Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Нигматуллин Талгат _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1985 Противостояние
1984 Один и без оружия
1983 Волчья яма
1982 У кромки поля
1982 Sonjas Rapport
1982 Приказ: перейти границу
1982 Государственная граница.Фильм 3
1981 Провинциальный роман
1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна
1981 Право на выстрел
1980 Какие наши годы!
1979 Пираты XX века
1977 Вооружен и очень опасен
1976 Сказание о Сиявуше
1973 Встречи и расставания
1972 Седьмая пуля
1971 Ночь на 14-й параллели
1969 Ее имя Весна
1967 Баллада о комиссаре

НИГМАТУЛИН
Талгат Кадырович

05.03.1949, г. Кызыл-Кия, Ошская область Киргизской ССР - 12.02.1985, Вильнюс, Литва

 

Детство

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в киргизком городке Кызыл-Кие в семье отца - татарина и матери - узбечки. Отец Талгата был шахтером. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Семья жила бедно. Талгат начал зарабатывать еще подростком - работал на сахарозаводе, в сапожной мастерской. Матери, директору местной школы, трудно было одной тянуть двух сыновей. Талгата определили в детдом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере симпатичная девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слез. Тогда он поклялся сделать свое тело красивым. С тех пор начались его занятия спортом, а позднее - восточными единоборствами, продолжавшиеся всю жизнь.

Талгат Нигматулин сдержал свое слово: из слабого, болезненного мальчика он превратился в красивого и сильного мужчину.

Как личность - Талгат Нигматулин сформировался под влиянием своего таланта, неодолимой жажды творчества. Еще мальчиком писал он стихи, ходил в драматический кружок, занимался бальными танцами, потом заинтересовался еще секцией легкой атлетики, увлекся борьбой. Самой же большой его мечтой было - стать кинорежиссером.

В Москву...

После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматуллина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР .

Тогда он уже обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Когда читал сценарий, думал, что ничего не получится, нервничал очень. Но спасибо Галине Польских, которая помогла ему тогда. Постепенно роль стала вырисовываться.

Вспоминает кинорежиссер Алишер Хамдамов: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом...»

ВГИК

В 1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой.

В это время произошла знаменательная встреча юноши с Юлианом Семеновым. Талгат Нигматулин снимался в фильме «Ночь на 14-й параллели», и автор сценария часто появлялся на площадке, помогая актерам. Они познакомились, и однажды студент, набравшись храбрости, прочитал писателю один из своих рассказов. Как же он был обрадован, когда Юлиан Семенов посоветовал не бросать этого занятия.

В институте Талгата настигла первая серьезная любовь. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне Заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман - практически два года неразлучно, а потом... мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием...»

Ташкент

Окончив в 1971 году ВГИК, Талгат приехал в Ташкент и стал работать на студии «Узбекфильм». Тогда и появились его роли в фильмах «Седьмая пуля», «Встречи и расставания», «Сказание о Сиявуше».

Все свободное время актер проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие сценарные курсы. В тот год курс набирал легендарный В. Жалакявичус. «Этому замечательному режиссеру я многим обязан и в жизни, и в творчестве», - позже в одном из интервью скажет Талгат Нигматулин.

В Ташкете Талгат Нигматулин женится на певице Ларисе Кандаловой. Вскоре в их семье родилась дочь Урсула. Лариса вспоминает: «Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов забрала ребенка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни».

«Пираты ХХ века» и другие роли

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, но запомнился, как это часто бывает, по одной – «Пиратах ХХ века». Талгата и его друга Николая Еременко пригласил на съемки первого советского боевика по сценарию Станислава Говорухина режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров.

«Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным (пиратом Салехом). Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон», - вспоминал
Николай Еременко.

Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, сторицей были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. До сих пор этот фильм держит рекорд посещаемости.

Затем были роли и в других фильмах. Это - внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» - человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников. Эти образы
свидетельствуют: Нигматулин - актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Вспомним хотя бы его самурая - смертника в фильме «Приказ:перейти границу». В исполнении Нигматулина фанатик, превращенный в запрограммированную на убийство и гибель машину, - фигура одновременно и страшная и жалкая.

