Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1962 У твоего порога
|
МАРТЫНЮК Родился 03.03.1940, Оренбург Заслуженный артист РСФСР (1981) Детство Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену. Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену. ГИТИС Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться. Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило. На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут… Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. С тех пор он так там и работает. Дебют на экране В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино». Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч». Личная жизнь В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить. Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет. Знаменский Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей. Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал. С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина такого обожания. Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные. Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». Заложник образа Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски. Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»). А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен). Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут пятнадцать. 90-е годы Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...» В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени… Возвращение Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием. А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Замечательная актриса Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя – Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой. Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла… Игорь BIN Использованные материалы: |