Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Ирина Мурзаева_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

МУРЗАЕВА
Ирина Всеволодовна

15.05.1906, Красноуфимск - 03.01.1988, Москва

Заслуженная артистка РСФСР

Детство

Ирина Мурзаева родилась 15 мая 1906 года в Красноуфимске Вятской губернии. Отец был художником, преподавал рисование. Мать учительствовала в начальной школе. Судьба кидала их семью по разным городам российской глубинки, пока, наконец, Мурзаевы не осели в Москве. Здесь под мамино руководство отдали двухэтажный детский дом на Шаболовке. В педагоги пошла вся родня: и папа, и тетка, и бабушка. Жили на первом этаже, работали на втором. Здесь же отец организовал театр теней и Ирина впервые соприкоснулась с таинством театрального искусства.

Учеба

Учась в гимназии, девочка отыскала ближайший драмкружок и стала постигать азы актерского мастерства. А руководил тем драмкружком не кто иной, как юный Николай Плотников – звезда вахтанговской сцены, профессор ВГИКа.

Но контакт Ирины Мурзаевой с Плотниковым был недолгим. Она развернулась и ушла, впервые проявив свою врожденную принципиальность и бескомпромиссность, когда будущий мэтр советской режиссуры позволил однажды щелкнуть девушку по носу. "Глупенькая, – сказал ей молодой педагог – Ты никогда не станешь артисткой...". Он глубоко ошибся! Ирина Мурзаева решила доказать, в первую очередь себе, конечно, что актрисой она станет. И поступила в Московский государственный театральный техникум им. Луначарского. Больше того, параллельно девушка начала учебу в Литературном институте им. Брюсова, но через год решила, что с нее достаточно и одной актерской профессии.

Театр – студия

А потом была чудная работа в театре-студии блистательного артиста и мудрого педагога Рубена Николаевича Симонова. К работе в студии он привлек не менее талантливых людей: начинающего хореографа Игоря Моисеева, начинающего режиссера Андрея Лобанова и мастера художественного слова Дмитрия Журавлева. Первым спектаклем студии стала довольно примитивная, но все же забавная по тем временам пьеса "Красавица с острова Люлю". По сюжету компания неких капиталистов отправляется на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Кокао, которую как раз и играла Ирина Мурзаева.

Со временем студия приобрела надлежащий статус в системе УМЗП. Получила помещение на Большой Дмитровке. А Ирина Мурзаева отправилась шлифовать свое мастерство в Свердловский детский театр, из которого она вернулась, не прошло и полгода. Актриса сразу же окунулась в репетиции лучшей постановки студии Симонова "Таланты и поклонники". Ирине Мурзаевой предложили репетировать, правда, небольшую роль Матрены. Но зато у актрисы появилась возможность наблюдать процесс рождения спектакля как бы со стороны. Этот опыт ей пригодился, так как вскоре Ирине Всеволодовне было предложено заняться педагогикой в студийной школе. А уже на следующей постановке – "Дети солнца" – Ирина Мурзаева заняла пост ассистента режиссера.

Ленком

А потом был Московский театр имени Ленинского комсомола. Ленком - это звезды: Серова, Окуневская, Фадеева, Пелевин, Соловьев... Это великая "тройка", которая правила театром, – Берсенев, Гиацинтова и Бирман. "Тройка" решала все. Ирина Мурзаева тоже была звездой Ленкома. Она сама успешно поставила там два спектакля: "Новые люди" по роману Н. Чернышевского "Что делать?" и "Мужество" по В. Кетлинской.

Как режиссер Ирина Мурзаева работала увлеченно, репетиции захватывали и заполняли все ее существо, из-за чего нередко возникали конфликты с администрацией театра и актерами. Правда, в театре она держалась особняком. Да и отношения с "тройкой" у нее не сложились. Серафима Бирман и Софья Гиацинтова при всей гениальности были дамами завистливыми и ревнивыми.

