Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Новиков Борис_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1954 Родимые пятна
1955 За витриной универмага
1956 Песня табунщика
1956 Первые радости
1956 Необыкновенное лето
1957 На графских развалинах
1957 К Черному морю
1957-1958 Тихий Дон
1958 Поэма о море
1958 Капитанская дочка
1958 Девушка с гитарой
1958 Голубая стрела
1959 Неоплаченный долг
1959 Заре навстречу
1958 У тихой пристани
1960 Русский сувенир
1960 Повесть пламенных лет
1960 Первое свидание
1960 Испытательный срок
1961 Совершенно серьёзно
1961 Рискуя жизнью - короткометражный
1961 Казаки
1961 Друг мой, Колька!
1961 Битва в пути
1961 Алые паруса
1962 Павлуха
1962 Молчат только статуи
1962 Бей, барабан!
1962 Необыкновенный город
1963 Полустанок
1963 Встреча на переправе - короткометражный
1963 Возвращение Вероники
1964 Приключения Толи Клюквина
1964 Донская повесть
1964-1974 Фитиль - короткометражный
1965 Пакет
1965 Над нами Южный крест
1965 Дорога к морю
1966 Иду искать
1966 Выстрел
1967 Житие и вознесение Юрася Братчика
1967 Дом и хозяин
1968 Семь стариков и одна девушка
1968 Там, за окошком, лето - короткометражный
1968-1981 Кабачок "13 стульев" - фильм-спектакль
1969 Суровые километры
1969 Мистер-Твистер - короткометражный
1969 Адъютант его превосходительства
1970 Сохранившие огонь
1970 Любовь Яровая
1971 Офицер флота - фильм-спектакль
1971 Когда море смеётся - фильм-спектакль
1971-1973 Тени исчезают в полдень
1972 После ярмарки
1972 Красно солнышко
1973 Нейлон 100%
1973 Назначение
1973 Это сильнее меня
1973 Дело было, да?
1973 Дверь без замка
1975 Семья Ивановых
1975 На ясный огонь
1975 Алмазы для Марии
1974 Вот такие истории - фильм-спектакль
1976 Трудный день - понедельник - короткометражный
1976 Преступление
1976 Остров юности
1976 Кадкина всякий знает
1976 День семейного торжества
1976 Вдовы
1977 Странная женщина
1977 Смешные люди!
1977 Есть идея!
1978 Уроки французского
1978 Расписание на послезавтра
1978 Живите в радости
1979 Приключения принца Флоризеля
1979 Отец и сын
1979 Неожиданный финал - короткометражный
1980 Цветы луговые
1980 Мелодия на два голоса
1980 Жду и надеюсь
1980 Гражданин Лёшка
1981 Следствие ведут Знатоки
1981 Белый танец
1982 Печники
1982 Красиво жить не запретишь
1982 Безумный день инженера Баркасова
1983 Трест, который лопнул
1983 Тайна "Чёрных дроздов"
1983 Подросток
1983 Пароль - "Отель Регина"
1983 Обещаю быть!
1983 Дамское танго
1983 Белые росы
1984 Зачем человеку крылья
1985 Тайная прогулка
1985 С юбилеем подождем
1985 Еще люблю, еще надеюсь
1985 Город над головой
1986 Сорокоградусная беда - короткометражный
1987 Осенние сны
1987 Наездники
1988 Пусть я умру, господи...
1988 Происшествие в Утиноозерске
1989 Кому на Руси жить...
1989 Князь Удача Андреевич
1990 Охота на сутенера
1990 Далеко-далече
1991 Семьянин
1991 Кровь за кровь
1991 Говорящая обезьяна
1992 Убийство на Ждановской
1993 Твоя воля, господи!
1993 На Муромской дорожке
1993 Желание любви
1994 Воровка
1996 Возвращение "Броненосца" (Беларусь, Россия)
1999 Транзит для дьявола


НОВИКОВ
Борис Кузьмич

13.07.1925, ст.Ряжск-1, Рязанская губерния - 25.07.1997, Москва

Заслуженный артист РСФСР (26.05.1961)
Народный артист Российской Федерации (29.08.1994)

Театр им. Моссовета

Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской губернии. В годы Великой Отечественной войны юноша принимал участие в боевых действиях. После завершения войны поступил в Школу-студию Юрия Завадского, которую благополучно окончил в 1948 году. В том же году молодой актер был принят в Театр имени Моссовета.

Долгое время Борис Новиков находился в тени старожилов Театра имени Моссовета. Среди его работ тех лет можно выделить, разве что, роль Каргина в спектакле «Чаша радости» 1950 года. По-настоящему актер «выстрелил», когда ему было уже 36 лет. Тогда, в 1961 году, он сыграл Василия Теркина в одноименном спектакле, поставленном по знаменитой поэме А. Твардовского. Успех был ошеломительным! Фронтовики, присутствующие на премьере, подходили к Борису Новикову после спектакля и со слезами на глазах благодарили. А сам Твардовский, обнимая актера, говорил: «Это был, конечно, он!».

