Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Любимов Юрий_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1941 Цветные киноновеллы
1944 Поединок
1944 Дни и ночи
1946 Наше сердце
1946 Беспокойное хозяйство
1947 Робинзон Крузо
1947 Мальчик с окраины
1947 Голубые дороги
1948 Три встречи
1948 Мичурин
1949 Кубанские казаки
1951 Прощай, Америка!
1951 Белинский
1952 Композитор Глинка
1953 Егор Булычов и другие
1956 На подмостках сцены
1956 Много шума из ничего
1958 Человек с планеты Земля
1958 Город зажигает огни
1963 Каин XVIII
1970 Хуторок в степи
1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера - фильм-спектакль
1989 Валерий Золотухин. В свободное от работы время - короткометражный
2002 Шарашка - фильм-спектакль

ЛЮБИМОВ
Юрий Петрович

Родился 30.09.1917, Данилов, Ярославская обл.

Народный артист России (1992)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1952, за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие»)
Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда театра» (2008)
Лауреат премии «Фонда Ролана Быкова» (2008)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1977)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997)
Командор ордена искусств и литературы (2002, Франция)
Великий офицер ордена «Звезда итальянской солидарности» (2003)
Кавалер ордена Заслуги Республики (2004, Польша)
Кавалер ордена Полярной звезды (2004, Швеция)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007)
Кавалер ордена Восходящего солнца (2007, Япония).
Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Корни

Дед Юрия Любимова по отцовской линии - бывший крепостной, освобожденный по реформе 1861 года. По источникам он отличался суровым нравом, был набожным, трудолюбивым, хорошим семьянином и уважаемым на селе человеком, создавшим в деревне Абрамцево под Ярославлем крепкое хозяйство.

Отец Юрия Любимова – Петр Захарович вопреки воле родителей женился на девушке, которая на половину была цыганкой. Он переехал с женой в Ярославль, устроился в торговую фирму. Там, в Ярославле, 30 сентября 1917 года и родился Юрий Любимов. Он был третьим ребенком в семье.

Детство

В 1922 году вся семья переехала в Москву. Это было время НЭПа и Петр Захарович занялся бизнесом, держал магазин в Охотном ряду. А мама Юрия Любимова работала учительницей. Родители уделяли большое внимание воспитанию сына. К тому же Петр Захарович был страстным библиофилом и собрал хорошую библиотеку.

Когда в стране начались репрессии, попал под них и отец Юрия Любимова. «Отца забирали два раза, - рассказывал Юрий Петрович. - Не по политике, за деньги. Денег хотели и называли ему суммы, которых у него нет. Он коммерсант был. Охотнорядец. Магазин имел. Потом их в газетах называли: «лишенец». И я вынужден был не в десятилетку идти, а в рабочие».

Досталось и деду Юрия – его раскулачили, после чего он тоже приехал в Москву. В те годы многие отказывались от своих родных. В семье Юрия Любимова таких не было. Носили передачи в тюрьму, терпели положение «лишенцев», но друг друга не предали.

Юрию пришлось бросить школу и поступить в электромеханический техникум. Он рано проявил свой характер – работал, учился, отстаивал себя на улице среди таганской шпаны и ворья. Однажды его избили на улице, приняв за другого. Выбили два зуба, рассекли голову. Он отбился, а на следующий день, взяв у друга финку и однозарядный пистолет, вернулся. К счастью, до новых разборок дело не дошло. Его стали уважать и больше не трогали…

Начало актерской карьеры

В 1934 году Юрий поступил в студию при МХАТе 2-м. Спустя год новоявленный актер сыграл на сцене свою первую пусть и эпизодическую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году студия и театр в русле начавшейся кампании по борьбе с формализмом были закрыты. Любимов перевелся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. В период учебы он сыграл роли в спектаклях: «Много шума из ничего» (Клавдио), «Человек с ружьем» (связист), «Принцесса Турандот» (Мудрец), «Путь к победе» (офицер), «Соломенная шляпка» (Феликс). А дипломной работой выпускника стала роль Пекаря в спектакле «Мещане» по одноименному произведению М.Горького.

