Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Малкина Лилиана _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

Веселые истории
о Лиле Малкиной

МАЛКИНА
Лилиана Соломоновна
(сценическое имя - Лиля)

14.07.1938, Таллин, Эстония

Лауреат Приза фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в Архангельске за лучшую роль второго плана (2002, за роль в сериале "По имени Барон")

Детство

Лилиана Малкина родилась 14 июля 1938 года в Таллине. В детства она очень любила балет. Но для осуществления мечты стать балериной было одно серьезное препятствие – природная полнота. В хореографическое училище ее, семилетнюю девочку, взяли с условием обязательно похудеть. Увы, ей это не удалось, и спустя пять с половиной лет Лилю отчислили.

А еще девочка мечтала стать… клоуном. Но как им стать, если в Таллине не было цирка?! И с этой мечтой пришлось распрощаться. И тогда Лилиана занялась спортом. Девушка показывала неплохие результаты в волейболе, метании диска, прыжках в высоту…

Амплуа

Увлечение кино и театром началось у Лилианы также в детские годы. Как-то в семь лет она впервые увидела фильм «Золушка». Именно там она впервые увидела великую Фаину Раневскую в роли мачехи. Восхищенная девочка тогда заметила, что будет играть, как эта тетенька…

По окончании школы Лилиана Малкина поступила в Ленинградский Театральный институт имени А.Н. Островского. Уже тогда определилось ее амплуа. Лилиана была полной девушкой со смешной внешностью, низким голосом и редкими зубами. С такими характеристиками нечего рассчитывать на роли лирических героинь. Так Лилиана Малкина стала характерной, комедийной актрисой, как ее кумир Фаина Раневская.

60-е годы. Театр

В 1960 году Лилиана Малкина окончила театральный институт, была принята в Таллиннский русский драматический театр. На сцене этого театра она сыграла роль, которую впоследствии назвала в числе своих самых любимых, - художницу Ви Тоболт в спектакле «Орфей спускается в ад» Теннеси Уильямса.

Однако в Таллиннском драмтеатре актриса долго не задержалась. В 1964 году Лилиана перешла в Ленинградский Театр драмы и комедии «На Литейном». Наиболее заметной ее работой здесь была роль министра финансов в «Тележке с яблоками» Бернарда Шоу. Затем с 1966 по 1967 год работала в Ленинградской областной филармонии.

Наконец в 1968 году актрису приняли в труппу московского Потешного театра «Скоморох», которым руководил Геннадий Иванович Юденич. Об этом театре стоит рассказать отдельно. Спектакли «Скомороха» были синтезом маскарада, эстрады, клоунады и драматического искусства. Начальству этот «антисоветский» театр пришелся не по душе, и труппе пришлось не легко, но Лилиана Соломоновна вспоминает о том времени с огромным удовольствием: «Нас гоняли, Фурцева выслала нас в Иркутск, где мы были полгода. Потом уехали в Гомель, откуда нас выгнали в Минск. Из Минска мы опять приехали в Москву. Это было замечательно…<...> Где мы только не были, куда нас только не кидала судьба! Кто-то давал нам зал Дома Пионеров на Птичьем рынке, кто-то помогал деньгами… Но нам было все очень интересно, мы были молодые и веселые…»

Дебют в кино

В кино Лилиана (или как ее все звали Лиля) Малкина дебютировала довольно поздно. Ей было уже тридцать лет, когда режиссер Ролан Быков пригласил ее на роль… бабушки (!) в свою комедию «Внимание, черепаха!»

Произошло это после того, как распался театр «Скоморох». Полтруппы поехали в Ленинград, показываться в различные театры, а другая половина (а среди них и Малкина) осталась в Москве. Актеры выступили со спектаклем в учебном театре одного из институтов, а после выступления к Малкиной подошел Ролан Быков. Режиссер попросил Лилю спеть песню «Орлята учатся летать». Она спела, и Быков сказал ей: «Все, будешь у меня сниматься в роли учительницы пения». Лилиана не поверила и уехала в Таллин. Там ее и настигла телеграмма с вызовом на фильм «Внимание, черепаха!». Правда, совсем на другую роль.

С возрастной ролью тридцатилетняя актриса справилась великолепно. Всем запомнилась ее боевая спортивная бабушка. И это при том, что роль была совсем не главной.

Фильм был высоко оценен, – на Московском кинофестивале он получил Главный приз в разделе детских фильмов. Но главное - он завоевал всенародную любовь, и до сих пор пользуется у зрителей популярностью.

Королева эпизода

После успеха в комедии «Внимание, черепаха!» Лиля Малкина снялась в небольшой роли таперши в детском приключенческом фильме «Хуторок в степи», а затем исчезла с экранов на целых семь лет. В это время она играла в московском Театре драмы и комедии на Таганке (1970-1971 годы) и в ленинградском театре Комедии имени Н.П. Акимова (1972-1980 годы).

Возвращение в кино состоялось в 1977 году. Сергей Бондарчук, приступая к картине «Степь» по одноименной повести А.П. Чехова, долгое время не мог определиться с исполнительницей роли еврейки Розы. После того, как была перепробована уже добрая сотня актрис, и возникла кандидатура Малкиной. А предложил ее актер Григорий Ронинсон, хорошо знавший Лилю.