В Ленкоме проявился и комедийный талант Мурзаевой. Несмотря на то, что играла она самые разные роли, наибольшим успехом пользовались Сваха в "Женитьбе", Шарлотта Ивановна в "Вишневом саде", миссис Уильфер в "Нашем общем друге" Диккенса. Но через год Ирина Мурзаева из театра ушла. Ушла навсегда. Она не приняла нового руководства, вновь проявив свою принципиальность. Сцена оставалась с ней только в кружках художественной самодеятельности, которые она вела долгие годы.

"Сердца четырех"

А что же кино? Актриса была еще очень далека от кино. Она считала себя не фотогеничной и терпеть не могла фотографироваться вообще, даже в ролях.

Но режиссер Константин Юдин обладал удивительной способностью находить актеров. Он и открыл двери в кино Ирине Мурзаевой, хотя это было поначалу нелегко. На него произвела большое впечатление экстравагантная нашлепка на носу актрисы. Накануне Ирина Всеволодовна по рекомендации врача лечила насморк большой синей лампой, да и "клюнула" ее носом. И он тут же предложил Мурзаевой роль Маникюрши.

Юдин объявил ей: "Ну, я придумал для вас кадр, который вас прославит навека!" Актриса смутилась и, хотя, верила ему безгранично, на этот раз засомневалась. Однако при выходе фильма «Сердца четырех» на экраны не было случая, когда, говоря об Ирине Мурзаевой, не упомянули бы этот кадр: проселочная дорога, телега – и слащавая Маникюрша с зонтиком театрально бросает кучеру: "Трогай!" Памятна и другая фраза героини Мурзаевой, которая цитируется до сего дня: "Вас к телефону... приятный мужской голос".

"Свадьба"

Ирина Мурзаева "проснулась знаменитой". И хотя фильм несколько придержали на полке, слава все равно обрушилась на актрису и закрепилась следующей комедией Константина Юдина "Близнецы". Почти одновременно на экраны выходит знаменитая "Свадьба", где выдающиеся актеры Алексей Грибов, Фаина Раневская, Эраст Гарин, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Михаил Яншин, Николай Коновалов играют в не менее блистательном окружении начинающих в кино Михаила Пуговкина, Блинникова, Понсовой, Татьяны Пельтцер и Ирины Мурзаевой.

Между прочим, все корифеи завидовали на съемках черной завистью именно Мурзаевой: ее героиня в сцене за столом съедала настоящую котлету! На тот момент, когда все "угощения" были бутафорскими, и нестерпимо хотелось есть, это было непозволительной роскошью.

Потом у актрисы возникла длинная пауза, так называемый период малокартинья. И когда, наконец, Ирина Всеволодовна вновь появилась на экране, играть она стала исключительно старушек: "Анна на шее", "Когда казаки плачут", "Опекун", "12 стульев", "Сказка о потерянном времени", "Женщины", "Учитель пения", "Северная рапсодия", "Три дня в Москве", "Сказка, рассказанная ночью"... И к каждому, пусть незначительному образу актриса придумывала особые штрихи, отыскивала характерные детали, приспособления.

"Железный поток"

А какая великолепна находка Ирины Мурзаевой в картине "Железный поток" – самоварная труба! Баба Горпина, убегая из горящей станицы, успевает прихватить с собой лишь ее и не расстается с этой трубой на протяжении всего долгого пути. Режиссер Ефим Дзиган был очень доволен находкой актрисы. Ведь это была отнюдь не "хохма" – в этой трубе для Горпины сосредоточен весь мир, надежда на то, что она снова обретет свой дом, свой очаг. И это запомнилось зрителями.

А как она вошла в образ! Кубанские станичники, участники массовок, "гутарили" с Мурзаевой как со своей. Некоторые даже недоумевали, почему это она большую часть съемок сидит на телеге, тогда как они лишены этой привилегии. Доказать им, что она артистка и городской житель, ей удалось только своим неумелым обращением с домашними животными.

"Простая история"

В «Простой истории» героиня Ирины Мурзаевой – мать деревенской девушки Саши, которую играет Нонна Мордюкова. Дочь возвращается с собрания и устало сообщает, что ее выбрали председателем колхоза. "Господи! Это за что ж тебя?!" – ошеломленно спрашивает мать.

