Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1941 Цветные киноновеллы |
ЛЮБИМОВ Родился 30.09.1917, Данилов, Ярославская обл. Народный артист России (1992) Корни Дед Юрия Любимова по отцовской линии - бывший крепостной, освобожденный по реформе 1861 года. По источникам он отличался суровым нравом, был набожным, трудолюбивым, хорошим семьянином и уважаемым на селе человеком, создавшим в деревне Абрамцево под Ярославлем крепкое хозяйство. Отец Юрия Любимова – Петр Захарович вопреки воле родителей женился на девушке, которая на половину была цыганкой. Он переехал с женой в Ярославль, устроился в торговую фирму. Там, в Ярославле, 30 сентября 1917 года и родился Юрий Любимов. Он был третьим ребенком в семье. Детство В 1922 году вся семья переехала в Москву. Это было время НЭПа и Петр Захарович занялся бизнесом, держал магазин в Охотном ряду. А мама Юрия Любимова работала учительницей. Родители уделяли большое внимание воспитанию сына. К тому же Петр Захарович был страстным библиофилом и собрал хорошую библиотеку. Когда в стране начались репрессии, попал под них и отец Юрия Любимова. «Отца забирали два раза, - рассказывал Юрий Петрович. - Не по политике, за деньги. Денег хотели и называли ему суммы, которых у него нет. Он коммерсант был. Охотнорядец. Магазин имел. Потом их в газетах называли: «лишенец». И я вынужден был не в десятилетку идти, а в рабочие». Досталось и деду Юрия – его раскулачили, после чего он тоже приехал в Москву. В те годы многие отказывались от своих родных. В семье Юрия Любимова таких не было. Носили передачи в тюрьму, терпели положение «лишенцев», но друг друга не предали. Юрию пришлось бросить школу и поступить в электромеханический техникум. Он рано проявил свой характер – работал, учился, отстаивал себя на улице среди таганской шпаны и ворья. Однажды его избили на улице, приняв за другого. Выбили два зуба, рассекли голову. Он отбился, а на следующий день, взяв у друга финку и однозарядный пистолет, вернулся. К счастью, до новых разборок дело не дошло. Его стали уважать и больше не трогали… Начало актерской карьеры В 1934 году Юрий поступил в студию при МХАТе 2-м. Спустя год новоявленный актер сыграл на сцене свою первую пусть и эпизодическую роль в спектакле «Мольба о жизни». В 1936 году студия и театр в русле начавшейся кампании по борьбе с формализмом были закрыты. Любимов перевелся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. В период учебы он сыграл роли в спектаклях: «Много шума из ничего» (Клавдио), «Человек с ружьем» (связист), «Принцесса Турандот» (Мудрец), «Путь к победе» (офицер), «Соломенная шляпка» (Феликс). А дипломной работой выпускника стала роль Пекаря в спектакле «Мещане» по одноименному произведению М.Горького. В 1939 году Юрий Любимов окончил Театральное училище и был принят в труппу Государственного академического Театра им. Вахтангова. Годы войны В 1941 году Юрий Любимов был призван в армию. Службу он проходил в ансамбле песни и пляски НКВД. Впрочем, ансамбль ансамблем, а порядки там были настоящие – армейские. И дедовщина тоже присутствовала. Но Юрий, прошедший школу улицы в обиду себя не дал. Он вспоминал: «Шутки там грубые. Стоим в очереди в столовой, голова стрижена, и вдруг тебе как по голове пять ложек врежут: угадай, кто врезал. Пять ложек по черепушке - это, извините... Я повернулся и сразу в скулу как следует. И все от меня отстали…» Вскоре грянула Великая Отечественная война. Юрий Любимов вместе с другими артистами ансамбля выезжал на передовую по время, выступал перед бойцами. В годы войны состоялись и первые работы Юрия Любимова в кино. Дебютировал он в 1941 году главной ролью Принца-свинопаса в альманахе «Цветные киноновеллы» (новелла «Свинопас»). Затем сыграл главную роль начальника штаба Михаила Масленникова в военной драме Александра Столпера «Дни и ночи». Вскоре после войны вышла комедия Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство», в которой Любимов исполнил роль французского лётчика лейтенанта Жака Ля-Рошеля. Критики тогда писали о нем: «…понравился Любимов. Это актёр, который очень мягко играет француза, с тонким юмором…» Театр Вахтангова В 1946 году Юрий Любимов, демобилизовавшись, вернулся в труппу Театра им. Вахтангова. Он начинает интенсивно работать и очень скоро становится ведущим актером труппы, получает заслуженное признание. Среди первых работ актера на этой сцене: Олег Кошевой в спектакле «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева, Крис в спектакле «Все мои сыновья», Шубин в спектакле «Накануне» по роману Тургенева. Затем были: Марк Пино в «Заговоре обреченных», Робин в «Миссурийском вальсе», Кирилл Извеков в «Первых радостях», Анжельрас в «Отверженных» и другие работы. В 1952 году Любимов был введен на роль Бенедикта в спектакль «Много шума из ничего», который шел на сцене Театра