Опросы
Авторизация
Фото альбом Фильмография:
|
МАМОНОВ Родился 14.04.1951, Москва Лауреат премии «Ника» в категории «Лучшая мужская роль» (2007, за
фильм «Остров») Детство Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве на Большом Каретном. Его феноменальный артистизм проявился еще в детском возрасте в довольно причудливых формах - из двух средних школ его выгнали за то, что он «устраивал цирк». Учеба, работа В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем, в 1979–1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владел английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий». Трудовая карьера складывалась традиционно для тех лет: грузчик, банщик и лифтер в Доме Литфонда. Музыкальное творчество Стихи и музыка в творчестве Петра Мамонова неразделимы. Вот и мы не станем разделять. Ведь истинный художник творит в единстве целый мир. Петр Мамонов всегда писал стихи, а песни начал с 1980 года. В 1983 году он собрал концептуально-экстравагантную рок-группу «Звуки Му». Обстоятельства происхождения загадочного названия группы Мамонов не в силах припомнить: «Просто как-то удачно ляпнул». Заметьте, ему уже было за 30, что отличает его от практически всех других советских рок-музыкантов, обычно, начинавших музыкальную карьеру в возрасте около 20 лет. Первый альбом «Zvuki Mu» был издан английским продюсером Brian Eno (работал с такими группами, как «7Talking heads», «Roxy Music», «U2») в 1988 году на «Land records» в Лондоне. Гастроли в Великобритании и Европе были организованны Opal Records, и два тура по США под патронажем Warner Brothers. Был огромный успех. Возвратившись в СССР, группа записала альбом «Транснадежность» и распалась. В России издано коло 20 альбомов. С 1991 года Мамонов выступал сольно. В 1991–1995 годах Петр Мамонов и Алексей Бортничук работали над проектом «Мамонов и Алексей». Они издали одноименный альбом. Алексей Павлов организует рэповую команду MD&C ПАVЛОV, Липницкий уходит в журналистику, а Павел Хотин пытается продолжать свои эксперименты в области авангарда и прогрессив-рока. В 1994 году Мамонов приглашает в «Звуки Му» знаменитого басиста Евгения Казанцева и барабанщика Юрия «Хэнка» Кистенева, которого в дальнейшем сменяет Андрей Надольский. В студийных условиях они пишут альбом «Грубый закат» и несколько инструментальных композиций. Летом 95 года в деревне он заканчивает работу над одним из самых сложных для восприятия альбомов – «Жизнь амфибий как она есть». К сожалению, после записи этот состав ЗВУКОВ расходится, так и не реализовав на сцене своей программы. Пётр Мамонов был скандально известен своим пристрастием к алкогольным напиткам, ярким подтверждением чему может являться песня «Звуков Му» «Бутылка водки». Олег Коврига, занимавшийся выпуском альбомов и, частично, менеджментом «Звуков Му», вспоминал в 2006 году: «Я не могу сказать, что байки о Петином алкоголизме «сильно преувеличены», по количеству организованных квартирников и выпитого на них алкоголя мы с Петей были явными чемпионами города Москвы». При этом у Мамонова был свой сценический образ – такого юродивого протестанта. В фильме Марины Любаковой, рассказывающей о группе «Звуки Му», Мамонов и его коллеги отрекаются от своего прошлого, как будто занимались чем-то нечестивым и ужасным. «Я к своему прошлому действительно плохо отношусь, - признается Петр Мамонов» - Потому что вел тогда скотоподобный образ жизни. А музыка – это просто талант, который мне Бог дал. Все говорят: Пушкин, Пушкин… А покажите мне мать, которая хотела бы, чтобы ее сын прожил жизнь так, как прожил ее Пушкин. Гением своим, что от Бога, он хорошо распорядился. А вот жизнью…» Театральное творчество В 1992 году Петр ставит музыкальные шоу-спектакли и выступает на сцене драматического театра имени К.С. Станиславского. Среди его работ: «Лысый брюнет» (1991), «Полковнику никто не пишет» (1995), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1997). Спектакли принимали участие в международных фестивалях Европы и Америки. 27 ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль «Шоколадный Пушкин» - в «Клубе на Брестской» в рамках программы «Русский стиль», представляющей творческие вечера мэтров российского искусства. А уже в марте 2004 года состоялась премьера «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева». «Балет» - так называется новый спектакль Петра Мамонова, Творческого объединения «СВОИ» и артгруппы «Слепые». Кино. Начало актерского пути Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Р. Нугманова «Игла». Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но, тем не менее, запомнился зрителям. В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина «Такси блюз», рассказывающая о том, как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей - практичного таксиста (Петр Зайченко) и безвольного спившегося музыканта Селиверстова (Петр Мамонов). Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую пальмовую ветвь лучшую режиссуру. Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама Хамдамова «Аnna Karamazoff» (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова «Нога» (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в стороне от широкого зрителя. Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса «Терра инкогнита» и фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло» (ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки). «Мамонов – отшельник?» В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации, переехав в деревню Ефаново Верейского района Московской области. В свой деревенский дом недалеко от Вереи. Почему? В 45 лет Мамонов пережил «личный конец света». Он потерял интерес к жизни. «Вроде все есть - жена у меня любимая, дети прекрасные, родители хорошие, работа замечательная, свободное время, полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся в то, что мне незачем стало жить. И кайфы не помогли. Обкуривался, опивался и упирался в стенку. Для тупых или «спящих» это, может, и нормально. Для меня оказалось пустотой...», - делился Мамонов. Двоюродный брат Петра - строитель предложил взять участочек в строящимся поселке. Сначала Мамонов отказался. А потом приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и сказал: «Вот, я здесь и останусь». «Я себе такой мавзолей построил. Когда в деревню приехали, я дом 15 х 13 фундаментом заложил, пальцы гнул. И вот только теперь этот двухэтажный дом построили. Думаю: ну и чего? 600 квадратных метров камня. И что я, сумасшедший, чтобы в таком количестве камня жить? Детям всего этого не надо. «Было бы здоровье, остальное купим» – не надо. А одному мне, дураку такому, махина эдакая не нужна. Вот и трудности. Сами себе громоздим трудности. Денежки правят миром. Поэтому хочется отгородиться не от людей, а вот от этого зомбирования. Я всю жизнь свою старался так построить, чтобы быть полностью независимым. Сейчас в свой деревенский дом, где живу, куплю ветряк, на крышу солнечную батарею поставлю, чтобы вообще отрезать эти электрические провода и не зависеть от этого «демократического общества и либеральных ценностей». «Ко мне вера пришла поздно в 45 лет, до этого я метался, гонялся, водку пил, то, се, да тем более еще с талантом – это, знаете, метет, аж прямо туда-сюда. Потом вдруг – как обухом. Вера – это всегда дар Божий, это не натужишь и поверишь, там не бывает. Пошло дело потихоньку. Уже 11 лет, как я в этом». Так Петр Мамонов стал православным христианином, полностью отказался от употребления алкоголя и марихуаны. На краю смерти В 2003 году музыкант попал в больницу. О причинах госпитализации ничего не сообщалось. Но они были понятны. Все надеялись, что Петр Николаевич справится с болезнью и снова сможет работать. Но положение оказалось гораздо серьезнее. Он пережил кому, реанимацию, возвращался к жизни и снова был на грани. «Пыль» Возвращение удивительного, ни на кого непохожего актера на большой экран состоялось в 2005 году. Молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину «Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. В нем приняло участие большое количество известных персонажей, и Мамонов был единственным актером-профессионалом в фильме. Фильм рассказывает о том, что будущего нет. По крайней мере, нет никакого объективного будущего, так же как нет толком никакой объективной реальности: «Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста, И больше нет ничего - все находится в нас...». Круг замыкается, все остается, как есть, и, тем не менее: «Перемен требуют наши сердца...». Герой - даже не герой, и его желания - тупость, но его сердце и пульсация вен, тем не менее, чего-то требуют, заставляют куда-то бежать, к чему-то стремиться. А это и есть жизнь. Желание перестать быть пылинкой, сором, полным ничтожеством - это и есть желание перемен. «Остров» в жизни Мамонова У каждого актера должен быть свой режиссер. У Петра Мамонова он есть. Уже тогда, в 1990 году, роль в «Такси-Блюз» Павла Лунгина принесла Мамонову грандиозный успех. Актер даже номинировался на «Нику», но уступил пальму первенства Иннокентию Смоктуновскому. В 2006 году Мамонов вновь снялся у Лунгина – в драме «Остров». В фильме