Зрители смеются, а старушка начинает напутствовать новоиспеченного руководителя вполне серьезными, человеческими истинами: "Перед народом не возносись и себя не роняй. Держи себя сурьезно!" Простая, мудрая женщина, она не остановится перед высоким положением дочери, когда та решит слегка подкраситься, вспомнить, что она все-таки женщина – схватит тряпку и отстегает "здоровую дуру" по первое число. "Не забывай, что ты вдова!"

"Женатый холостяк"

Не менее популярна и одна из последних ролей Ирины Всеволодовны – старушка Анна Христофорова из кинокомедии "Женатый холостяк". Ее героиня – специалист по добрым услугам. Она вызывается помочь молодому симпатичному шоферу создать семью, и тут начинаются невероятные приключения, недоразумения, всевозможные казусы, что приводит к искреннему смеху в зрительном зале.

Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью и комичные. Они не похожи одна на другую, даже если это ряд деревенских бабусь. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая – уставшая и нерешительная. Сколько образов – столько характеров. Конечно, актриса далеко шагнула за пределы амплуа "комической старухи", углубила его. А иной раз актрису просили просто поприсутствовать в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей необходимо показать лишь лицо именно Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя актриса была достойна большего.

Личная жизнь

Замужем Ирина Всеволодовна была дважды. Первый раз – в далекой юности. А ее вторым мужем был актер студии Симонова Николай Толкачев. В 1938 году родился сын Борис. Но и этот брак был недолгим. Мурзаева не простила нанесенной ей мужем обиды и вновь поддалась своей великой гордыне. Воспитывала сына одна, разрываясь между домом и работой. Благополучие ее не интересовало. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к родне на Шаболовку, оставив дом совершенно незнакомым людям.

Ирина Всеволодовна целиком зависела от работы. Она абсолютно не знала быта, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Ее легко было обмануть. Сама она ненавидела магазины и предпочитала ходить туда пореже. Так же она сторонилась домашнего хозяйства. Когда ее сын, конструктор, человек с тремя техническими образованиями, подходил к телевизору с намерением посмотреть, почему он стал плохо работать, она лепетала: "Не трогай! Не отвинчивай! Мало ли что!.."

Любимым занятием актрисы было вязание. За спицами она могла просидеть весь день, а если не находилось работы, брала книгу и уходила в парк. Дом кино или другие какие общественно-творческие места она не посещала. Предпочитала общество подруг, которых искренне любила с гимназических времен, оставаясь верной им всю жизнь.

Как ни странно, в жизни Ирина Мурзаева была совсем иным человеком. Ничего общего с экранными героинями у актрисы не было. Серьезная, образованная, интеллигентная, замкнутая. Все качества, которые были у Ирины Мурзаевой, поражали своим объемом. Если принципиальность – то до конца! Никаких компромиссов, никаких прощений, никаких уступок! Ее закрытость от всего лишнего в окружающем мире была феноменальной: она никого не помнила и не знала по фамилиям. На работу она ходила, как на работу. Пришла, снялась и ушла. Когда на киностудии все проходящие мимо улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но спрашивать ее "кто это?" было бесполезно.

Так прошла вся жизнь. Шустрая, неуемная, быстрая, как ртуть, однажды Ирина Мурзаева сдала. Все вдруг осознали, что она уже старая женщина, что ее подтянутость, стройная фигура, прямая спина – не вечны. И, наверное, к счастью, такой ее видели совсем недолго. Ирина Мурзаева ушла из жизни в январе 1988 года, сохранив в памяти образ веселой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Образ блистательной "комической старухи".

Автор – Татьяна Новитчинская

Использованные материалы:
Сергей Капков, "Краткая биография: Ирина Всеволодовна Мурзаева", "Эти разные, разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров ;
Сергей Капков, "Ирина Мурзаева. Принципиальная комическая старуха", "Характерные актеры российского кино" http://www.actors.km
Rambler's Top100