им. Вахтангова уже давно. Сам Юрий Петрович признавался, что эту роль он играл с большим удовольствием, найдя здесь интересные для него драматургические принципы: монтаж, соединение коротких сцен, сами стыки которых высекали художественный смысл. Среди других наиболее заметных работ актера на сцене Театра им. Вахтангова в 50-е годы стоит, прежде всего, отметить: Валентина в «Двух веронцах» Шекспира (премьера 1952 года), Треплева в чеховской «Чайке» (1954), Ромео в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта»(1956), Ганю Иволгина в «Идиоте» Достоевского (1958), Моцарта в «Маленьких трагедиях» Пушкина (1959), Виктора Бойцова в «Иркутской истории» Арбузова (1959). Здесь же в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Помимо актерской и режиссерской деятельности Юрий Петрович с 1953 года преподавал в училище имени Щукина. Кино. 50-е годы В отличие от театра в кино работы у Юрия Любимова было гораздо меньше. Не то, чтобы не приглашали, просто сам он всегда предпочитал съемочной площадке театральные подмостки. Основная часть киноработ Любимова пришлась на 50-е годы. Его героями в тот период становились: врач Фролов в биографической ленте «Белинский», корреспондент Блейк в картине «Прощай, Америка!», Даргомыжский в биографическом фильме «Композитор Глинка», Тятин Степан в драме «Егор Булычов и другие», граф Зефиров в музыкальной комедии-водевиле «На подмостках сцены», декан факультета Алексей Иванович Бойков в фильме «Город зажигает огни», Петр Петрович Бабурин в фильме «Человек с планеты Земля». Таганка В 1963 году Юрий Любимов поставил на сцене учебного театра Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. Роли в нем сыграли студенты. Эту постановку по праву считают выдающимся явлением в театральной жизни Москвы начала 60-х, поскольку она явно выходила за рамки господствующего соцреализма. И хотя в стране еще стояла, так называемая, политическая «оттепель», спектакль вполне могли закрыть. Помешали этому влиятельные люди, вступившиеся за спектакль (Константин Симонов, например, написал в газете «Правда» статью в его поддержку), а также триумфальный успех данной постановки. В результате Любимову предложили возглавить Театр драмы и комедии. Театр находился на Таганской площади и влачил поистине жалкое существование. Вот такая почетная ссылка. За новую работу Любимов принялся, засучив рукава. Он смог добиться, чтобы в труппу были приняты студенты из Щукинского училища, а также полного изменения репертуара. Наконец 23 апреля 1964 года спектаклем «Добрый человек из Сезуана» открылся новый театр, который был назван просто: «Театр на Таганке». Очень скоро Театр на Таганке становится одним из ведущих столичных театров, отличающийся смелой гражданской позицией, духом свободы. В первые годы жизни в репертуаре ведущее место занимали драматические спектакли, поставленные по поэтическим произведениям. Среди них: «Антимиры» (по поэзии А. Вознесенского), «Павшие и живые» (по стихам поэтов военного и послевоенного поколений), «Послушайте, Маяковский!» (по поэзии В. Маяковского). В 70-е годы Любимов обращается к классике и произведениям современников. Он ставит: «Что делать?» по Н. Чернышевскому (1970), «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1971), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (1977), «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1979) и другие спектакли. В 1983 году спектакль «Преступление и наказание» был показан в Лондоне и удостоен престижной премии Evening Standard. Своеобразной «энциклопедией» Театра на Таганке стал спектакль «Товарищ, верь.», поставленный в 1973 году по произведениям А.С.Пушкина. Здесь было все: стихи и проза, художественная литература и документы, песни и эпизоды пьесы. Любимов выстраивал целостную, системную модель мира. Опера Успешно работал Юрий Любимов и в качестве режиссера оперного театра. Его первым опытом на этом поприще стала постановка оперы Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви», которую Любимов осуществил в 1975 году на сцене знаменитой итальянской «Ла Скалы». В 1979 году в той же «Ла Скале» была поставлена опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, а в 1981 году - «Хованщина» М. Мусоргского Эмиграция Начало 80-х выдалось для Юрия Петровича Любимова тяжелым. Сначала ушел из жизни выдающийся поэт и актер Владимир Высоцкий, много лет проработавший в Таганке. Любимов осуществляет в его память постановку поэтического спектакля, который так и называет – «Владимир Высоцкий». Однако спектакль, однократно вышедший в годовщину смерти, затем был запрещен властями. Зрители смогли увидеть его лишь спустя шесть лет. Была запрещена и другая блестящая постановка Любимова - пушкинский «Борис Годунов» (1982), остановлены репетиции булгаковского «Театрального романа». В 1984 году, когда Юрий Петрович, находясь