Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1945 Близнецы |
НЕМОЛЯЕВА Родилась 18.04.1937, Москва Народная артистка РСФСР (1980) Детство Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве, в кинематографической семье. Отец, кинорежиссер Владимир Немоляев, известен по фильмам «Счастливый рейс», «Доктор Айболит» и др. Мама всю свою жизнь проработала звукооператором на «Мосфильме». А брат Светланы, Николай Немоляев впоследствии стал очень известным кинооператором. Детство будущей актрисы прошло на Плющихе. В доме Немоляевых часто бывали Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Всеволод Пудовкин и клоун Михаил Румянцев – знаменитый Карандаш. В такой творческой атмосфере и росла Светлана. Родители нередко брали Светлану с ее братом на съемки. А поскольку в кадре порой должны были присутствовать детишки, то ребят задействовали в массовке. Так и начиналось приобщение Светланы к миру кино. Полноценный же дебют юной актрисы состоялся в восьмилетнем возрасте, когда она снялась в роли Светочки в комедии Константина Юдина «Близнецы». Девочку на съемках окружала практически родственная атмосфера – мама была звукооператором на этом фильме, а главные роли играли хорошо знакомые ей Целиковская и Жаров. Несмотря на то, что до окончания школы Светлана снялась еще в нескольких эпизодических ролях, родители всерьез не задумывались, что их дочь станет актрисой. Но Светлана была таким самостоятельным товарищем, что как-то сама все про себя решала. А может просто большую роль в ее судьбе сыграл особый, династический талант. Талант преемственности, который не просто генами передается, а еще и воспитывается самой жизнью. Театр Окончив в 1958 году Щепкинское училище (курс Л.А.Волкова) Светлана Немоляева поступила в московский драматический театр на Спартаковской (впоследствии - на Малой Бронной). Но здесь она долго не задержалась. Проработав один сезон, Немоляева перешла в Театр им. Маяковского, да так и осталась там навсегда, став одной из ведущих актрис труппы. Одной из первых ролей на сцене Маяковки стала трогательная Офелия в шекспировском «Гамлете», которого поставил легендарный Николай Охлопков, тогдашний руководитель театра. Затем, когда Маяковку возглавил не менее сильный режиссер Андрей Гончаров, Немоляева создала целую галерею разных персонажей: Марфуша в «Смерти Тарелкина», Инна в «Детях Ванюшина», Елизавета Тюдор в спектакле «Да здравствует королева, виват!», Серафима Корзухина в спектакле «Бег», Звездинцева в «Плодах просвещения». Самыми же лучшими ролями этой выдающейся актрисы, несомненно, являются: тонкая, неземная Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание» Теннесси Уильямса и городничиха Анна Андреевна в гоголевском спектакле «Ревизор». «Театр - мое счастье, мой тыл, моя крепость», - призналась как-то актриса, счастливо улыбаясь. Забвение и второе пришествие Старт «взрослой» кинематографической жизни актрисе дал Ленинград. Это был фильм-опера Романа Тихомирова «Евгений Онегин» (1958), где Немоляева сыграла Ольгу Ларину. Тогда она еще училась в театральном институте. Юную актрису поселили в гостиницу «Астория», в потрясающий номер с альковом и видом на Исаакиевскую площадь. И все сошлось – и девичья влюбленность в Ленинград, и в удивительную музыку Чайковского и поразительную поэзию Пушкина. Дальнейшая «киношная» судьба Светланы Немоляевой оказалась удивительной. После ошеломляющего дебюта в «Евгении Онегине» кинематограф забыл об актрисе на долгие годы. Была, правда, пара ролей в начале 70-х в проходных фильмах. Затем, в 1975 году, она сыграла с Александром Лазаревым в фильме «Такая короткая долгая жизнь». Но эта прекрасная картина режиссера Константина Худякова почему-то не прижилась на большом экране, и герои замечательной супружеской пары тогда остались незамеченными. Актриса старалась не замыкаться на мысли, что с кино ей не повезло, и ее второе пришествие на экран состоялось. Состоялось, когда Светлана Немоляева была уже зрелой