Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1954 Море студеное |
ЛЕЖДЕЙ 19.02.1933, Севастополь - 13.06.2001, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1974) Осуществление детской мечты Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. Актрисой девочка хотела стать с ранних лет. Уже в 5 классе она вместе с подружками наведалась в гастрольное объединение родного города, чтобы «наняться в артистки». Свою детскую мечту Эльза смогла осуществить после окончания школы. Обладающая яркой, южной красотой девушка отправилась в Москву и поступила сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Свой выбор она остановила на Щепкинском училище. В 1955 году она его с успехом закончила, после чего стала работать в театре киноактера. Дебют в кино В кино Эльза Леждей впервые снялась в 1954 году в исторической драме Юрия Егорова «Море студёное», рассказывающей о жизни поморов 18 века. В основу картины были положены подлинные события, когда несколько моряков после встречи с пиратами оказались на необитаемом острове. Для всех они исчезли навеки, и только поморка Варвара (в исполнении Эльзы Леждей) продолжала упорно хранить верность своему жениху. Для начинающей актрисы Эльза Леждей сыграла вполне неплохо. В сценарии роль была выписана не очень четко, без какой-то особенной психологической глубины. Актриса, со свойственной для молодости искренностью и эмоциональностью, попыталась, насколько это можно, «наполнить» ее. И старания Эльзы не остались напрасными, молодую, яркую, красивую актрису заметили… Эльза Леждей и Владимир Наумов Немаловажную роль в становлении Эльзы Леждей как актрисы сыграл кинорежиссёр Владимир Наумов, за которого она в те годы вышла замуж. В 1956 году в содружестве с Александром Аловым он поставил знаменитую революционную драму «Павел Корчагин», в которой роль Риты Устинович (подруги Павки) доверил своей жене. Василий Лановой, партнёр Эльзы Леждей по фильму, рассказывал: «Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён «Павла Корчагина» я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим». Образ Риты Устинович в исполнении Эльзы Леждей вышел сдержанным, чуть суховатым. Но при этом чувствовалось, что самоотверженная комсомолка, это еще и просто девушка, нуждающаяся, помимо прочего, и в дружбе, и в любви. Особенно ярким получился эпизод, когда Рита разговаривает с Павлом, который притворяется спящим. Монолог Риты – это монолог отчаяния. Девушка пытается достучаться до сердца любимого ею человека, но это ей не удается. Постепенно Рита внутренне сдается, ее взор потухает, и последние слова звучат уже горько и беспомощно. В другом фильме своего мужа – оптимистической драме «Ветер» - Эльза Леждей сыграла проститутку Мари. Эксперты отмечают, что именно эта картина является вершиной творчества актрисы. Да и сама Эльза Ивановна роль Мари называла в числе самых любимых. Процесс работы над образом был долгим и кропотливым. Эльза Леждей вносила в сценарий свои уточнения, работала над текстом, стремясь понять Мари до конца, докопаться до ее сути. В результате актрисе в полной мере удалось передать внутренние перемены, происходящие в ее героине. Мари получилась прекрасной и изысканной, и в то же время чуточку смешной и нелепой, а в целом - потерянной и одинокой. Богатство образов 50-е – 60-е годы в творчестве Эльзы Леждей – это время поиска. Яркие, незабываемые работы чередовались с проходными ролями. Одной из удачных находок стала ее роль в лирической драме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (где главные роли исполнили Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко). Героиня Эльзы Леждей, молодая, красивая женщина, встречает на перроне вернувшегося с фронта мужа-инвалида. (фото) И.Шилова: «Плохо одетая, в кургузом пальто с короткими рукавами (как долго искала именно это пальто актриса!), в сбившейся косынке, она бежит навстречу человеку, которого ждала, который жив. Это порыв отчаянного счастья. В такие секунды обнажается все. И все, что есть в этой женщине, - прекрасно. Это и радость, и горечь, и страх - ведь и она другая, постаревшая, измученная непосильным мужским трудом, с натруженными работой руками. Ее счастье и духовно и плотско. Исступленно целует она мужа, словно боясь, что он исчезнет. Огромное женское чувство здесь проявлено с истинно драматической силой и полнотой». Еще одной большой удачей актрисы стала роль француженки Жанны-Мари Лябурб в