В 1939 году Юрий Любимов окончил Театральное училище и был принят в труппу Государственного академического Театра им. Вахтангова.

Годы войны

В 1941 году Юрий Любимов был призван в армию. Службу он проходил в ансамбле песни и пляски НКВД. Впрочем, ансамбль ансамблем, а порядки там были настоящие – армейские. И дедовщина тоже присутствовала. Но Юрий, прошедший школу улицы в обиду себя не дал. Он вспоминал: «Шутки там грубые. Стоим в очереди в столовой, голова стрижена, и вдруг тебе как по голове пять ложек врежут: угадай, кто врезал. Пять ложек по черепушке - это, извините... Я повернулся и сразу в скулу как следует. И все от меня отстали…»

Вскоре грянула Великая Отечественная война. Юрий Любимов вместе с другими артистами ансамбля выезжал на передовую по время, выступал перед бойцами.

В годы войны состоялись и первые работы Юрия Любимова в кино. Дебютировал он в 1941 году главной ролью Принца-свинопаса в альманахе «Цветные киноновеллы» (новелла «Свинопас»). Затем сыграл главную роль начальника штаба Михаила Масленникова в военной драме Александра Столпера «Дни и ночи». Вскоре после войны вышла комедия Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство», в которой Любимов исполнил роль французского лётчика лейтенанта Жака Ля-Рошеля. Критики тогда писали о нем: «…понравился Любимов. Это актёр, который очень мягко играет француза, с тонким юмором…»

Театр Вахтангова

В 1946 году Юрий Любимов, демобилизовавшись, вернулся в труппу Театра им. Вахтангова. Он начинает интенсивно работать и очень скоро становится ведущим актером труппы, получает заслуженное признание. Среди первых работ актера на этой сцене: Олег Кошевой в спектакле «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева, Крис в спектакле «Все мои сыновья», Шубин в спектакле «Накануне» по роману Тургенева. Затем были: Марк Пино в «Заговоре обреченных», Робин в «Миссурийском вальсе», Кирилл Извеков в «Первых радостях», Анжельрас в «Отверженных» и другие работы.

В 1952 году Любимов был введен на роль Бенедикта в спектакль «Много шума из ничего», который шел на сцене Театра им. Вахтангова уже давно. Сам Юрий Петрович признавался, что эту роль он играл с большим удовольствием, найдя здесь интересные для него драматургические принципы: монтаж, соединение коротких сцен, сами стыки которых высекали художественный смысл.

Среди других наиболее заметных работ актера на сцене Театра им. Вахтангова в 50-е годы стоит, прежде всего, отметить: Валентина в «Двух веронцах» Шекспира (премьера 1952 года), Треплева в чеховской «Чайке» (1954), Ромео в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта»(1956), Ганю Иволгина в «Идиоте» Достоевского (1958), Моцарта в «Маленьких трагедиях» Пушкина (1959), Виктора Бойцова в «Иркутской истории» Арбузова (1959).

Здесь же в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо».

Помимо актерской и режиссерской деятельности Юрий Петрович с 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

Кино. 50-е годы

В отличие от театра в кино работы у Юрия Любимова было гораздо меньше. Не то, чтобы не приглашали, просто сам он всегда предпочитал съемочной площадке театральные подмостки. Основная часть киноработ Любимова пришлась на 50-е годы. Его героями в тот период становились: врач Фролов в биографической ленте «Белинский», корреспондент Блейк в картине «Прощай, Америка!», Даргомыжский в биографическом фильме «Композитор Глинка», Тятин Степан в драме «Егор Булычов и другие», граф Зефиров в музыкальной комедии-водевиле «На подмостках сцены», декан факультета Алексей Иванович Бойков в фильме «Город зажигает огни», Петр Петрович Бабурин в фильме «Человек с планеты Земля».

