Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото Михаила Кузнецова Фильмография: 1940 Приятели |
КУЗНЕЦОВ 25.02.1918, Богородск, Московская губерния – 23.08.1986, Москва Заслуженный артист Украинской ССР (1955) Детство Михаил Кузнецов родился в 1918 году в маленьком подмосковном городе Богородске (с 1930 года переименованном в Ногинск). Спустя некоторое время у него умер отец, и мать решила перебраться на Дон, в станицу Тихорецкую. Там прошла часть детства Михаила, и уже там мальчик увлекся самодеятельностью… В 30-е годы семья Кузнецовых вернулась в Москву. В столице жизнь Михаила, в общем-то, ничем не отличалась от жизни других подростков: школа, футбол во дворе… Но все же было то, что выделяло его среди других – это любовь к театру. Однажды он попал на спектакль Малого театра и был так поражен игрой актеров, что ни о чем, кроме сцены уже больше не мечтал. Чтобы попасть на очередной спектакль мальчик выдумывал разные способы: например, подходил ко второму действию и уверенно шел мимо билетеров, утверждая, что вышел в антракте покурить. Правда, для этого ему приходилось мерзнуть на улице без пальто и шапки, но разве не стоило это, того, чтобы очередной раз взглянуть на своих кумиров! Поскольку семью надо было кормить, а юный Михаил был единственным мужчиной в семье, он окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) и пошел работать токарем на 1-й Шарикоподшипниковый завод. Вот только «вирус сцены» уже крепко засел в нем. Юноша и здесь продолжил играть в самодеятельности, мечтая о настоящей сцене… Начало актерской карьеры Шанс осуществить свою мечту у Михаила Кузнецова появился в 1935 году, когда знаменитый Константин Сергеевич Станиславский открыл Государственную оперно-драматическую студию, чтобы воспитать по своей системе актеров оперного театра. Узнав об этом, Михаил тут же подал заявление, после чего успешно преодолел первые туры. А вот с заключительным экзаменом вышла проблема – прослушивание проходило в самый разгар рабочего дня, и просто так уйти со смены токарь Кузнецов не мог. Тогда он отважился на отчаянный шаг – нарочно обжег руку кислотой, после чего был отпущен в медпункт. Наскоро перевязав руку, юноша помчался на экзамен… Выступление в образе Труффальдино произвело впечатление на Станиславского, и Михаил был принят. К сожалению, у великого мастера Кузнецову удалось поучиться недолго. Спустя год Станиславский скончался, но студия, получившая его имя, продолжила свою работу. И в 1941 году Михаил ее благополучно окончил. Будучи студентом, Михаил Кузнецов дебютировал на киноэкране. Красивая, эффектная внешность начинающего актера привлекла режиссера Гайворонского, и тот утвердил Михаила на главную роль десятиклассника Ильи Корзуна, сына известного авиаконструктора в своей картине «Приятели». Правда, большого удовлетворения эта работа актеру не принесла. Сюжет фильма оказался примитивно-прямолинейным, разъясняющим, что негоже советскому молодому человеку зазнаваться: герой Кузнецова, увлеченный изобретением механизма, ссорится с друзьями, бросает школу, но затем, осознает свое поведение и возвращается в славные «ряды строителей социализма». Годы войны Весной 1941 года, незадолго до окончания учебы в студии им.Станиславского, Михаил Кузнецов начал сниматься в мелодраме Юлия Райзмана «Машенька». Вновь, как и в случае с фильмом «Приятели» герой Кузнецова не был абсолютно «правильным» молодым человеком. Но в этом фильме образ оказался глубже. Добрый, открытый, немного наивный парень, герой шофер такси Алексей Соловьев в определенные моменты проявлял признаки беспечности и эгоизма. Чувствуя душевную опору в искренней, чистой Машеньке, наделенной цельным, самоотверженным характером, он, тем не менее, легко уступал чарам ее подруги-кокетки… В разгар съемок, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и создатели картины по ходу внесли коррективы в сюжет. В финале фильма Алексей встречался с Машенькой спустя годы на фронте, во время финской войны. Возмужавший, он только теперь осознавал, каким подарком судьбы была для него в свое время встреча с этой девушкой… Премьера картины состоялась 10 апреля 1942 года и на определенное время стала визитной карточкой Михаила Кузнецова. В начале войны киностудия «Мосфильм» была эвакуирована в Алма-Ату, где была создана ЦОКС (Центральная объединенная киностудия). Там Михаил Кузнецов и завершил съемки в «Машеньке», а также снялся в ряде других картин. Говорить о художественной ценности фильмов того времени особо не приходится. Задача была одна: выпускать картины, поднимающие дух населения в тылу и бойцов на фронте. Отсюда – киноленты преимущественно героического и комедийно-мелодраматического характера. Соответственно и кино персонажи Михаила Кузнецова не отличались разнообразием – исключительно отважные молодые люди. В этот период актер сыграл Сашу Рудова в героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», исполнил роль летчика Коли в комедии «Воздушный извозчик». Пару раз актер снялся в боевых киносборниках, представлявших собой сборники героических короткометражек (румынский подпольщик в фильме «Молодое вино» и летчик в фильме «Однажды ночью»). Однако была у Михаила Кузнецова в период войны одна роль, совершенно другого плана и абсолютно другого уровня. И сыграл он эту роль в картине великого режиссера Сергея Эйзенштейна… «Иван Грозный» На Михаила Кузнецова