Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1965 Дни летные О съемках фильма
|
ОЛЯЛИН 22.05.1941, дер. Опихалино Вологодской обл. - 17.11.2009, Киев Народный артист Украины (1979) Детство Николай Олялин родился в деревне Опихалино Вологодской области. А ровно через месяц началась война… Естественно, это время он не запомнил. Зато потом, когда война закончилась, через Вологду нескончаемым потоком ехали фронтовики… И эта картина отпечаталась в его памяти на всю жизнь… Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать». В детский драматический кружок Коля записался вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята на эпизодические роли – без слов или с одной - двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Актер вспоминал: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел». Однажды на спектакль пришли ребята из Колиной школы. Увидев, что у мальчика ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Тогда у мальчика и проявился характер. Коля неожиданно заиграл, да так, что опешил даже руководитель студии… Выбор жизненного пути В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца-фронтовика поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша вдруг изменил решение… На следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Юношу приняли, несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок. В Красноярске В 1964 году по окончании института Николая направили в Красноярск, где создавался театр юного зрителя. К сожалению, у молодого актера сложились неважные отношения с главным режиссером. Как признается Николай Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину доставались в основном эпизоды, как, например, слуга Брандуан в «Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал внимание зрителей, он даже был признан лучшим комиком Красноярского края. Тогда же появились первые поклонницы. Среди них оказалась и та единственная, которая стала спутницей Николая на всю жизнь – очаровательная девушка по имени Нелли, которая, между прочим, работала вторым секретарем райкома комсомола. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и уже через месяц после их знакомства Нелли и Николай официально вступили в брак. Они были неразлучны долгие годы. У Николая и Нелли родились двое детей – Владимир и Ольга. Никто из них не пошел по стопам отца, чему сам Олялин был даже рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», - считал Николай Владимирович. Дебют в кино В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминает, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! И тут… Николай Олялин вспоминал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. - жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…» Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм… «Освобождение» Молодой актер приглянулся, и посыпались приглашения от режиссеров. «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» - во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения. Возможно такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий… По словам Николая Олялина эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздает события Великой Отечественной. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей. В молодом Олялине режиссер Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим. Актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся ровно за месяц до начала войны, был растроган до слез… Не служивший военный Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии. На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике. Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел. Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…» Популярность Благодаря удачным работам в кино на актера обратили внимание и театральные режиссеры. Олег Ефремов, только что принявший руководство МХАТом, звал его к себе. Обещал помочь с жильем, дать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался. В 70-х годах Николай Олялин достиг пика своей популярности. Его стали приглашать не самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова - героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актера – роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеной золото», приключенческом фильме «Золотая речка»… Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания народного артиста Украины. Во второй половине 70-х Олялина уже знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить, каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича все же сумела достойно выдержать все: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем. Пользовался Николай Олялин и у официальных властей. Актер вспоминает такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня». Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Вот и Олялина постепенно стало затягивать в омут. Бесконечный банкеты, вина, коньяки… Одно время даже шла речь о его увольнении со студии Довженко. Все катилось по наклонной, спасало только то, что Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели, которые всегда наготове, нажаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил помочь Олялину. Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава, к наркологу. Удивительно, но его вылечили раз и навсегда. И в 80-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана. После распада СССР Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел». В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух картин – «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались невостребованными - ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса. От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин. Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Петр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей к сожалению не последовало… Последние годы Долгие годы Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу», - объяснял он свою позицию. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста. Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста. Олялин пережил сложную операцию. Как ни грустно об этом говорить, но жизнь ранее знаменитых актеров в 90-е годы и в начале нового века была очень трудна. Как в России, так и на Украине. Вот и Олялина денег на операцию попросту не было. Пришлось ходить по друзьям и совершенно незнакомым людям. Николай Владимирович был благодарен всем тем, кто откликнулся. В последние годы жизни Олялина ситуация в кинематографе России и Украины стала меняется в лучшую сторону. И не случайно, что в 2003 году Николай Олялин снялся сразу в двух проектах - сериале «Тотализатор» и телеварианте «Ночного дозора». Затем последовали новые работы: Дед Илья в «Бумере», Великий инквизитор в «Дневном дозоре», Григорий Самохин в сериале «Есенин», Гревицкий в картине «Ленинград. Город живых», Сан Саныч в «Медвежьей охоте»... Однако, больное сердце дало о себе знать. В воскресенье, 15 ноября 2009 года, у Олялина случился инфаркт. Его отвезли в больницу ”Феофания”, но усилия медиков оказались безрезультатными. 17 ноября он скончался... Игорь BIN Использованные материалы: |