Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Александр Михайлов_Фото_актрисаы советского и российского кино

Фото Александра Михайлова

Фильмография:

1941 Боевой киносборник №7
1942 Боевой киносборник. Лесные братья
1943 Мы с Урала
1943 Новые похождения Швейка
1944 Небо Москвы
1945 Это было в Донбассе
1948 Повесть о настоящем человеке
1953 Алёша Птицын вырабатывает характер
1954 Испытание верности
1955 Сын
1955 Два капитана
1957 Неповторимая весна
1957 Борец и клоун
1959 Твердый характер - короткометражный
1968 Гроза над Белой
1972 Последние - фильм-спектакль
1975 Степные раскаты
1977 Печенег
1977 Чеховские страницы - фильм-спектакль
1978 Подпольный обком действует
1980 Мятеж - фильм-спектакль
1987 Так победим! - фильм-спектакль

МИХАЙЛОВ
Александр Александрович

14.09.1922, Москва – 14.03.1992, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1963)
Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950, за роль в спектакле «Я хочу домой»)

Довоенные годы

Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года в Москве в семье, принадлежащей к столичной интеллигенции. Его дет до революции был человеком состоятельным, владеющим гостиницей и 7-комнатной квартирой. Конечно же, после революции он всего этого лишился, и его семье пришлось ютиться в одной комнате. Отец Александра был служащим, мама работала корректором в газете, а также занималась воспитанием сына и дочери.

Артистические способности Александра проявились ещё в школьные годы. Он посещал театральный кружок, мечтал в будущем стать актёром. Следуя этой цели, он после окончания школы поступил во ВГИК. Но уже через год учёбу пришлось отложить – грянула Великая Отечественная война.

Война

В первые месяцы войны Александр Михайлов вместе со своими однокурсниками принял участие в строительстве оборонительных рубежей. Тогда же он дебютировал на киноэкране, сыграв роль Франтишека в «Боевом киносборнике №7».

В конце 1941 года Александр вместе с отцом отправился в Свердловск, где стал работать лаборантом на строительстве военного завода. Но уже в марте 1942-го начинающий актёр был перенаправлен в Сталинабад, где в эвакуации находилась студия «Союздетфильм». Стране требовались фильмы, поддерживающие дух советского народа, и Александр окунулся в съёмочный процесс.

С 1942 по 1945 год он снялся в ряде фильмов. Самой заметной работой Александра Михайлова стала роль Вани Томакурова, токаря оборонного завода в фильме «Мы с Урала» режиссёра Льва Кулешова. Фильм рассказывал о двух подростках, работающих после окончания училища на большом уральском военном заводе и всей душой рвущихся на фронт. Кроме того в этот период Михайлов исполнил небольшие роли в «Боевом киносборнике "Лесные братья"» (партизан), комедии «Новые похождения Швейка» (молодой партизан), драме «Небо Москвы» (младший лейтенант Губкин).

1944-1954 годы

Война близилась к окончанию, и Александр Михайлов решил продолжить обучение. А поскольку он грезил сценой МХАТа, то вместо ВГИКа решил постигать актёрское ремесло в Школе-Студии МХАТ. В 1944 году он успешно сдал экзамены и был зачислен.

Благополучно отучившись, Александр Михайлов получил в 1948 году диплом актёра. Однако свою театральную карьеру он начал вовсе не во МХАТе, а в Центральном детском театре. Дело в том, что там ему сразу доверили главную роль Сани Григорьева в спектакле «Два капитана» по недавно вышедшему, но уже набравшему невероятную популярность роману Вениамина Каверина «Два капитана». Премьера спектакля вызвала большой резонанс среди театральной публики, и у молодого актёра появились первые поклонники.

В том же 1948 году Александр снялся в небольшой роли Петрова в военной драме режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке».

Сцене Центрального детского театра Александр Михайлов прослужил до 1953 года, после чего реализовал свою мечту – перешёл в труппу МХАТ.

«Два капитана»

До 1955 года Александр Михайлов успел сняться ещё в паре фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер» (учитель Тихон Иванович) и «Испытание верности» (Петя Гребенкин). Однако особого успеха эти работы актёры не принесли.