Положительно отозвалась о работе Бориса Новикова и пресса. Так, например, Григорий Бояджиев писал: «Актер удивительно виртуозно балансирует на грани «легенды» и «были», он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу «массовидных простачков», рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки».

Такой успех не мог пройти не заметным. Актера тут же представили на Ленинскую премию. Однако этому воспротивился главный режиссер Юрий Завадский. Свое решение он мотивировал тем, что в его труппе Ленинской премии не имеют ни Вера Марецкая, ни Ростислав Плятт – корифеи театра. А тут какой-то Новиков. В итоге премию он не получил, зато заработал зависть со стороны своих коллег по труппе. Да что там зависть, как рассказывала в свое время вдова Бориса Новикова, против него развернули настоящую травлю…

Театр Сатиры

Долго терпеть такую ситуацию в труппе Борис Новиков не стал и в 1963 году ушел из Театра им. Моссовета. Тут тоже не обошлось без эксцессов. «Доброжелатели» постарались нагадить ему вдогонку. Уже была почти достигнута договоренность о переходе Новикова в Малый Театр, но нашлись люди, которые позвонили и дискредитировали актера перед руководством. Переход сорвался.

А вот руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек оказался выше всех этих дрязг и принял Бориса Новикова в свою труппу. На этой сцене актер отыграл с 1963 по 1972 год, создав галерею интересных образов. Один из них: аптекарь в спектакле «Интервенция». Для своего героя Борис Новиков сочинил несколько остроумных реплик, сделав персонаж сочным и запоминающимся. Впоследствии на эту роль был введен Зиновий Высоковский, и с разрешения Новикова он использовал его реплики.

В 1972 году по причине диабета Борис Новиков решил порвать с репертуарным театром. С этого времени он сосредоточился на работе в кино…

Кино. Первые успехи

Борис Новиков в фильме Тихий ДонВ кино Борис Новиков дебютировал еще в середине 50-х. Поначалу актер исполнял преимущественно небольшие отрицательные роли различных пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Как говорится, ничего примечательного…

Сам Борис Кузьмич своими первыми киноуниверситетами считал съемки в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1957-1958 годы), где ему достался образ Митьки Коршунова, свояка Мелеховых. Тоже небольшая роль, но как это было сыграно! С юмором, искрометной иронией. С этой работы можно начинать отсчет блестящих киноперсонажей великого актера.

Среди работ конца 50-х - первой половины 60-х можно отметить: парикмахера Матвея Яковлевича Цыплакова в комедии «Девушка с гитарой», секретаря комсомольской организации Кузьму Михалыча в драме «Друг мой Колька», созданного в сатирическом ключе подпоручика Гибель в военно-приключенческом фильме «Пакет».

Всесоюзная известность

Со временем стало очевидным, что использовать Бориса Новикова в амплуа отрицательного героя не столь эффектно. Его герои выглядели ироничными, порой ехидными, но никак не опасными. Постепенно стало складываться иное амплуа актера: стороннего наблюдателя событий, их едкого, остроумного комментатора.

Этапной работой в кинокарьере Бориса Новикова стала роль ювелира Исаака Либерзона в популярном остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства». Старый еврей, у которого петлюровцы убили сына, а большевики его обобрали, лишив не просто средств к существованию, а дела всей жизни. Роль эпизодическая, но по своей мощи – настоящий шедевр, в котором актеру удалось совместить иронию (замечательное выражение: «Какой может быть мужской разговор при таком пайке?») и драму, отразить безысходность его персонажа.

Борис Новиков в фильме Тени исчезают в полденьВ 1971-1973 года на экраны страны вышел другой телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного актера Бориса Новикова настоящую кинозвезду.

Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас. Но миллионам зрителей он запомнился по своему прозвищу «Купи-продай». Этот персонаж актер выдумал и раскрасил полностью сам: от мимики и жестов до фраз, ставшими крылатыми. Вообще-то, в работе для Новикова режиссер был непрекословным авторитетом. Он беспрекословно выполнял все требования, но при этом на съемочную площадку актер неизменно приходил с новыми, только что сочиненными репликами, а порой и целыми режиссерскими решениями (эх, умер в Борисе Кузьмиче режиссер!). Это было всегда свежо, остроумно. Как такое не принять?! И после согласования появлялись очередные шедевры. Помните: «Погоди, я донос в комсомол напишу!», «Сучат тут ногами всякие, словно их за голые коленки щупают!», «Пойдут теперь девки, мальчики. Мальчики пойдут... девки... вот», «У них своя свадьба, у нас своя!». И, наконец, самая знаменитая: «Загремим под фанфары!» (вместо «фанфары» Новиков выговаривал забавно: «панфары»). Эта фраза пережила артиста, став по-настоящему народной…

Король эпизода

Есть в нашем кинематографе ряд актеров (как, например, Михаил Пуговкин), которых по праву величают «королями эпизода». В первый ряд таких Мастеров стал и Борис Новиков. Он создавал образы разных людей: смешных и нелепых, вредных и занудных, а порой: пронзительно-трагичных. Объединяло их одно: за каждым небольшим эпизодом чувствовалась целая жизнь. Это были полнокровные персонажи со своим прошлым, со своей историей. Такое сыграть в нескольких кадрах подвластно только большим талантам.