киноповести «Эскадра уходит на Запад». Изучение биографического материала, а также
французского языка (в фильме ее героиня говорит по-французски) помогло актрисе
органично вжиться в образ, который получился по-настоящему героическим, без излишней
лжепатетики. И.Шилова: «У актрисы мало текста, да и пребывание ее на экране исчисляется секундами. И все же мы узнаем: жена жестянщика - женщина, «видавшая виды», она умна житейским умой, она знает цену человеку, с которым связана. Ее развлекает стремление мальчишек открыть ей глаза, объяснить, какой ужасный человек ее муж. В ней есть и скука, и безразличие, и сознание своего совершенства, и ирония к себе. Есть и ощущение удобства в избранной для себя жизни. И понимание того, что в глазах других она, наверное, смешна». Личная жизнь В браке с Владимиром Наумовым у Эльзы Леждей родился сын Алексей. Но семейная жизнь оказалась недолгой. В жизни актрисы появился другой мужчина. Началось все со съемок фильма «Хоккеисты» в 1964 году. В этой картине партнером Эльзы Леждей был красавец-актер Вячеслав Шалевич. Шалевичу пришлось пережить тяжелую любовную драму. Без памяти влюбившись в молодую актрису Валентину Титову, он расстался со своей женой. Какого же было его разочарование, когда Валентина предпочла ему знаменитого режиссера Владимира Басова. В этой ситуации Эльза Леждей поддержала своего партнёра, сначала чисто по-человечески, по-товарищески, а позже между ними завязался роман. Вячеслав Анатольевич вспоминал: «Так случилось, что Эльза приняла во мне участие - как-то очень тонко, бережно отнеслась к моей любовной драме. Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе». Однако в официальный брак они так и не вступили. Со временем их любовные отношения сошли на нет, они расстались, оставшись друзьями. Вторым мужем Эльзы стал Всеволод Сафонов. Впервые с этим интеллигентным красивым актёром она встретилась ещё в 1957 году, на съемках фильма «Шторм». Но тогда между ними ничего не произошло. Вновь они встретились, спустя 20 лет. К тому времени Сафонов уже успел пережить и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Эльза согласилась на брак при условии, если Сафонов победит свою пагубную привычку. И он справился с этим. С тех пор они больше не расставались… Кибрит В 1971 году в творчестве Эльзы Леждей наступил новый этап – триумфальный и
роковой. На экраны страны вышла первая серия ставшего в последствии легендарным
телесериала «Следствие ведут знатоки». Зрителям сразу же пришлась по душе милицейская
троица Знаменский (Георгий Мартынюк) – Томин (Леонид
Каневский) – Кибрит (Эльза Леждей). Актеры удачно дополняли друг друга, создавая,
тем самым, неповторимый, органичный ансамбль. Такого успеха можно было добиться, лишь вкладывая в работу всю душу, что собственно и делала Эльза Леждей. Она сама выстраивала судьбу своей героини, пресекала все попытки режиссеров привнести в сериал личную жизнь, объясняя, что это может разрушить образ: «Зина - человек дела. Тем и симпатична». В тоже время роль Зиночки Кибрит оказалась для Эльзы Леждей роковой, практически поставив крест на дальнейшей творческой карьере актрисы. Для зрителей Кибрит и Леждей стали по сути одним лицом, и режиссеры попросту не решались приглашать ее на другие роли. А ей так хотелось сыграть Дездемону, Настасью Филипповну и мамашу Кураж! Последние годы В 1989 году вышла последняя серия «Знатоков», а потом сериал закрыли. Эльза Леждей неожиданно для себя оказалась без работы. Режиссеры по-прежнему не хотели приглашать в свои картины актрису с ярлыком Зиночки. Спустя три года она осталась одна. Умер ее муж Всеволод Сафонов. Вместе они прожили 21 год, относясь друг к другу с огромной нежностью и любовью. Последние годы Всеволод Дмитриевич тяжело болел, и Эльза Ивановна делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека. После смерти мужа Эльза Ивановна замкнулась. Она редко выходила из дома, жила на скромную пенсию и на помощь Гильдии киноактеров, пыталась рисовать, писать статьи в различные журналы. Своего мужа Эльза Ивановна пережила на девять лет. Ее часто навещал сын Алексей, в последнее время он приходя почти каждый день. Он то и обнаружил мать мертвой. Врачи определили рак легких и сердечный приступ. BIN Использованные материалы:
|