В 1955 году режиссёр Владимир Венгеров взялся за экранизацию романа «Два капитана». И приглашение Александра Михайлова на роль Сани Григорьева стало вполне очевидным. Кому, как не ему, уже создававшему данный образ на цене, теперь воплощать его на экране?! Актёр справился с заданием замечательно. Несмотря на отдельные недостатки, фильм для того времени получился очень хорошим и заслуженно стал лидером советского кинопроката 1956 года. Немалая заслуга в этом принадлежит Александру Михайлову. Его герой, отличающийся мужеством, стойкостью, целеустремлённостью, на долгие годы стал кумиром подростков. А сам Михайлов с выходом фильма стал знаменитым на всю страну.

Дальнейшая кинокарьера

Успех «Двух капитанов» привлёк к Александру Михайлову внимание кинорежиссёров. В 1957-1958 годах он исполнил несколько главных ролей. В киноповести «Неповторимая весна» он сыграл роль молодого археолога Евгения Бурова, направленного вместе с женой на раскопки в пограничный район Средней Азии, в драме «Борец и клоун» воплотил на экране образ знаменитого клоуна-дрессировщика Анатолия Дурова, а в военной драме «Гроза над Белой» предстал в образе известного командарма Михаила Васильевича Фрунзе. Однако эти работы не шли ни в какое сравнение с «Двумя капитанами».

Дальнейшая кинокарьера Александра Михайлова и вовсе не сложилась. Режиссёры не предлагали ему ничего интересного, лишь сплошные однотипные роли. В результате в последующие два десятилетия он снялся лишь в нескольких эпизодах, оставшись для кинозрителей, по сути, актёром одной роли.

МХАТ

В отсутствии предложений в кино Александр Михайлов посвятил себя сцене. В МХАТе, где он прослужил с 1953 по 1990 год он сыграл немало сложных, драматических ролей. Среди них можно выделить Лермонтова в спектакле «Лермонтов» по пьесе Лавренева, принца Флоризеля в спектакле «Зимняя сказка», Бобчинского в гоголевском «Ревизоре», Чебутыкина в «Трёх сёстрах» Чехова.

В 1970 году в МХАТ пришёл новый руководитель Олег Ефремов. Он постарался вдохнуть в театр свежую струю. Но вместе с этим в коллективе начли нарастать противоречия. Со временем труппа непомерно разрослась, и в 1987 году Ефремов поставил вопрос о разделе театра на МХАТ им. Чехова под его руководством и МХАТ им. Горького под руководством Татьяны Дорониной. Александр Михайлов, у которого были хорошие отношения с Ефремовым, у которого он регулярно получал роли в лучших спектаклях, планировал попасть к нему. Однако Ефремов его к себе не взял. Пришлось остаться у Дорониной, но там отношение к актёру было совсем иное…

ТВ

Помимо кино и театра Александр Михайлов работал на телевидении. Он являлся ведущим ряда детских передач, принимал участие в озвучивании мультфильмов («Дядя Фёдор, Пёс и Кот» и др.)

Личная жизнь

Знакомые называли Александра Михайлова человеком замкнутым, необщительным, обладающим непростым характером. Как это не вязалось с его кинообразами!

Александр Михайлов был дважды женат. Его первой супругой стала художник по костюмам Наталья Ефанова. В этом браке у актёра родилась дочь. Впоследствии сложилось так, что и его супруга, и дочь рано ушли из жизни.

Второй раз Александр Михайлов женился на актрисе МХАТ Анне Горюновой, дочери знаменитых театральных актеров Анатолия Горюнова и Веры Бендиной. В 1960 году у них родился сын Анатолий. С Анной Александр прожил долгую и счастливую семейную жизнь.

Последние годы жизни

Неприятности в театре, отсутствие работы в кино – всё это не могло не сказаться на здоровье Александра Михайлова. Постоянные стрессы подорвали его состояние. Когда он стал чувствовать себя совсем плохо, то обратился к врачам. У него диагностировали онкологию.

Из театра Михайлову пришлось уйти, и последние два года жизни он провёл, борясь со смертельной болезнью. Актёр перенёс сложную операцию, но и это ему не помогло. Александр Александрович тяжело переживал происходящее, страдая не только физически, но и душевно, чувствуя свою невостребованность, ненужность. В последнее время его сковал паралич, и он оказался прикован к постели. Ушёл из жизни Александр Александрович 14 марта 1992 года.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Биография Александра Михайлова на Википедии