Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом |
МЕЛЬНИКОВА 27.06.1909, Москва - 10.09.2001, Москва Заслуженная артистка России (1969) Детство Евгения Мельникова родилась 27 июля 1909 года. Она – коренная москвичка. Детство ее прошло на 1-й Тверской – Ямской, где была церковь Василия Кесарийского. В семье было четыре девочки. Отец работал слесарем-механиком, мама была домохозяйкой. Детство Евгении Константиновне запомнилось встречей с царем. Ну кто такой для девочки в1914 году был царь? «Мы выписывали журнал «Нива», и там я видела Большой портрет Николая II, красивого, в регалиях. А тут царь должен был ехать с Ходынки. Народу на улице было не так уж и много. И вот едет машина военная. И там сидят двое. Один из них и был Николай II» - вспоминает Мельникова. Актерские наклонности у девочки проявились довольно таки рано. В пять лет, она прочла книгу "Жил да был Крокодил..." Корнея Чуковского. Эти стихи и стали ее первым репертуаром. Она непременно должна была всем их рассказать. Очевидно, что-то актерское было заложено в ней самой природой. Однажды, посмотрев любительский спектакль "Золушка", поняла, что сама не хотела бы сыграть Золушку. А вот злую сестру Берту – вполне. Так вот и проснулись задатки характерной актрисы. Студия "Потешное кольцо" Девушка поступила в группу молодого интересного художественного руководителя Федора Михайловича Никитина. Впоследствии он стал народным артистом, много работал в Ленинграде, снимался в кино. А тогда возился с малышней. Студия называлась "Потешное кольцо" и даже имела свое собственное знамя – фиолетовое с зеленым кольцом. С этим знаменем студийцы ходили хоронить Вахтангова. А однажды начинающие актеры вышли на вполне профессиональный уровень. Показали пьесу "Новая шапочка Андерса" в театре "Летучая мышь", где играл Никитин. В ложе тогда сидел сам Константин Сергеевич Станиславский! Ему очень понравился спектакль, и он предложил ребятам показать свой репертуар во МХАТе. И вот в старом МХАТе студийцы играли сцену из "Синей птицы" – "царства будущего". Константин Станиславский – высокий, стройный, красивый, седые волосы – сидел за столиком, на котором стоял в серебряном подстаканнике стакан с чаем и лимонной долькой, а рядом – маленькая тарелочка с двумя сухими пирожными. Все считали, что перед ними Бог! После просмотра Станиславский всех поблагодарил, а маленькую актрису, сыгравшую Тильтиля, погладил по головке. Он ее просто благословил... Правда, тогда Евгения Мельникова, тогда даже не обратила на это внимание. И только став уже актрисой и прочтя книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", пересмотрев все спектакли старого МХАТа, она поняла, что ее в то время коснулся художественный гений. Кино Потом была учеба в Государственном техникуме кинематографии. А по его окончанию в 1930 году Евгения Мельникова попала в штат "Мосфильма". В то время, правда, молодежь, главным образом, была занята на субботниках – киностудия переезжала с Житной на Потылиху. Евгении Мельниковой, конечно же, хотела сниматься. Тем более, что она уже успела поработать в немом кино, правда, в эпизодах. Была такая картина "Изящная жизнь". Главную роль советской милиционерши играла Жизнева, моряка-американца – Тенин, а Мельникова играла буфетчицу Лизу. Ее эпизод заключался в следующем: этот моряк - Тенин хотел ее поцеловать, а она, естественно, не могла такого стерпеть и ударила его по лицу. Это и была первая роль Мельниковой и в немом кино, и на экране вообще. "Летчики" Известный режиссер Райзман снимал фильм «Летчики», и все никак не мог подыскать актрису на главную роль. Пробовались почти все актрисы, какие тогда существовали. Неизвестно почему, но, как-то так случилось, что он обратил внимание на Евгению Мельникову, хотя по сценарию требовалась высокая стройная девушка с голубыми глазами. Мельникова явно не обладала такими данными. Но решили попробовать: актрису покрасили, постригли, сшили летный костюм, и… утвердили. Это было счастье! Евгения даже почувствовала себя летчицей, вошла в образ. А тут еще вдруг сказали, что нужно дать возможность взлететь... Ощутить, так сказать, полет... Ну что? Кроме как на велосипеде актриса, ни на чем не ездила! Ну, играла в баскетбол, волейбол... А тут – взлететь! Приехали на Ходынку, увидели знаменитый "У-2". После слов: "А теперь давайте прокатим Женю!", у Мельниковой в мыслях пронеслось: или роль, или смерть. Когда налетались, сели, вся съемочная группа: "Ну, как? Что там?" Оказывается, летчик делал в воздухе мертвые петли! "Цирк" После фильма "Летчики" актриса почувствовала успех, стала знаменитой и сразу же попала в поле зрения Александрова и Любови Орловой. Они готовились к съемкам киноленты "Цирк". В общем, актрису сняли для пробы, и этот кадр, где эксцентричная Раечка приходит к Марион Диксон и говорит: "Товарищ Диксон, кому вы писали это письмо? Не Скамейкину?" – как записали, так эта сцена и вошла в фильм. "Цирк" имел огромный успех, он популярен уже более 60 лет. К сожалению, Евгению Мельникову как летчицу признали, а как актрису цирка… увы! Несмотря на то, что она и на