Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1938 Волга-Волга |
МИРОНОВА 07.01.1911 (24.12.1910 – по ст.стилю), Москва – 13.11.1997, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1956) Детство 24 декабря 1910 года (а по новому стилю 7 января 1911 года) в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых родилась дочь Маша. Отец Маши очень любил искусство: музыку, живопись, театр. Эту любовь он старался привить и окружающим, в первую очередь своей дочке. Когда Маше исполнилось семь лет, ее отдали учиться в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена. Здесь девочка начала постигать азы театрального искусства. Она участвовала практически во всех постановках школьного театра. Многое у нее не получалось, но Мария не сдавалась: уже тогда у нее начал вырабатываться упорных характер. Именно упорство и помогло ей в последствии стать большой актрисой. Осуществление мечты В 1925 году Мария Миронова, окончив семь классов школы, поступила в Театральный техникум имени Луначарского. А год спустя, вместе с другими студентами, дебютировала на сцене театра современной миниатюры. В комедии Василия Шкваркина «Вредный элемент» Миронова сыграла роль Маньки. Культкомиссия тогда высоко оценила студенческую работу, особо отметив Марию Миронову «давшую четкий и законченный образ». Но главное, на начинающую актрису обратил внимание актер МХАТа 2-го Владимир Попов. Он то и порекомендовал Марии поступить в хороший театр… Весной 1927 года Мария Миронова окончила театральный техникум. Попасть сразу во МХАТ ей не удалось – туда брали лишь членов профсоюза. И тогда Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете. Здесь же она была принята в профсоюз, что позволило ей уже осенью подать документы во МХАТ. Театр и эстрада Конкурс во МХАТ 2-й Мария Миронова прошла удачно. Уже с первых ролей (Фани в спектакле «Хижина дяди Тома» и Маруся в спектакле «Дело чести И.Микитенко») она проявила себя яркой острохарактерной актрисой. Знаменитая Софья Гиацинтова вспоминая, отмечала, что Миронова «ни к кому не пристраивалась, ни в какие группировки не входила, и при этом к делу относилась свято, с большим рвением». Но долго работать в этом театре Мироновой не пришлось. Ролей ей, в силу разных причин, доставалось мало, а тут, как раз, подвернулось приглашение нового художественного руководителя Московского государственного мюзик-холла Николая Волконского. Мария Миронова приняла это приглашение. В том же 1928 году у Марии случилось несчастье - умерли родители, а вслед за этим тяжело заболела и она сама. Долгое время актриса не работала, а когда поправилась -поступила в Центральный театр транспорта (впоследствии он будет называться Театром им. Н. В. Гоголя). Параллельно с работой на «большой сцене» Мария Миронова начала свою деятельность на эстраде. В своем первом выступлении она с большим успехом читала «Случай с классиком» А. П. Чехова. Затем последовали новые выступления. Фамилию Марии стали печатать на афишах рядом с известными артистами... Вдохновленная Миронова решилась на новый шаг, заявив о себе сразу в трех лицах: автора, режиссера и исполнителя. Так на эстраде впервые появилась Капа, а вместе с нею новый жанр - телефонные разговоры. Черный приталенный жакет, длинная прямая цветная юбка с ярко-красными оборками внизу, парусиновые теннисные тапочки, старая рыжая лиса с облезлым хвостом вокруг шеи, на голове шерстяной красный берет с маленьким торчком… Капа в исполнении Мироновой была просто неподражаемой, публику до истерического хохота. После Капы Миронова продолжила «говорить по телефону» в образах Дуси, Клавы, Марочки... Эти миниатюры она либо сочиняла сама, либо или с помощью писателей Угрюмова и Полякова. Героини были разными, но всех их объединяло одно - празднословие, страсть к сплетням, сенсациям, беспардонность и невежество. В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Дебют на киноэкране В те же годы Мария Миронова дебютировала на киноэкране. Ее первой работой стала роль секретарши Бывалова в легендарной комедии Григория Александрова «Волга-Волга». Были и другие роли, но они остались в тени эстрадных выступлений актрисы. Точнее говоря новой яркой актерской пары – Марии Мироновой-Александра Менакера. Но обо всем по-порядку… Встреча с Менакером В конце 1938 года Мария Миронова пришла в только что организованный Государственный театр эстрады и миниатюр. Актриса сразу же заняла в нем одно из самых заметных мест, играя практически во всех спектаклях. Играла смешно, заразительно, доводя до гротеска каждую роль. Среди них: Зина («Тщетная предосторожность» Погодина), Жена («Без двенадцати двенадцать» Ленча), Киса («У актерского подъезда» Полякова), Прачка («Курортное обозрение» Михалкова и Ленча)… Периодически в спектакли приглашались гастролеры. Так однажды в театре появился Александр Менакер. Несмотря на свою молодость (Александру тогда было 26 лет, и он был на