Борис Новиков в фильме Приключения принца ФлоризеляПеречень маленьких шедевров Бориса Новикова впечатляет: веселый, полный идей дед Афоня в комедии «Живите в радости», помешанный на армии генерал Томас Венделер в ироническом детективе «Приключения принца Флоризеля» («У меня не голова, а чугунное ведро… м-м-м… ядро»), ехидный дед Тимофей в комедийной мелодраме «Белые росы» («Я тебе трудности создавать буду»), Григорий Константинович в социальной драме «С юбилеем подождем» («От нервов в крови ацидофилин образуется»), сосед следователя Ярина Митрич в детективе «Убийство на Ждановской» («Изыди, нечистая сила, останься, чистый спирт!»), дед Гришаня в мелодраме «Дамское танго» («Лету фирштейн, капут»).

Фильмы, в которых принимал участие Новиков, могли быть выдающимися и проходными, не были проходными только его персонажи. Некоторые из его героев и имен-то не имели. В драме «Алмазы для Марии» актер появлялся в одном эпизоде в образе старика - гостя на свадьбе, внося живую струю своим хитроватым юмором. Из таких безымянных можно вспомнить: кума в драме «Кадкина всякий знает» («Надо мне парламентером итить. А то тебе- хендехох»), артиллерист в комедии «Трест, который лопнул» («Полдень! Джентльмены пьют и закусывают!»), официант в вагоне-ресторане в фильме «Гражданин Лёшка», скандалист в вокзальном буфете в фильме «Странная женщина».

Новиков был горячо любим и юными зрителями. Точнее не он, а мультипликационные персонажи, которые говорили его неповторимым голосом: черноусый жулик Курочкин из «Приключений Васи Куролесова», собака-рефери в 13 выпуске «Ну, погоди» и многие другие. А самый знаменитый, самый любимый и самый легендарный, конечно же, почтальон Печкин из Простоквашино. И здесь тоже не обошлось без коронных фраз Новикова: «Его в поликлинику надо сдать. Для опытов!», «Почему я раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было».

Последние годы

По воспоминаниям окружавших его людей, Борис Новиков был по характеру и натуре добрейшим человеком. Актриса Зинаида Кириенко вспоминает: «Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись. Мы его называли «массовик-затейник». При этом никого своими шутками не обижал. Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком». Однако не стоит считать, что он был эдаким простачком. «Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают», - говорит Людмила Чурсина.

Когда в начале 90-х наступил упадок отечественного кинематографа, Борис Кузьмич очень сильно переживал и надеялся на лучшее. Он все ждал, что его позовут, предложат сыграть что-то интересное, но звонков не было...

Будучи человеком необыкновенно скромным, Борис Кузьмич никогда ничего не просил, потому последние дни доживал в нищете. Денег не хватало даже на самое необходимое, а проблем было немало. Мало кто знал, что Борис Кузьмич и его жена Надежда Антоновна воспитывали сына – инвалида с детства. Лекарства, педагоги: на это требовались приличные средства. Ко всему в последние годы прибавилось и обострение собственного заболевания – сахарного диабета… Помощь артисту оказывал лишь Леонид Ярмольник, который ежемесячно присылал ему 200 долларов.

Борис Кузьмич ушел из жизни 25 июля 1997 года. Ушел тихо, незаметно. Денег в семье не было, а чиновники от кино не посчитали необходимым выделить помощь. Потому и похоронили его скромно, узким кругом близких людей в Москве, на Даниловском кладбище. Позже об этом написала «Комсомольская правда», и читатели газеты собрали деньги на памятник. После смерти Бориса Кузьмича Надежду Антоновну и ее тяжело больного сына Сергея стали опекать сотрудники Гильдии актеров кино. Надежда Антоновна пережила мужа на 11 лет…

Последняя роль Бориса Кузьмича в кино состоялась уже после его ухода из жизни. В 1999 году вышел 6-серийный детектив «Транзит для дьявола» режиссера Владимира Плотникова. Картина была смонтирована на основе материала, отснятого много лет назад и не вошедшего в другие фильмы Плотникова («Отряд Д», «Заряженные смертью»). Вошли в картину и кадры с участием Бориса Новикова, а роль за него озвучил Юрий Саранцев.

Игорь BIN