актрисой. Обычно все в жизни должно сложиться смолоду. А тут, прямо какое- то аномальное явление - карьера в кино началась с середины жизни. До этого актриса проходила огромное количество проб, на всех студиях страны, но никуда не брали, а вот в «Служебном романе» Эльдар Рязанов Немоляеву начал снимать без проб. Так с роли Оли Рыжовой, женщины с не очень счастливой судьбой, можно сказать, началась звездная кинокарьера Немоляевой. Яркое комедийное дарование добавило красок в творческую палитру актрисы, которая по внешним данным была обречена играть лирических героинь. Потом даже некий стереотип сложился. Вот и «Гараж» - это вторая сторона той же женщины из «Служебного романа». Здесь у героини Немоляевой даже нет имени, она – «Жена Гуськова». И это не случайно. За внешним комизмом скрывается все та же нелегкая женская судьба. 80 - е – 90-е годы Словно очнувшись от спячки, режиссеры стали наперебой приглашать Немоляеву на самые разные роли. 80-е – начало 90-х – это пора расцвета актрисы. Сколько интересных персонажей было ею создано! Актриса, импровизируя перед камерой, вкладывала душу, оживляла образ, будь-то модистка мадам Зизи в комедии «О бедном гусаре замолвите слово», актриса Нина Васильевна Оссовская в киноповести «Вторжение», красавица Ирина в телеспектакле «Родственники», или сварливая Матильда, жена Альфреда Илла в картине «Визит дамы». Героиням Светланы Немоляевой всегда были свойственны цельность, женственность, искренность. При этом совершенно не важно – большая это была роль или нет. Даже небольшие, проходные роли в исполнении актрисы становились маленькими шедеврами. Взять хотя бы ее очаровательную, добрую бабушку в приключении «Карантин»!? Диапазон ее персонажей всегда был поистине широк. И когда надо ее героини могли становиться величественными, как Королева Горжетта в сказке «Ослиная шкура», строгими, как Курихина в криминальной драме «Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова», или беспринципными, как Изольда Васильевна в комедии «4:0 в пользу Танечки». 2000 – е годы Новое время принесло актрисе и новые роли. Она с наслаждением стала играть характерных героинь. Вот в фильме по Дарье Донцовой «Евлампия Романова» у Немоляевой была маленькая роль Виктории Павловны, - идиотическая до предела. А у Валерия Ахадова в «Подмосковной элегии» актриса сыграла редчайшую балду по имени Тата. Сыграла свой эпизод настолько великолепно, что Ахадов не удержался: «Не могу с вами проститься», - и придумал Немоляевой еще и вторую сцену. Без сомнения, актрисе такие образы удаются блестяще. Удаются, наверное, и потому, что нравятся самой себе. Среди последних работ Светланы Немоляевой стоит отметить роль Раисы Ивановны в мелодраме «Ленинградец. Чужая жизнь», мамы молодой библиотекарши Ксении – главной героини в триллере «Блюз опадающих листьев» и, несомненно, роль примы театра Тамары Аркадьевны в веселом фильме «Артистка». Личная жизнь Замечательная актриса театра им. Маяковского и кино, жена Александра Сергеевича Лазарева и мать Александра Александровича Лазарева одновременно, Светлана Немоляева просто не любит, как сейчас это модно, афишировать свою жизнь и рассказы о себе. Она этого старается избегать, и старается к этому не прикасаться. Жизнь, она ведь строит разные препятствия, делает подарки хорошие и плохие. Особенно у актеров, когда они связаны с партнером или партнершей. «Но когда есть в твоей душе тот самый стержень любви и семьи, и когда ты понимаешь, что это самое главное в жизни, то, естественно идет определенная работа. И это, наверное, здорово! И хорошо, если ты с этой работой как архитектор по строительству своего дома справляешься, обоюдно особенно. Вот и получается какое-то вознаграждение потом в жизни. Это твой дом, твоя семья, это твой тыл. Тебе всегда хочется укрыться и скорее прибежать, сказать, рассказать, поделиться», - эта и есть главный принцип жизни прекрасного, душевного человека Светланы Владимировны Немоляевой. Игорь BIN & Катя ТУР
|