Личная жизнь

Халида Хасанова, его вторая жена, любила Талгата так, что могла выносить его сложный характер. Этот неофициальный брак продлился семь лет и стал самым долгим в жизни Нигматулина. «Меня поражало, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски, - вспоминает Халима Хасанова, - Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он переписал от руки два тома "Войны и мира».

Многие знали Талгата как доброжелательного, открытого, компанейского человека У него не было врагов. Сын Нигматулина и Халимы Хасановой - Саид окончил ВГИК, как и его отец, стал актером. Снимался в сериале «Моя граница», сыграл Ихтиандра в ремейке фильма «Человек-амфибия». Кроме того, Саид преподает во ВГИКе сценическое движение, верховую езду и фехтование. Все то, что когда-то его отец блестяще демонстрировал на экране.

На съемках фильма «Провинциальный роман» режиссера М.Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съемочной площадке была девушка с именем – Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, к ней приехал Талгат на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увез ее в ЗАГС. Так она стала Нигматулиной.

Это была по всем меркам актерская семья. Они изредка виделись в перерывах между съемками, жили скромно, но счастливо. В этом браке родилась дочь, которую по обоюдному согласию назвали Линдой. Так звали жену Брюса Ли, перед которым преклонялся Талгат. А его жена Венера была ярой фанаткой звездной пары Пола и Линды Маккартни. Сегодня Линда Нигматулина живет в Москве, много снимается в кино, поет. А ее мама Венера осталась жить в Казахстане. Там она звезда первой величины: снимается в кино, выступает на эстраде.

Трагедия

Талгат не ограничивается только съемкой в кино и занятиями каратэ, он пишет стихи, прозу, ставит фильмы. Появляется и еще одно увлечение – познание себя. В начале 80-х появились бесчисленные целители, лекари, экстрасенсы и другие шарлатаны. Большую популярность среди студентов и некоторой части интеллигенции получила секта под руководством мошенника Абая Борубаева и деревенского дурачка Мурзы Кымбатбаева. Со всего Союза съезжались к ним в далекий киргизский кишлак новоявленные паломники, о них писали в газетах, некоторые ученые мужи даже исследовали их талант в своих книгах. Среди почитателей «таланта» доморощенных гуру оказался и Талгат Нигматулин. Для известного актера, как и для многих других, они были духовными наставниками. Очевидно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его к ним.

В начале 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Но, произошла неожиданность, Талгат Нигматулин «учить» отказался. Тогда Абай перевел всю свою злость на него. Пятеро целителей в течение нескольких часов с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате, избивали до тех пор, пока не наступила смерть от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». Когда пришла помощь, было уже поздно. Тело нашли в ванной. На теле актера было обнаружено 119 травм. Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, Мирзу Кымбатбаева к 10 годам, остальных участников преступления к разным срокам заключения.

Почему человек, способный одним ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел, не издал ни звука и дал убить себя. Это до сих пор остается загадкой.

Послесловие

Прах Талгата Нигматулина захоронили в Ташкете. Улица в Кызыл-Кие, где родился актер, переименована в улицу Талгата Нигматулина.

За постановку художественного фильма о трагической судьбе актера и спортсмена Талгата Нигматуллина взялся режиссер Николай Попков, друг Талгата, он же написал сценарий фильма. В основе сценария – реальные события середины 80-х годов. В картине под рабочим названием «Талгат и Лоза» (в прокате «К вам пришел ангел») - главный герой, серьёзный и благородный человек, попадает под влияние властолюбивого сектанта-гуру и гибнет в результате своего трагического заблуждения. Роль Талгата исполнил актер Театра Романа Виктюка Фархат Махмудов, а главную героиню – юная московская актриса Евгения Лоза.

Вот что говорит о своем друге Талгате Нигматулине, художник Вячеслав Ахунов: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».

TED

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Борис Пинский, «Между прошлым и будущим» («Советский экран» №2. 1985 г.);
Г Фролов, «Талгат Нигматулин: Загадочная суьба пирата ХХ века». («Моя семья» N38, 09.2007);
«Талгат Нигматулин: Звезда, сгоревшая до рассвета». Сайт People's History

Rambler's Top100