в Лондоне, узнал, что его лишили гражданства. Любимову представили Указа Президиума Верховного Совета СССР за подписью Черненко и предложили срочно сдать советский паспорт. Причина изгнания была предельно ясна: активная гражданская позиция Любимова, идущая вразрез с политикой советского государства. А поводом стало участие в организации похорон Высоцкого, которые власти хотели провести незаметно. Позже Юрий Петрович напишет: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твердо довел до моего сведения указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался». Запад принял Любимова с восторгом. После лишения гражданства Юрий Петрович очень активно работал за рубежом: в Израиле, Франции, Италии, Германии, Англии, Австрии, США, Финляндии и других странах. Его постановкам, как драматическим так и оперным, неизменно сопутствовал шумный успех. Любимов поставил: «Риголетто» Верди в Театре Коммунале (1984, Флоренция, Италия), «Преступление и наказание» Достоевского в Академическом театре (1984, Вена, Австрия), «Пир во время чумы» Пушкина в Арена дель Соле (1985, Болонья, Италия), «Бесы» Достоевского в Театре Альмида (1985, Лондон, Великобритания), «Страсти по Матфею» в Театре «Ла Скала» (1985), «Ревизскую сказку» по Гоголю в Бургтеатре (1986, Вена, Австрия), «Мастера и Маргариту» в Оперном театре (1986, Карлсруэ, Германия), «Пир во время чумы» Пушкина в Королевском Драматическом театре, (1986, Стокгольм, Швеция), «Евгения Онегина» в Штатсопер (1987, Бонн, Германия), «Лулу» Берга в Лирик-опера (1987, Чикаго, США), «Добрый человек из Сезуана» Брехта в Театре «Габима» (1988, Тель-Авив, Израиль), «Золото Рейна» Вагнера в Ковент-Гарден (1988, Лондон, Великобритания), «Гамлет» Шекспира в Театре Хэймаркет (1989, Лестер, Великобритания) и еще очень много других спектаклей на сценах Европы и США. Не случайно газеты Запада писали: «Мы облагодетельствованы его изгнанием!» Возвращение В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и его встретили как победителя. А спустя год - 23 мая 1989 года – Юрию Петровичу было восстановлено гражданство. Он вновь приступил к работе в Театре на Таганке, поставив «Пир во время чумы» Пушкина и «Дочь, отец и гитарист» (пантомима с песнями Бориса Окуджавы). Спустя год зрители увидели еще одну постановку Любимова - «Самоубийца» Н. Эрдмана. Однако на этом злоключения Любимова не закончились. Вскоре в Театре на Таганке вспыхнул конфликт. Труппа раскололась на два лагеря. Часть актеров во главе с Николаем Губенко ушли, создав театр «Содружество актёров Таганки», который разместился в новом здании Театра на Таганке. Любимов остался со своими сторонниками в старом здании на Земляном Валу. Под руководством Любимова в Театре на Таганке в 90-е годы были поставлены: «Электра» Софокла (1992), «Живаго» Пастернака (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Подросток» Достоевского (1996), «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Достоевскому (1997), «Марат и Маркиз де Сад» Вайса (1998), «Шарашка» по Солженицыну (1998). Продолжал Юрий Перович работать и за рубежом. Так в германском Штатсопер им были осуществлены постановки: «Енуфа» Л. Яначека (1993), «Пиковая дама» П. Чайковского (1996), «Набукко» Дж. Верди (1997). В новом веке Новый век принес театралам новые интересные постановки: бриколаж по стихам поэтов Серебряного века «До и после» (2004), свободная фантазия на тему произведений Ницше, Кафки, Беккета, Джойса «Суф(ф)ле» (2005), «Антигона» Софокла (2006), «Горе от ума - Горе уму - Горе ума» по – Грибоедову (2007), «Замок» по Кафке (2008), «Арабески» по Гоголю (2009), «Сказки» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса (2009). В июне 2011 году на гастролях в Чехии между Юрием Любимовым и актерами театра возник конфликт. Вернувшись в Москву, Юрий Петрович подал в отставку, и 6 июля Департамент культуры Москвы принял эту отставку, освободив Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Несмотря на возраст, Юрий Любимов продолжил работу, и в 2012 году на сцене Театра им. Вахтангова представил свою новую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского. Спектакль был встречен с восторгом и зрителями и прессой. «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», - писала «Российская газета». Личная жизнь Юрий Петрович много лет женат на венгерской журналистке и переводчице Каталин Кунц (в замужестве Любимова). У супругов общий сын Петр. В октябре 2012 года Юрий Любимов был госпитализирован в московскую городскую клиническую больницу № 23 с сердечным приступом. Врачи провели курс интенсивной терапии, но это не помогло, и Любимов 30 октября впал в кому. К счастью, уже 31 октября пришло сообщение, что Юрий Петрович вышел из комы. Борьба за жизнь и здоровье великого Мастера продолжается. Игорь BIN Использованные материалы: |