Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Мордвинов Николай_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1935 Последний табор
1941 Богдан Хмельницкий
1941 Маскарад
1942 Котовский
1942 Парень из нашего города
1946 В горах Югославии
1950 Смелые люди
1964 Ленинградский проспект - телеспектакль
1965 Когда улетают аисты

 

МОРДВИНОВ
Николай Дмитриевич

15.02.1901, Ядрин, Казанская губерния – 26.01.1966, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1935)
Народный артист СССР (1949)
Лауреат Государственных премий СССР (1942, за фильм «Богдан Хмельницкий»; 1949, 1951 - за театральные работы)
Лауреат Ленинской премии (1965, за спектакль «Маскарад»)

Детство и юность

Николай Мордвинов родился в маленьком городке Ядрине, в Казанской губернии. Его родители были, что называется «из простых людей». Отец, Дмитрий Семенович, с ранних лет приучал детей к труду и дисциплине. Семья была дружной и очень радушной. А еще в их семье всегда звучали музыка и песни: отец, не зная нотной грамоты, мог исполнить на гитаре или балалайке любую песню.

В восемь лет Николай пошел учиться в городское приходское училище, а с 11 лет продолжил обучение в Ядринском реальном училище. Здесь юноша очень увлекся русской литературой: Пушкиным, Лермонтовым, Гончаровым. Тогда же проявилась его тяга к сцене, и Николай стал участвовать в школьных спектаклях. Позже, в 1918 году, он и сам организовал драмкружок. Одной из его первых работ стал спектакль по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни». Сам Мордвинов сыграл в нем роль студента Онуфрия.

Молодые годы

В период Гражданской войны Николая Мордвинова призвали в Красную армию. Здесь то и сказалось полученное им среднее образование. Поначалу Николай служил писарем, а затем был зачислен артистом первой ударной труппы Нижегородского губвоенкомата.

Отслужив, Николай Мордвинов вернулся в родной Ядрин и некоторое время работал в Союзе работников просвещения при Наробразе. Здесь, силами любителей, регулярно ставились спектакли. Однако творческая натура Мордвинова требовала большего, и в 1924 году он отправился в Москву.

Театр Завадского

В Москве Николай Мордвинов, пройдя огромный конкурс, был зачислен в Центральный техникум театрального искусства. Но проучился он там недолго. Уже в конце учебного года его отчислили с формулировкой «по профнепригодности». Такой удар может вынести не каждый. Но Мордвинов не сдался.

В том же 1925 году Николай Мордвинов поступил в студию под руководством Ю.А.Завадского. Здесь он продолжил постигать секреты актерского мастерства. А позже, когда на основе студии был создан Театр под руководством Завадского, молодой актер вошел в его труппу. Здесь он играл в спектаклях: «Рассказ о простой вещи» (Поручик Соболевский), «Любовью не шутят» (барон Педрикан), «Компас, или Деловой человек» (Мебиус), «Пьяный круг» (Глебов-отец и Растратчик). В 1930 году Мордвинов был избран членом дирекции театра и ответственным секретарем по художественной части. В этом же году он начал заниматься режиссурой.

Личная жизнь

В середине 30-х Николай Мордвинов женился на актрисе Театра-студии Завадского Ольге Константиновне Табунщиковой. Она стала ему верной подругой и надежным спутником на всю жизнь. В 1937 году у них родилась дочь. Она прожила недолго. В 1942 году, к огромному горю родителей, девочка скончалась от туберкулезного менингита. Больше детей у них никогда не было.

Ростовский театр

В 1936 году Николай Мордвинов перешел Ростовский театр им. Горького. На его сцене за четыре года работы он создал немало интересных образов, среди которых: Мурзавецкий («Волки и овцы»), Дик Даджен («Ученик Дьявола»), поручик Яровой («Любовь Яровая»), Дон Гуан («Каменный гость»), Карл Моор («Разбойники»), Тигран («Тигран»).

Театра им. Моссовета

В 1940 году Юрий Завадский возглавил Театр им. Моссовета, и Николай Мордвинов пришел в его труппу. Здесь он проработал до конца своей жизни. Его не раз приглашали перейти в другие театры, но он не изменил своему Учителю.

Николай Мордвинов в спектакле ОтеллоГероев Николая Мордвинова всегда отличали могучие, цельные характеры, склонность героическому драматизму. Его Отелло очень нравился писателю Алексею Толстому, который признавался, что получил от спектакля сильное впечатление. А другой известный писатель Константин Симонов признавался, что давно не испытывал такого наслаждения.

Великолепные образы им были созданы в «Обиде» (Костюшин) и «Рассвете над Москвой» А.Сурова (Курепин). Роли, - за которые Николай Мордвинов был удостоен Государственной премии СССР. А какой сильный характер был им продемонстрирован в спектакле «Фронт» (генерал Огнев).