Таганка

В 1963 году Юрий Любимов поставил на сцене учебного театра Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. Роли в нем сыграли студенты. Эту постановку по праву считают выдающимся явлением в театральной жизни Москвы начала 60-х, поскольку она явно выходила за рамки господствующего соцреализма. И хотя в стране еще стояла, так называемая, политическая «оттепель», спектакль вполне могли закрыть. Помешали этому влиятельные люди, вступившиеся за спектакль (Константин Симонов, например, написал в газете «Правда» статью в его поддержку), а также триумфальный успех данной постановки.

В результате Любимову предложили возглавить Театр драмы и комедии. Театр находился на Таганской площади и влачил поистине жалкое существование. Вот такая почетная ссылка. За новую работу Любимов принялся, засучив рукава. Он смог добиться, чтобы в труппу были приняты студенты из Щукинского училища, а также полного изменения репертуара. Наконец 23 апреля 1964 года спектаклем «Добрый человек из Сезуана» открылся новый театр, который был назван просто: «Театр на Таганке».

Очень скоро Театр на Таганке становится одним из ведущих столичных театров, отличающийся смелой гражданской позицией, духом свободы. В первые годы жизни в репертуаре ведущее место занимали драматические спектакли, поставленные по поэтическим произведениям. Среди них: «Антимиры» (по поэзии А. Вознесенского), «Павшие и живые» (по стихам поэтов военного и послевоенного поколений), «Послушайте, Маяковский!» (по поэзии В. Маяковского).

В 70-е годы Любимов обращается к классике и произведениям современников. Он ставит: «Что делать?» по Н. Чернышевскому (1970), «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1971), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (1977), «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1979) и другие спектакли. В 1983 году спектакль «Преступление и наказание» был показан в Лондоне и удостоен престижной премии Evening Standard.

Своеобразной «энциклопедией» Театра на Таганке стал спектакль «Товарищ, верь.», поставленный в 1973 году по произведениям А.С.Пушкина. Здесь было все: стихи и проза, художественная литература и документы, песни и эпизоды пьесы. Любимов выстраивал целостную, системную модель мира.

Опера

Успешно работал Юрий Любимов и в качестве режиссера оперного театра. Его первым опытом на этом поприще стала постановка оперы Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви», которую Любимов осуществил в 1975 году на сцене знаменитой итальянской «Ла Скалы». В 1979 году в той же «Ла Скале» была поставлена опера «Борис Годунов» М. Мусоргского, а в 1981 году - «Хованщина» М. Мусоргского

Эмиграция

Начало 80-х выдалось для Юрия Петровича Любимова тяжелым. Сначала ушел из жизни выдающийся поэт и актер Владимир Высоцкий, много лет проработавший в Таганке. Любимов осуществляет в его память постановку поэтического спектакля, который так и называет – «Владимир Высоцкий». Однако спектакль, однократно вышедший в годовщину смерти, затем был запрещен властями. Зрители смогли увидеть его лишь спустя шесть лет. Была запрещена и другая блестящая постановка Любимова - пушкинский «Борис Годунов» (1982), остановлены репетиции булгаковского «Театрального романа».

В 1984 году, когда Юрий Петрович, находясь в Лондоне, узнал, что его лишили гражданства. Любимову представили Указа Президиума Верховного Совета СССР за подписью Черненко и предложили срочно сдать советский паспорт. Причина изгнания была предельно ясна: активная гражданская позиция Любимова, идущая вразрез с политикой советского государства. А поводом стало участие в организации похорон Высоцкого, которые власти хотели провести незаметно.

Позже Юрий Петрович напишет: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твердо довел до моего сведения указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался».

