. Исполняя роли задорных, неунывающих женщин, она и в жизни была такой же – веселой и жизнерадостной. Потому ее так любили зрители, и так завидовали ее славе коллеги актрисы. Большинство тех лент, исполненных в духе соцреализма, канули в вечность, а вот память о Люсьене Овчинниковой осталась.

Уход из Театра им. Маяковского

В 1972 году Люсьена Овчинникова ушла из Театра им. Маяковского. А причиной тому стал ее муж. Валентин Козлов как актер не смог реализоваться. Его роль в комедии «Неподдающиеся» так и осталась единственной яркой работой. Не клеилось у него и в театре. Валентин начал выпивать, и главный режиссер Гончаров решил уволить его из труппы. Тогда Овчинникова заявила: «Если его не оставят, я тоже уйду». Гончаров остался неумолим, и актриса покинула театр вместе с мужем. Люсьена Овчиникова перешла в театр литдрамы ВТО, где проработала до 1983 года.

70-е годы. Кино – новые грани таланта

Люсьена Овчинникова в фильме Большая переменаНачало 70-х ознаменовалось для Люсьены Овчинниковой еще одним успехом на киноэкране. И хотя это вновь была роль второго плана, но зато в каком фильме – в знаменитой «Большой перемене». В этом суперпопулярном советском телесериале Овчинникова сыграла Валю – невесту бригадира Петрыкина (роль которого бесподобно исполнил Ролан Быков). После выхода фильма на экран Люсьена Овчинникова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

А вот, вышедшая в 1976 году драма «Колыбельная для мужчин», представила актрису в несколько неожиданном образе, открыв зрителям новые грани ее таланта. Ее героиня Клавдия Ивановна, женщина, прошедшая войну, одна воспитавшая сына, внезапно теряет зрение. Ее единственной опорой остается сын-десятиклассник (актер Юрий Шлыков – это одна из лучших его ролей). Казалось бы – трагический сюжет, но при этом картина не производит тяжелого впечатления, а скорее оставляет ощущение легкой грусти.

Еще одна сильная работа актрисы – роль Ксении Сергеевны, бывшей жены главного героя журналиста Лопатина в драме выдающегося режиссера Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Это один из тех киношедевров, о которых говорят «кино о войне без войны», когда война остается за кадром, но ты ощущаешь ее каждой клеткой своего тела. Примечательно, что основные роли сыграли актеры, известные, прежде всего, своими комедийными ролями – это Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова. Да и в багаже Люсьены Овчинниковой немало «легких» ролей. Как, все-таки, широк диапазон настоящих звезд!

Другие роли, сыгранные Люсьенной Овчинниковой в 70-е годы, это: Зоя Петровна в детском фильме «Большое космическое путешествие», Тамара Павловна Калугина в телесериале « Такая короткая долгая жизнь», доярка Ольга Пешева в популярном детективе «И снова Анискин», Полина Сергеевна в молодежном фильме «Это мы не проходили».

80-е – 90-е годы

В 1983 году Люсьена Овчинникова ушла из театра литдрамы ВТО. Недолгое время - с 1985 по 1986 год – она числилась актрисой Ашхабадского русского драматического театра имени А.С. Пушкина.

В кино Овчинникова снималась уже гораздо реже. В 80-е годы можно отметить ее роли в мелодраме «Валентин и Валентина» (проводница Рита), приключенческом фильме «Приступить к ликвидации» (Климова), мелодраме «Женщины, которым повезло» (учительница словесности Антонина Михайловна).

Последние годы жизни (с 1990 года) Люсьена Овчинникова работала в Московском театре киноактера. Вместе с мужем она выступала в сборных концертах. В кино актриса довольствовалась эпизодическими ролями: мать Миши-Толяна в комедии «Агенты КГБ тоже влюбляются», администратор гостиницы в комедии «Менялы», дежурная на станции метро в детективе «Убийство на Ждановской», продавщица в колбасном отделе в комедии «Альфонс». Да и эти роли становились все реже и реже…

Ее сгубила зависть…

Близкие Люсьене Овчинниковой люди утверждают, что актрису сгубила зависть. Люсьене завидовали всегда, завидовали ее славе, зрительской любви, ее неугасающему оптимизму и жизнелюбию. Ей постоянно твердили, что она – посредственная актриса, а Люсьена, будучи очень бесхитростной и доверчивой, соглашалась. И когда ее перестали приглашать в кино, она смирилась с этим.

Ситуация осложнялась постоянными запоями мужа, который, по словам окружающих, не раз поднимал на нее руку. Но Люсьена никогда никому не жаловалась. Она и сама стала прикладываться к рюмке. Нашлись люди, которые стали усиленно это поощрять, фактически ее спаивая… Некогда любимая миллионами актриса оказалась всеми забытой. В очень короткий срок она из красивой, цветущей женщины превратилась в старуху, сводящую концы с концами на крошечную пенсию, страдающую депрессией, неверием в себя. В 1998 году скончался Валентин Козлов, Люсьена Овчинникова пережила его недолго…

Был, правда, момент, когда Люсьене Ивановне предложили трагическую роль в антрепризном спектакле. Актриса воспрянула духом. Она даже заявила, что, сыграв эту роль, может спокойно умереть. Не успела…

На Рождество 1999 года Люсьена Овчинникова приехала к своей давней подруге Тамаре Тур. Весь вечер они разговаривали о жизни, и Люсьена призналась ей, что после смерти мужа ей и жить-то не хочется... Переночевав у подруги, Овчинникова утром почувствовала себя плохо. Тут же вызвали скорую помощь, но прибывшие врачи оказались бессильны – актриса скончалась. У нее оторвался тромб.

Похоронили Люсьену Овчинникову в колумбарии Введенского кладбища Москвы.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Мария Дмитриева, «Черная зависть людская губила Люсьену Овчинникову», http://sobesednik.ru
Федор Раззаков, «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели», стр.384-387