Мамонов получил роль главного героя - старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства. После предложения актер поспешил к своему духовному отцу – сельскому батюшки. Актера мучил вопрос - как он будет играть практически святого, если им не является? На что батюшка ему ответил: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!» Петр Мамонов рассказывает: «Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников. Монастырь - декорации, а вот кочегарка - реальный домик, стоит прямо на костях, на том месте, откуда немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел. <…> Трудная работа на ветрах, но счастье, когда люди, разные совершенно и по убеждениям, и по духу, и по жизни, и по всему, вдруг объединились (Божий промысел), шелуха вся с них слетела - и мы стали снимать что-то совсем не то, что мы придумали заранее. Там вот эти 40 дней – это было сплошное счастье. Думаешь, вот сейчас придет Витя Сухоруков, посидим, чайку попьем, поговорим о чем-нибудь интересном, даже водку не хотелось пить. Бывало, всю ночь не спали, думали, что и как снимать. Разложим все по полочкам, предложим, а режиссер не согласен. Мы вообще-то пешки, кино делает сценарий и режиссер…» На первый взгляд, многим кажется, что картина несколько автобиографична. «А это всегда так говорят, когда роль удается. Говорят, что актер сыграл себя. Что это значит? Попробуйте-ка сыграть себя! Просто я, как сейчас выражаются, в теме. Я верю в Господа, стараюсь изменить жизнь свою, падаю, спотыкаюсь, опять встаю, опять падаю тысячу раз на день. Но для меня другого пути нет уже, я человек взрослый, мне 55 лет. Для меня уже шансов нет, уже все, я в это сто процентов верю. Это что, мне сказать: «Нет, все это чушь, выдумки, сказки, Бога нет, давай я обратно буду жить»? Конечно, нет, когда я знаю опытно, что есть Господь, как он помогает, я уже испытал на себе помощь Божью, благодатные его силы и прочее», - объясняет Петр Николаевич. Да, все роли Мамонова обозначают перемены в его внутренней жизни, как и у любого другого актера в той или иной степени. «В христианстве есть много святых, которые были грешниками. И именно грех служил толчком, чтобы уйти из мира. Человек изменяется, слава Богу. Он может преобразиться. В этом смысл «Острова», и его он передает прекрасно», - говорил Мамонов. В этой картине Мамонов, действительно, раскрылся. Помог ему в этом, прежде всего, Павел Лунгин: не раствориться в актере, а позволить актеру самому раствориться в своей роли. Картину высоко оценили и зрители и специалисты. Целый год без оценки, картина с небольшим бюджетом и полным отсутствием спецэффектов вдруг собрала в кинопрокате более 2 млн. долларов, а у телеэкранов, когда ее показывали по каналу «Россия», - 41% зрителей (рейтинг чуть меньше, чем у новогоднего поздравления президента). Картина оказалась абсолютной рекордсменкой за всю историю премии «Ника». 23 марта 2007 года в двадцатый раз прошло вручение этой престижной премии в столичном театре Российской армии. Мамонов стал лауреатом премии «Ника» в категории «Лучшая мужская роль». Помимо этого «Остров» был признан российскими киноакадемиками фильмом года, а в общей сложности картина получила шесть «Ник». И это помимо других престижных премий: «Золотой орел», «Белый слон», премия фестиваля российского кино «Московская премьера», премия фестиваля российского кино во французском городе Онфле… Сам актер ко всему этому относится более чем спокойно. На мероприятие, проходившее в первом павильоне «Мосфильма», за своим «Орлом» Лучший актер года Мамонов явился в затрапезной кофте и потертых джинсах. В момент вручения вместо торжественных слов он поблагодарил вскормивший его народ и Бога и разразился ошарашившей всех речью о России и речью в адрес современного отечественного кино: «Как-то я не туда попал, не мое это… - начал, оглядев зал, Мамонов, - здесь я не могу помолиться. Меня вот перед церемонией в коридоре окружили - все так восхищаются, устроили мне какое-то идолопоклонство… А я вот хочу сказать, пусть Паша на меня не обижается: вот какое-то кинцо - и вся страна рыдает! А когда человек умирает, Андрюша Жегалов (оператор фильма «Остров») умер…». Говоря же о своей работе в фильме, Петр Николаевич отмечает: «Я просто доволен, что вышел такой простой и чистый фильм. Не нужно пафоса, проще надо быть». Ни успех, ни слава его не смущает, он легко в этом признается: ««Остров» - очень удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз, и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь». Елизавета Самышева Использованные материалы: |