Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Николай Олялин _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1965 Дни летные
1968 Освобождение
1970 Бег
1970 Обратной дороги нет
1970 Секундомер
1971 Дерзость
1971 Джентльмены удачи
1971 Мировой парень
1972 Ночной мотоциклист
1973 Истоки
1974 Гнев
1974 Ливень
1974 Океан
1975 Пропавшая экспедиция
1976 Бешеное золото
1976 Золотая речка
1977 Долг
1977 Поединок в тайге
1978 Пробивной человек
1979 Вижу цель
1981 Синдикат-2
1981 Россия молодая
1982 Белый шаман
1983 Жаркое лето в Кабуле
1983 Легенда о княгине Ольге
1983 Шел четвертый год войны…
1984 Две версии одного столкновения
1984 Приходи свободным
1985 Берега в тумане («Мглистые берега»)
1986 В одну-единственную жизнь
1987 Ваш специальный корреспондент
1988 Верными останемся
1988 На помощь, братцы!
1989 Биндюжник и король
1990 Неотстрелянная музыка - режиссер, актер, автор сценария
1990 Теплая мозаика ретро и чуть-чуть... - автор сценария, режиссер, актер
1992 Воля - актер, режиссер
1994 Тюрьма
1996 Бег от смерти
1998 Князь Юрий Долгорукий
1998 Окраина
2003 Ночной дозор - тв-вариант
2003 Тотализатор – сериал
2005 Бумер. Фильм второй
2005 Дневной Дозор
2005 Есенин – сериал
2005 Охота на изюбря – сериал
2005-2007 Запороги (Украина) – сериал
2007 Ленинград. Город живых
2007 Презумпция вины (Россия-Украина)
2007 Медвежья охота

О съемках фильма
"Джентльмены удачи"

 

 

ОЛЯЛИН
Николай Владимирович

22.05.1941, дер. Опихалино Вологодской обл. - 17.11.2009, Киев

Народный артист Украины (1979)
Лауреат премии комсомола Украины (1972)
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого V степени

Детство

Николай Олялин родился в деревне Опихалино Вологодской области. А ровно через месяц началась война… Естественно, это время он не запомнил. Зато потом, когда война закончилась, через Вологду нескончаемым потоком ехали фронтовики… И эта картина отпечаталась в его памяти на всю жизнь…

Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».

В детский драматический кружок Коля записался вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята на эпизодические роли – без слов или с одной - двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Актер вспоминал: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел».

Однажды на спектакль пришли ребята из Колиной школы. Увидев, что у мальчика ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Тогда у мальчика и проявился характер. Коля неожиданно заиграл, да так, что опешил даже руководитель студии…

Выбор жизненного пути

В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца-фронтовика поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша вдруг изменил решение…

На следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Юношу приняли, несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок.

В Красноярске

В 1964 году по окончании института Николая направили в Красноярск, где создавался театр юного зрителя. К сожалению, у молодого актера сложились неважные отношения с главным режиссером. Как признается Николай Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину доставались в основном эпизоды, как, например, слуга Брандуан в «Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал внимание зрителей, он даже был признан лучшим комиком Красноярского края.

Тогда же появились первые поклонницы. Среди них оказалась и та единственная, которая стала спутницей Николая на всю жизнь – очаровательная девушка по имени Нелли, которая, между прочим, работала вторым секретарем райкома комсомола. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и уже через месяц после их знакомства Нелли и Николай официально вступили в брак.

Они были неразлучны долгие годы. У Николая и Нелли родились двое детей – Владимир и Ольга. Никто из них не пошел по стопам отца, чему сам Олялин был даже рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», - считал Николай Владимирович.

Дебют в кино

В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминает, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! И тут…

Николай Олялин вспоминал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. - жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…»

Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…

«Освобождение»

Молодой актер приглянулся, и посыпались приглашения от режиссеров. «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» - во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения.

Возможно такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий…

По словам Николая Олялина эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздает события Великой Отечественной. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей.

В молодом Олялине режиссер Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим. Актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся ровно за месяц до начала войны, был растроган до слез…

Не служивший военный

Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.

На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.

Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.

Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»

Популярность

Благодаря удачным работам в кино на актера обратили внимание и театральные режиссеры. Олег Ефремов, только что принявший руководство МХАТом, звал его к себе. Обещал помочь с жильем, дать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался.

В 70-х годах Николай Олялин достиг пика своей популярности. Его стали приглашать не самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова - героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актера – роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеной золото», приключенческом фильме «Золотая речка»… Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания народного артиста Украины.

Во второй половине 70-х Олялина уже знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить, каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича все же сумела достойно выдержать все: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем.

Пользовался Николай Олялин и у официальных властей. Актер вспоминает такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».

Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Вот и Олялина постепенно стало затягивать в омут. Бесконечный банкеты, вина, коньяки… Одно время даже шла речь о его увольнении со студии Довженко. Все катилось по наклонной, спасало только то, что Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели, которые всегда наготове, нажаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил помочь Олялину. Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава, к наркологу. Удивительно, но его вылечили раз и навсегда.

И в 80-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана.

После распада СССР

Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».

В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух картин – «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались невостребованными - ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса.

От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин.

Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Петр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей к сожалению не последовало…

Последние годы

Долгие годы Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу», - объяснял он свою позицию. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста.

Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста. Олялин пережил сложную операцию. Как ни грустно об этом говорить, но жизнь ранее знаменитых актеров в 90-е годы и в начале нового века была очень трудна. Как в России, так и на Украине. Вот и Олялина денег на операцию попросту не было. Пришлось ходить по друзьям и совершенно незнакомым людям. Николай Владимирович был благодарен всем тем, кто откликнулся.

В последние годы жизни Олялина ситуация в кинематографе России и Украины стала меняется в лучшую сторону. И не случайно, что в 2003 году Николай Олялин снялся сразу в двух проектах - сериале «Тотализатор» и телеварианте «Ночного дозора». Затем последовали новые работы: Дед Илья в «Бумере», Великий инквизитор в «Дневном дозоре», Григорий Самохин в сериале «Есенин», Гревицкий в картине «Ленинград. Город живых», Сан Саныч в «Медвежьей охоте»...

Однако, больное сердце дало о себе знать. В воскресенье, 15 ноября 2009 года, у Олялина случился инфаркт. Его отвезли в больницу ”Феофания”, но усилия медиков оказались безрезультатными. 17 ноября он скончался...

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
«Старый солдат снимается в фантастике» http://mig.com.ua;
«Николай Олялин», Программа «Кумиры» эфир 07.10.2002 http://www.tv-ostankino.ru;
Нина Катаева, «Николай Олялин: Фронтовики считают меня своим» http://www.gudok.info;
Эмилия Косничук, «Николай Олялин: В какой бы точке земного шара я ни был, всегда звоню своей Нэке и желаю спокойной ночи. И так 36 лет» http://facts.kiev.ua;
Никита Куркин, «Не ломается и не сдается» http://www.ogoniok.com

Rambler's Top100 Rambler's Top100