лошади скакала, и в пушку залезала. Любовь Орлова, с которой актриса подружилась во время съемок, как-то сказала: "Женечка, дорогая, имейте в виду, что я сыграла не свою роль". И что бы это значило? "Марион Диксон – не моя роль, – повторила Орлова. – Я собираюсь играть советских женщин, героинь". Тогда стало все понятно, что рядом с ней никому делать нечего. И, несмотря на добрые отношения, Мельникова не стала работать: Александров творил только для Орловой. Это была замечательная пара, влюбленная друг в друга и работающая только на себя. После такого успеха, такой популярности актриса получила приглашение от режиссера Юдина сняться в комедии "Девушка с характером", сценарий которой писался именно на нее. Она собиралась родить ребенка, и отказалась, сказав тогда: "Нет-нет. Что-нибудь одно: или кино, или ребенок. Вот семь лет подряд я снимаюсь, теперь надо позаботиться о другом". Актриса решила стать матерью. В тот период у нее было много предложений. Роу предлагал сыграть царевну Несмеяну, но она всем говорила: "Нет, нет и нет". Мамы, тети, бабушки А после войны Евгения Мельникова вернулась на экран уже в возрастных ролях. Ее героини ушли в далекое, в историю. Евгения Константиновна обрекла себя на неузнаваемость, очень рано перейдя на характерные и эпизодические роли. Сделала она это ради семьи, ради дочери. Актриса хорошо выглядела, моложе своих лет, но все же стала играть мам, теть, и даже бабушек! Один за другим вышли фильмы "Школа мужества", "Аттестат зрелости", "Первые радости", "Дело было в Пенькове", "Коллеги". Все роли были положительными, но однажды актрисе все-таки повезло. Она давно мечтала сыграть отрицательную героиню. В Театре киноактера был спектакль «Несущий в себе». И там был персонаж – некто Бодрухин, декан факультета. Актриса видела таких людей, знала их, чувствовала, как надо сыграть. После проб Евгения Мельникова была утверждена на эту роль не только в спектакле, но и в фильме «Жизнь сначала», который снимал Лев Рудник по этой пьесе. Актриса была очень довольна, что сыграла такую роль. Многие ее даже не узнавали – такая она там была... Евгению Мельникову, кстати, не узнали и в "Снежной королеве". Когда режиссер Казанский предложил ей роль Бабушки, она даже удивилась – все-таки еще не старая была. Ее всю обложили ватой, надели седой парик, очки, шапочку. Вроде бы и неплохо получилось. И пошли, поехали бабушки – старушки! Великолепная картина "Не хочу быть взрослой". И последняя интересная роль – Евгения Мельникова и мама для героини Натальи Варлей, и бабушка. Но там, конечно, главный человек – мальчик Кирилл Головко. Это было такое очарование. И замечательный режиссер Юрий Чулюкин, трагически погибший в Мозамбике. Он представлял на каком-то форуме советское кино. Весть о его смерти потрясла актрису. У нее остались очень светлые воспоминания и о нем, и о совместной работе. "Чтобы помнили" Евгения Мельникова оставила профессию в начале восьмидесятых годов. Но работа всегда оставалась при ней. Она много играла в Театре-студии киноактера, вела шефскую работу. А в последние годы актриса снималась для телепередачи «Чтобы помнили», рассказала о Сергее Столярове и многих замечательных советских актерах. Актриса все, что могла, сделала. Она так много отдала кино и сцене, ничего не требуя взамен. Фильмы и спектакли прошлых лет, в которых вместе с Евгенией Мельниковой блистали великие артисты, режиссеры. И еще долгие годы поколения российских зрителей будут с напряжением и надеждой следить за судьбой героев Евгении Мельниковой, радоваться и горевать вместе с ними, убеждаясь в том, что настоящее искусство вечно. Личная жизнь Муж Евгении Мельниковой, Анатолий Павлович, работал на "Мосфильме" вторым режиссером. Он поставил пять картин с Владимиром Басовым, затем помогал Сергею Бондарчуку ставить батальные сцены в фильме "Судьба человека". Надо заметить, что Евгении Мельниковой везло на встречи заметных фигур: царь Николай II, Станиславский, Шолохов... Картину "Судьба человека" сняли за год. Получили массу премий и призов. Но главное – удивили весь "Мосфильм". После этого фильма к Бондарчуку стали относиться совсем иначе. Большую роль в этом сыграл Шолохов, ему очень понравился материал. Решено было такое событие отметить. И двадцать четыре человека во главе с Бондарчуком и Шолоховым пришли в гости к Евгении Мельниковой. Квартира-то была только у них с мужем! Причем, Бондарчук помог переехать в новый дом на Мосфильмовскую улицу. И вот Евгения Константиновна принимает гостей. Раздвинули стол – бутылки, закуска, а она сидит на пылесосе, любуется Шолоховым - высокий лоб, короткие светлые волосы, хотя сам он был довольно маленького роста, но красивая голова! У Евгении Мельниковой выросла прекрасная дочь. Она кандидат филологических наук, преподает в МГУ на факультете журналистики. Она старший научный сотрудник кафедры зарубежной печати и литературы. Внук актрисы – Андрей Голованов – спортивный комментатор на ОРТ. Ушла из жизни великая актриса 10 сентября 2001 года, оставив несгладимый след в искусстве. Татьяна Новитченская Использованные материалы: |