три года моложе Марии) он был уже очень знаменитым артистом. Менакер великолепно пел, виртуозно играл на рояле, выступал с музыкальными фельетонами. Как можно было не влюбиться в такого человека?! Правда Александр был женат, да и сама Мария была замужем, но разве это помеха для настоящей любви? Летом 1939 года театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. И там, под южным небом, их роман развивался стремительно. Уже на четвертый день знакомства Александр Менакер проснулся от скрипа пера и увидел, что Миронова что-то старательно выводит на листе. Он поинтересовался, что же она делает? «Сообщаю мужу о разводе, – не отрываясь от письма, сказала Мария, – и вам советую сделать то же самое, сообщить своей супруге о разрыве...» Так началась их долгая совместная жизнь. Вскоре бывший муж Марии Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа». К чести Мироновой, она не оставила его в беде. Вместе с Менакером они носили передачи в тюрьму, хотя прекрасно осознавали, чем это может для них обернуться… Театр двух актеров Осенью 1939 года Миронова и Менакер впервые вместе выступили на эстраде с сатирическими диалогами. Публика отреагировала на этот дебют с большим восторгом. Благожелательно отозвалась и пресса. Так родился прекрасный дуэт, ставший впоследствии классикой советской эстрады. Вместе на эстраде Мария Миронова и Александр Менакер проработали более 30 лет, создав, по сути, театр двух актеров. Они удивительно дополняли друг друга. Как правило, Менакер появлялся в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла деспотичную и невежественную жену. Сценки были короткими, не более пяти минут, но актеры настолько ярко раскрывали свои образы, что создавалось впечатление, будто перед зрителями в одно мгновение пролетал целый фильм, смешной и искрометный. Вспоминает Борис Львов-Анохин, главный режиссер Нового драматического театра: «Этот дуэт встречали с восторгом во всех городах всей России. Их разговоры, споры, ссоры, препирательства заставляли стонать от смеха огромные залы, до отказа набитые зрителями. Я имел счастье репетировать с ними в их счастливом доме. Дом был счастливым, потому что в нем никогда не прекращалась игра - опять-таки юмористические споры, ссоры, препирательства, обмен колкостями, - быт был весело театрализован, состоял из талантливейших импровизаций, этюдов, остроумных пассажей. Очень смешные игры, в которых сквозь юмор светилась огромная нежность...» Кино В отличие от сцены, в кино Марии Мироновой не везло. Снималась она мало, а если ей и доставались роли, то, как правило, второго плана. Жена директора завода в спортивной комедии Семена Тимошенко «Запасной игрок» (где блистали Георгий Вицин и Павел Кадочников), Леокадия Михайловна в приключенческой комедии Александра Роу «Драгоценный подарок» и еще десятка полтора ролей – вот и все, что оставила Мария Миронова, как киноактриса. И это не ее вина. Скорее это беда нашего кинематографа, который так и не смог раскрыть незаурядное дарование замечательной актрисы… Последние годы В 1982 году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж Марии Владимировны, ее спутник по жизни и верный партнер по сцене Александр Менакер. А в 1987 году скончался их сын, выдающийся актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов. Вспоминает Татьяна Егорова: «Жизнь сломалась, как молнией перерубленное дерево. Наступило одиночество – без мужа, без сына, без никого… И ни единой слезы. «Мария Владимировна, – пыталась я как-то ее утешить, – одиночества нет, всегда рядом ангел-хранитель». Она пристально посмотрела на меня, как врач на пациента, и весомо произнесла: «Но он же не пойдет за хлебом». Однажды я приехала на дачу, которую она любила, как живое существо, со всей силой своей страсти. Смеркалось. Дверь была приоткрыта. Смотрю: сидит в своем кресле. Тишина. Сумерки. И смотрит… если сказать «вдаль» – ничего не сказать. В глубь галактики. В бесконечность. Ощущение было, что она выпала из времени, что это истинный, главный ее монолог. Монолог молчания…» Страшное испытание – потерю мужа и сына – Мария Миронова перенесла стойко. Никто никогда не видел Марию Владимировну плачущей. «Железная женщина», - говорили многие с недоумением. И только одному Богу известно, что ей это стоило… В 1990 году Мария Владимировна вновь вернулась на сцену. В свой театр позвал ее Олег Павлович Табаков. Ей уже было под 80, а она все радовала своими работами российских и американских зрителей (Мария Миронова выезжала с гастролями в США). Работу в молодом коллективе Мария Владимировна вспоминала с большой теплотой. В 1994 году Миронову позвали в театр «Школа современной пьесы». Семен Золотников написал пьесу «Уходил старик от старухи», и Миронова в паре с легендарным Михаилом Глузским воплотили ее на сцене. Это была последняя работа Марии Владимировны. 13 ноября 1997 года она скончалась… Игорь BIN Использованные материалы: |