Запад принял Любимова с восторгом. После лишения гражданства Юрий Петрович очень активно работал за рубежом: в Израиле, Франции, Италии, Германии, Англии, Австрии, США, Финляндии и других странах. Его постановкам, как драматическим так и оперным, неизменно сопутствовал шумный успех. Любимов поставил: «Риголетто» Верди в Театре Коммунале (1984, Флоренция, Италия), «Преступление и наказание» Достоевского в Академическом театре (1984, Вена, Австрия), «Пир во время чумы» Пушкина в Арена дель Соле (1985, Болонья, Италия), «Бесы» Достоевского в Театре Альмида (1985, Лондон, Великобритания), «Страсти по Матфею» в Театре «Ла Скала» (1985), «Ревизскую сказку» по Гоголю в Бургтеатре (1986, Вена, Австрия), «Мастера и Маргариту» в Оперном театре (1986, Карлсруэ, Германия), «Пир во время чумы» Пушкина в Королевском Драматическом театре, (1986, Стокгольм, Швеция), «Евгения Онегина» в Штатсопер (1987, Бонн, Германия), «Лулу» Берга в Лирик-опера (1987, Чикаго, США), «Добрый человек из Сезуана» Брехта в Театре «Габима» (1988, Тель-Авив, Израиль), «Золото Рейна» Вагнера в Ковент-Гарден (1988, Лондон, Великобритания), «Гамлет» Шекспира в Театре Хэймаркет (1989, Лестер, Великобритания) и еще очень много других спектаклей на сценах Европы и США. Не случайно газеты Запада писали: «Мы облагодетельствованы его изгнанием!»

Возвращение

В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и его встретили как победителя. А спустя год - 23 мая 1989 года – Юрию Петровичу было восстановлено гражданство. Он вновь приступил к работе в Театре на Таганке, поставив «Пир во время чумы» Пушкина и «Дочь, отец и гитарист» (пантомима с песнями Бориса Окуджавы). Спустя год зрители увидели еще одну постановку Любимова - «Самоубийца» Н. Эрдмана.

Однако на этом злоключения Любимова не закончились. Вскоре в Театре на Таганке вспыхнул конфликт. Труппа раскололась на два лагеря. Часть актеров во главе с Николаем Губенко ушли, создав театр «Содружество актёров Таганки», который разместился в новом здании Театра на Таганке. Любимов остался со своими сторонниками в старом здании на Земляном Валу.

Под руководством Любимова в Театре на Таганке в 90-е годы были поставлены: «Электра» Софокла (1992), «Живаго» Пастернака (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Подросток» Достоевского (1996), «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Достоевскому (1997), «Марат и Маркиз де Сад» Вайса (1998), «Шарашка» по Солженицыну (1998).

Продолжал Юрий Перович работать и за рубежом. Так в германском Штатсопер им были осуществлены постановки: «Енуфа» Л. Яначека (1993), «Пиковая дама» П. Чайковского (1996), «Набукко» Дж. Верди (1997).

В новом веке

Новый век принес театралам новые интересные постановки: бриколаж по стихам поэтов Серебряного века «До и после» (2004), свободная фантазия на тему произведений Ницше, Кафки, Беккета, Джойса «Суф(ф)ле» (2005), «Антигона» Софокла (2006), «Горе от ума - Горе уму - Горе ума» по – Грибоедову (2007), «Замок» по Кафке (2008), «Арабески» по Гоголю (2009), «Сказки» по произведениям Андерсена, Уайльда и Диккенса (2009).

В июне 2011 году на гастролях в Чехии между Юрием Любимовым и актерами театра возник конфликт. Вернувшись в Москву, Юрий Петрович подал в отставку, и 6 июля Департамент культуры Москвы принял эту отставку, освободив Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию.

Несмотря на возраст, Юрий Любимов продолжил работу, и в 2012 году на сцене Театра им. Вахтангова представил свою новую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского. Спектакль был встречен с восторгом и зрителями и прессой. «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», - писала «Российская газета».

Личная жизнь

Юрий Петрович много лет женат на венгерской журналистке и переводчице Каталин Кунц (в замужестве Любимова). У супругов общий сын Петр.

В октябре 2012 года Юрий Любимов был госпитализирован в московскую городскую клиническую больницу № 23 с сердечным приступом. Врачи провели курс интенсивной терапии, но это не помогло, и Любимов 30 октября впал в кому. К счастью, уже 31 октября пришло сообщение, что Юрий Петрович вышел из комы. Борьба за жизнь и здоровье великого Мастера продолжается.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Ольга Кучкина, «Юрий Любимов: Может, когда меня били, я и стал режиссером», 29.09.2007, http://www.kp.ru ;
Юрий Любимов. Биография, http://ru.wikipedia.org