Большой след в творчестве Мордвинова оставили произведения Шекспира. Помимо уже упомянутого «Отелло» стоит вспомнить «Короля Лира», где Мордвинов раскрыл бунт героя против бесчеловечности. Столь же великолепен актер был и в комических образах. В «Укрощении строптивой» он играл Петруччио, пылко утверждая кипучую радость жизни.

Вершиной же творчества Николая Дмитриевича Мордвинова стала роль Арбенина, сыгранная им сначала на экране, а затем на сцене Театра им. Моссовета. Но об этом чуть ниже…

Хмельницкий, Котовский, Арбенин

Кому-то хватает одной роли, чтобы войти в историю отечественного кино, а кто-то, сыграв десятки ролей, остается безвестным. Николай Мордвинов сыграл в кино лишь восемь ролей. Но каких!

Дебютировал он в 1935 году ролью цыгана Юдко в драме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата «Последний табор». Затем Мордвинов долгие годы не снимался, занятый работой в театре. Вновь на экран он вернулся лишь в 1941 году. Вернулся чтобы поразить зрителей величественным образом Богдана Хмельницкого в одноименной ленте режиссера Игоря Савченко.

А потом был Арбенин в «Маскараде» Сергея Герасимова - роль на все времена. Роль, о который известный актер Николай Бурляев сказал так: «Мордвинов в «Маскараде» потряс меня. Я действительно ничего подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра».

Николай Мордвинов в фильме МаскарадСергей Герасимов не сразу решился отдать роль Арбенина Николаю Мордвинову. В те годы режиссер больше тяготел к молодым актерам, и лермонтовский герой, в его понимании, был молодым. Мордвинову же тогда исполнилось уже сорок. Но что значит возраст для настоящего таланта?! Оператор Вячеслав Горданов впоследствии говорил: «Каким счастьем было снимать Мордвинова! Почему - счастьем? Потому, что Мордвинов пришел на съемочную площадку самостоятельно мыслящим мастером, знающим, чего он ищет, и умеющим исполнять задуманное». В образе Арбенина актер отобразил настоящую трагедию молодого человека, вступившего в конфликт со светским обществом и (что самое главное!) с самим собой. Он в полной мере сумел подчеркнуть мятущийся гордый ум лермонтовского героя.

Сам Николай Дмитриевич впоследствии говорил: «Я благословляю тот день, когда я встретился с Герасимовым». Может быть именно благодаря кинематографическому «Маскараду» спустя десятилетие родился «Маскарад» театральный. И здесь актер не повторялся, играя роль глубже, разнообразнее. Заслуженной наградой за роль Арбенина стала Ленинская премия, присужденная актеру в 1965 году.

Среди других киноролей Николая Мордвинова нельзя не отметить справедливого мстителя за беды народа красного командира Григория Ивановича Котовского из фильма Александра Файнциммера «Котовский». Цельная, могучая личность в духе героев Мордвинова. Не случайно поколения мальчишек впоследствии просто бредили Котовским.

Навеки в памяти

Николай Мордвинов работал до конца своих дней. Я. Варшавский так пишет об этом великом актере: «Его можно назвать максималистом в искусстве. Он был воинствующим противником не прозы, но прозаичности, не будней, но будничности в драматургии. Он постоянно выступал против становящегося время от времени модным в мировом искусстве бесстрастия. Именно поэтому хотел сыграть Хемингуэя, считая сдержанность хемингуэевского стиля -только средством выразить скрытое кипение страстей человека тревожного, трагического времени. Его кумирами были Микеланджело, Шекспир, Лермонтов - великие максималисты в искусстве. <…> Он был влюблен в натуры талантливые, крупные и требовал от себя: будь не мельче. Не искал оправдания посредственно прошедшей съемке, разболтанному гастрольному спектаклю. <…> Самое точное исполнение чужого замысла его не удовлетворило бы. Ему необходимо было соединить замысел драматурга и режиссера со своей системой ценностей. Жить не по «моде», а по своему, сокровенному желанию. Непременно искреннему. Не надуманному. Подслушанному в тайниках своей души. Нелживое, честное и будет обязательно современным».

Николай Мордвинов ушел из жизни 26 января 1966 года в результате инфаркта. Ушел, но остались его неповторимые герои в фильмах и спектаклях, ставшими классикой отечественного театра и кино.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Николай Мордвинов http://www.mossoveta.ru;
Николай Мордвинов http://proekt-wms.narod.ru;
Я. Варшавский, «Николай Мордвинов, или Жизнь без компромиссов», http://www.russkoekino.ru;
Николай Мордвинов http://www.kino-teatr.ru
Rambler's Top100