Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Елизаветы Никищихиной Фильмография: 1961 Совершенно серьёзно
|
НИКИЩИХИНА 17.05.1941 – 28.10.1997, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1984) Желание стать актрисой Елизавета Никищихина родилась в 1941 году перед самым началом Великой Отечественной войны. Так что ее детство пришлось на трагические для нашей страны военные и тяжелые послевоенные годы. Жила Лиза с родителями, как и миллионы других советских граждан, в коммунальной квартире. Среди их соседей была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна. Елизавете Никищихиной было шестнадцать, когда знаменитый актер, художественный руководитель Театра Станиславского Михаил Яншин взял ее, еще, будучи школьницей, в актерскую студию при театре. Отец Лизы, узнав об этом, пришел в бешенство: «Ты что - хочешь стать проституткой?», а когда дочь попыталась возразить, сильно ударил ее. Благо, что в тот момент в квартире находились молодые Левон Кочарян и его друзья Владимир Высоцкий и Андрей Тарковский. Парни утихомирили разбушевавшегося Лизиного отца и успокоили девушку. Потом ребята вместе встречали на даче Новый 1958 год, где Елизавета окончательно утвердилась в решении стать актрисой. Из-за конфликта с отцом Елизавета ушла из дома и сняла комнату. Лишь спустя полгода отец помирился с ней, и дочь, к тому времени учившаяся в театральной студии, вернулась в семью… Театр. 60-е – 80-е годы В 1960 году Елизавета Никищихина окончила театральную студию и была принята в труппу Театра имени К.С. Станиславского в Москве. Ее первыми работами на этой сцене стали Машенька в одноименном спектакле по пьесе Александра Афиногенова, посвященном современной молодежи, Герда в детском спектакле «Снежная королева» знаменитой сказке Андерсена, Девушка-гид в спектакле «Энциклопедисты» по пьесе Леонида Зорина. В 1963 году художественным руководителем театра стал Борис Александрович Львов-Анохин. Впоследствии в своих воспоминаниях он признавался, что поначалу просмотрев репертуар Елизаветы Никищихиной, игравшей, в основном, характерные эпизоды, он не увидел у нее настоящей актерской школы, лишь штампы, грубый нажим и пронзительный голос. Он даже посоветовал ей уйти из актерской профессии. Борис Александрович рассказывал: «Она выслушала меня молча, не возражала, ни о чем не просила, не плакала, встала и так же молча пошла к двери. В ней было такое благородство безысходного отчаяния, такое скорбное достоинство, такая горечь разбитых надежд, она шла так, словно несла, не расплескав, чашу непролитых слез. Меня пронзила мысль – как талантливо она идет, какая гордость раненой, униженной изгнанницы. Я окликнул ее, остановил, предложил попробовать поработать с ней в пьесе П. Когоута «Двенадцать», которую тогда репетировали в театре. И в работе я увидел ее творческий фанатизм, одержимость, истовость. Это была редкая индивидуальность, соединившая способность к самой острой, смелой характерности с глубочайшим, трепетным лиризмом». В 1965 Львов-Анохин утвердил Елизавету Никищихину на главную роль в спектакль «Антигона» по пьесе Жана Ануя. Для многих такой выбор показался более чем странным – угловатая и резкая актриса в роли античной героини. Однако режиссер оказался прав. Елизавета Никищихина полностью отдалась работе над этой сложнейшей ролью. Львов-Анохин вспоминал: «Никищихина играла Антигону босой, она покоряла необычной пластикой танцовщицы-босоножки, в момент внутренних кульминаций естественно поднималась на полупальцы. Г.С. Уланова отметила тогда выразительность ее пластики. В роли Антигоны Никищихина соединила исступление и грацию, ярость и нежность, вдохновенную отрешенность и абсолютную узнаваемость обыкновенной, только неистово упрямой, девчонки». «Антигона» принесла Елизавете Никищихиной широкую известность в театральной среде, стала ее звездным часом. Актриса доказала всем, что обладает широким творческим и жанровым потенциалом. В 60-е и 70-е годы она сыграла еще целый ряд ярких, интересных ролей, среди которых: Сонька в спектакле «Анна» по пьесе Майи Ганиной (1966), Луиза в драме Шиллера «Коварство и любовь» (1971), Катя в спектакле «Радуга зимой» по пьесе Михаила Рощина (1975), Васса в спектакле «Первый вариант „Вассы Железновой“» по Максиму Горькому (1976), Маша в спектакле «Прощание в июне» по пьесе Вампилова (1976), Лиззи в спектакле «Продавец дождя» по пьесе Ричарда Нэша (1976), Лиза в спектакле «Исповедь молодого человека по роману Ф.М.Достоевского «Подросток» (1978). И все же в полной мере свой огромный актерский потенциал Елизавете Никищихиной реализовать не удалось. Между действительно значимыми постановками с ее участием постоянно возникали длительные паузы простоя. Еще больше положение ухудшилось в 80-е годы, когда Театр им.