Актриса признается: «Я поначалу очень боялась Бондарчука. Все говорили, что он неинтересный режиссер, постоянно орет и так далее. Все оказалось совсем наоборот. Он показал себя очень интеллигентным режиссером, с ним было абсолютно спокойно и легко».

В дальнейшем Лиля Малкина снималась в кино не очень часто, исполняя, как правило, небольшие характерные роли. Сама актриса к этому относится философски и с долей самоиронии: «А кто бы мне дал главную роль? Я же толстая и смешная…» Зато какие это были роли! Ее персонажи неизменно вызывали восторг у зрителей. Это и разбойница Фрида в мюзикле Евгения Гинзбурга «Остров погибших корабле», и профессорша Побияхо в историческом сериале Леонида Белозоровича «Белые одежды», и старая монахиня в мюзикле Евгения Гинзбурга «Руанская дева по прозвищу пышка» (по рассказам Ги де Мопасана).

Роль монашки стала для Лили Малкиной большой неожиданностью. Ей, обладавшей хулиганским характером (в хорошем смысле этого слова), и роли доставались соответствующие. И вдруг – монашка! Когда Евгений Гинзбург предложил ей сыграть этот персонаж, она безумно удивилась. Но режиссер объяснил: «Знаешь что, у моей монашки должен быть блядский глаз!»

Хулиганка и матерщинница

Хулиганство – было и остается любимой манерой игры Лили Малкиной. Абсолютно раскрепощенная, некомплексующая по поводу своей внешности, обладающая гениальным чувством комичного, она легко и непринужденно входила в свои роли.

В жизни Лиля Малкина совершенно такая же. Коллеги назвали ее «королевой мата». Она признается: «Я действительно материлась, матерюсь, да так и умру, наверное, с матом и сигаретой в руке. Но если бы этот мат был злым, все было бы иначе. Он у меня как междометие, поэтому все смеются, когда я матерюсь».

Тем не менее, непокладистую актрису, матерщинницу и правдорубку не каждый из режиссеров готов был терпеть у себя в труппе, вот и приходилось Лиле менять театры. В 1980 году она перешла в театр имени Ленсовета, а в 1984 - стала актрисой Ленинградского государственного театра «Эксперимент».

Зато Лилю Малкину всегда любили друзья и коллеги. Её приняли в свой дом такие великие женщины как Фаина Раневская, Анна Лисянская и Татьяна Окуневская, характеры которых были тоже не из легких.

Отъезд в Чехию

В 1992 году Лиля Малкина решила покинуть Россию. Своим новым местом жительства она избрала Прагу. Почему она решилась на такой шаг? Актриса рассказывает, что отъезд был вызван целым рядом причин: «Тем, что моя семья (прим. – сестра с племянником) уехала в Израиль, тем, что мне надоел антисемитизм, мне надоело ходить за визами, мне надоело играть – я как-то себя исчерпала. И еще причины личного характера».

В Прагу Лиля Малкина уехала одна – к тому времени она была уже разведена (актриса была замужем за Александром Векслиным – заведующим постановочной частью в театре «Эксперимент»), детей у нее не было. Уезжая, она была уверена, что с актерской деятельностью покончено раз и навсегда. «Получу пенсию, пойду билетером в театр», - думала актриса. Но все повернулось иначе.

Работа за рубежом и в России

Сразу же после приезда Малкина попала в актерскую агентуру, и вскоре ее утвердили на небольшую роль во французском фильме «Джорджино». Затем последовало приглашение в театр на роль свахи Енте в мюзикле по Шолом-Алейхему «Скрипач на крыше». Неожиданно для себя Лиля Малкина в шестьдесят лет стала звездой пражской сцены. Посыпались приглашения от антреприз и кинорежиссеров.

В 1995 году Лиля Малкина сыграла роль тёти Тамары в трагикомедии Яна Сверака «Коля». В 1997 году картина была удостоена высшей награды - «Оскара» за лучший иноязычный фильм. К слову сказать, Малкина появилась в ней всего на несколько минут – с сигаретой в руке и своим непременным матом. Однако образ «русской бабушки» пришелся по душе чешским зрителям, к слову сказать, не отличающимся особой любовью ко всему русскому.

Актриса стала необыкновенно востребованной. В последующие годы она снималась в картинах чешских, шведских, датских, немецких, французских кинорежиссеров...

В 2002 году о Лиле Малкиной вспомнили и в России. После долгого перерыва она вновь появилась на отечественном экране. Режиссер Дмитрий Светозаров пригласил ее на роль Этель, сестру главного героя в сериал «По имени Барон». Эта работа принесла ей приз фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в Архангельске за лучшую роль второго плана.

В 2004 году Дмитрий Светозаров, восхищенный игрой актрисы, вновь пригласил ее в свой новый сериал – «Три цвета любви» (первоначальное название – «Семидесятники») на роль тетки Карпинского.

P.S.
Актриса по-прежнему живет в Праге. Она говорит, что уже давно освоилась здесь, Прага напоминает ей ее родной Таллин…

Использованные материалы:
Сергей Капков "Любимые комики" стр. 274-299 Лилиана Малкина (Москва. Эксмо, 2005);
Сергей Капков. Краткая биография Лилианы Малкиной на сайте Характерные актеры http://actors.km.ru ;
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
фото из архива Пражского театра На Фидловачке