Станиславского покинул режиссер Анатолий Васильев. Ролей стало совсем мало. Среди работ актрисы этого периода можно отметить лишь Мать в драме Дударева «Порог» и Анну Ивановну Веденееву в спектакле «Женский стол в Охотничьем зале» по пьесе Виктора Мережко. Кино Кинематографисты также по-настоящему не использовали многогранный талант Елизаветы Никищихиной. Нет, она снималась достаточно много, вот только доставались ей в основном небольшие характерные роли, порой и вовсе эпизоды. На роли лирических героинь Никищихина из-за своей внешности не подходила, ниша драматических героинь была прочно занята другими актрисами, и режиссеры использовали ее характерность, выразительную мимику и чудаковатость клоунессы в комедийных и детских картинах. Выделить что-то из ролей Елизаветы Никищихиной в 60-е годы сложно – парикмахерши, телефонистки, секретарши, студентки – сплошные эпизоды. Гораздо более известны ее работы в 70-е годы. Создать полноценный, многогранный образ с какой-то предысторией в предоставленном тебе эпизоде – на это способны лишь настоящие мастера. Елизавета Никищихина подходила к любой своей роли, индивидуализируя персонажа, потому ее героини и остались в памяти миллионов зрителей. Юные зрители, безусловно, запомнили ее живых и подвижных Мадлену из фантастического фильма «Шаг с крыши» (1970), продавщицу мороженого из фильма «Рассказы о Кешке и его друзьях» (1974), Елизавету Канарейкину из музыкальной мелодрамы «Шла собака по роялю» (1978), попечительницу приюта Фрекен Хёк из приключенческого фильма «Расмус-бродяга» (1978). Одной из самых известных ее ролей стала Маша, помощница профессора Громова в знаменитом детском фантастическом фильме «Приключения Электроника» (1979). Между прочим, эту роль она получила, обойдя на пробах таких мастеров, как Лия Ахеджакова и Ирина Муравьева! В начале 80-х Елизавета Никищихина снялась в знаменитой комедии Михаила Казакова «Покровские ворота». Вновь небольшая роль, но эпизодической ее язык назвать как-то не поворачивается - настолько много в нее вложено. Актриса создала комичный образ Нины Орлович, мнящей себя интеллектуалкой и боготворящей своего мужа, занимающегося рифмоплетством (поэзией это назвать невозможно). А ее фраза «Какие высокие отношения!», которой она взволнованно-возвышенно наградила отношения между главными героями, и вовсе стала крылатой. И вспоминается она всякий раз, когда речь заходит об этой прекрасной кинокартине. 80-е годы были также отмечены ее блестящими ролями в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках...» (Кикимора Кикиморовна Болотная), экранизации «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (жена Собакевича), детском музыкальном фильме «Пеппи Длинныйчулок» (фру Лаура), эпизодом в новогодней комедии «Чародеи» (член комиссии, произносящая в финале: «Это не институт, а Дворец бракосочетаний какой-то!»). К сожалению работ в картинах других жанров у актрисы было крайне мало, хотя ее драматическое дарование не раз подтверждалось как на сцене, так и на экране. Тут можно отметить ее Лидию Ивановну, директора школы из драмы «Виктория» (1987), Татьяну в драме «Во бору брусника» или ее биолога Щукину в детективе Семена Арановича «Противостояние» (1985). По сюжету «Противостояния» главный герой полковник милиции Костенко, расследуя цепь преступлений, сталкивался с различными свидетелями. В их числе проходила и героиня Елизаветы Никищихиной. В небольшой сцене перед зрителями разворачивалась внутренняя сущность этой немолодой одинокой особы, упивающейся своей «высокой духовностью» и «возвышенностью» над окружающими людьми. Личная жизнь Елизавета Никищихина была замужем три раза, и все браки были недолговечными. Самым скоротечным оказался первый – с музыкальным критиком Анатолием Агамировым, с которым она познакомилась в 1971 году на съемках фильма «Расскажи мне о себе». Уже в 1972 году она вышла замуж второй раз - за психиатра Эдуарда Лейбова. В этом браке у нее родилась единственная дочь Катя. Вместе они прожили три года, после чего Лейбов эмигрировал в Америку. Третьим мужем актрисы стал писатель и драматург Евгений Козловский, известный диссидент. За одно из своих произведений он в 1982 году был арестован КГБ по статье «Заведомо ложные измышления, порочащие советский общественный и государственный строй» и провел семь с небольшим месяцев в Лефортовской тюрьме. Все это не могло не затронуть и Никищихину, которую неоднократно вызывали на допросы, а в квартире у них прошло три обыска. Из-за этого брака не состоялся и переход актрисы в Театр на Таганке, куда ее звал Анатолий Васильев – руководство театра посчитало невозможным принять у себя жену диссидента. К тому времени Елизавета Никищихина уже давно злоупотребляла алкоголем – сказалась неудовлетворенность работой, как в театре, так и в кино. В конце концов, это привело к разрыву с мужем. Позже обострились отношения и с дочерью, которая рано вышла замуж и ушла из дома. Последние годы Театр им.Станиславского Елизавета Никищихина покинула в 1994 году. Последние два года работы в нем подарили ей три интересные роли: Королевe-мать в спектакле «Томас Беккет» по пьесе Ж. Ануя, Ведьму в спектакле «Отражение «Юген» по Дзэами Мотокие и А. Чехову и Агафью Тихоновну в гоголевской «Женитьбе». В 1990-е годы актриса снималась крайне редко. Ее совершенно не устраивал новый российский кинематограф, в котором было много насилия и «чернухи». «Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить», - говорила она. В результате актриса жила, а точнее выживала на скромную пенсию Ее последними работами в кино стали роли нищенки-попрошайки в мелодраме «Принцесса на бобах» и камер-фрау Крамер в исторической драме « Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII Завещание императрицы». Фильм «Тайны дворцовых переворотов» вышел уже после ее смерти. Елизавета Никищихина скончалась в полном одиночестве 28 ноября 1997 года в коммунальной квартире, где проживала последние годы. Похоронена на Востряковском кладбище в Москве. Игорь BIN Использованные материалы: |