Сергей Эйзенштейн обратил внимание в Алма-Ате, на съемках фильма «Машенька». Спустя два года, когда режиссер там же, в Алма-Ате, приступил к съемкам своей исторической драмы «Иван Грозный», он решил доверить ему роль опричника Федора Басманова. Для Михаила Кузнецова это была абсолютно новая ступень в кинокарьере: сложнейшая драматургия и фильма в целом и конкретно его роли, требовали от актера мобилизации всего имеющегося потенциала. Но ему ли, ученику самого Станиславского, пасовать перед этим?! Фильм, состоящий из двух серий, снимался два года. В ходе сюжета персонаж Кузнецова Федька Басманов претерпевал внутреннее перерождение, в результате которого в нем вытраливалось все человеческое. Зрители наблюдали за эволюцией чистого отрока в жестокого и лукавого опричника, беспощадного убийцу. Во многих источниках рассказывается о сложных взаимоотношениях Михаила Кузнецова и Сергея Эйзенштейна. Можно сказать, что на съемочной площадке сошлись два характера, два взгляда на съемочный процесс, два больших мастера. Кузнецов часто не принимал методов Эйзенштейна, не боялся с ним вступать в спор. Может быть, поэтому получился такой яркий персонаж. Особое внимание Эйзенштейн отводил взгляду Федьки Басманова, который сравнивал с взглядом барса. Кузнецову удалось поймать этот взгляд и передать его на экран. Отечественный кинокритик Ростислав Юренев впоследствии отметил его, как прекрасный и жестокий, в котором таятся темная страсть, упоение дикой пляской и коварной борьбой. Фильм «Иван Грозный» вошел в историю мирового кино, а роль Михаила Кузнецова стала образцом, на котором училось не одно поколение актеров. Сам же Михаил Артемьевич впоследствии неохотно говорил об этой работе, утверждая, что на съемках он «был ведомым», а сам он не является «актером Эйзенштейна». Впрочем, это не мешало ему признавать величие мастерства режиссера. Первый брак В годы войны Михаил Кузнецов первый раз женился. Со своей будущей супругой актрисой Людмилой Шабалиной он познакомился в 1942-м году на съемках боевых киносборников. Тогда они снялись в разных новеллах. В начале 1943 года состоялась их свадьба, в том же году они вместе снялись в комедии Герберта Рапопорта «Воздушный извозчик», где Шабалина играла бортпроводницу, а Кузнецов – ее поклонника. Вместе Кузнецов и Шабалина прожили три года… В последний раз они вместе снялись в 1946 году у режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица в драме «Во имя жизни». Там они играли возлюбленную пару, но уже вскоре их брак распался… Второй брак В 1946 году на съемках военной драмы Александра Столпера «Наше сердце» Михаил Кузнецов встретился с актрисой Викторией Германовой, исполнительницей одной из главных ролей. И между ними сразу же вспыхнул роман… В 1947 году Михаил Кузнецов развелся с Людмилой Шабалиной и женился на Виктории Германовой. После свадьбы Виктория взяла фамилию мужа. В том же году у них родилась дочь Валентина Кузнецова, впоследствии тоже ставшая актрисой. Послевоенные работы Как уже говорилось, в 1946 году Михаил Кузнецов снялся драме режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Во имя жизни» и в драме Александра Столпера «Наше сердце». «Во имя жизни» Зархи и Хейфица на первый взгляд представляла собой обычную для сталинского периода производственную драму, где тройка молодых ученых занималась исследованиями в области нейрохирургии. В их числе – и герой Михаила Кузнецова – хирург Колесов, человек мягкий, ищущий покоя и стремящийся избегать конфликтов. Он и другой ученый, не выдержав производственных неудач, «сходят с дистанции», оставляя третьего наедине с проблемой. Потом, после успеха их друга, они раскаются в своей слабости, но дело не в этом. В образе Кузнецова режиссеры представили нам персонажа, отличного от главного героя, прошедшего войну, но не сумевшего бороться в мирной жизни. И режиссеры (невиданное дело!) оправдывают эту его слабость. Совершенно иной образ Михаил Кузнецов создал в фильме Столпера «Наше сердце». Здесь его герой – отважный лётчик-истребитель Александр Васильевич Самохин, который во время войны прибывает в тыл для испытания нового самолета. Здесь герой-фронтовик проявляет упрямство, не желая участвовать в, казалось бы, ненужном процессе. Но затем проект начинает увлекать его… 50-е годы – первая половина 60-х. На Киевской киностудии С 1950 года до середины 1960-х годов Михаил Кузнецов работал штатным актёром на Киевской киностудии. В этот период он снялся в достаточно большом количестве фильмов. К сожалению, большая часть этих картин – среднего уровня. Так в 50-х годах Михаил Кузнецов сыграл бухгалтера Петра Середу в мелодраме «Щедрое лето» - типичном сталинском фильме, прославляющем колхозников-ударников, бригадира рыбаков Карпа Ветрового, вступающего в борьбу с бюрократизмом в фильме-спектакле «Калиновая роща», помора Федора Веригина в фильме «Студеное море», партизана Алексея Северина в военной драме «Без вести пропавший». Были и другие герои – все одинаково положительные, такие «простые советские люди», наделенные высокими моральными качествами, нацеленные на строительство социализма. Однако упрекать актера в чем-то нет смысла. Он работал в соответствующих условиях и принимал участие в тех картинах, которые на тот момент снимались. По мере возможности пытался вдохнуть живую струю в картонных персонажей, которых предлагала ему советская драматургия. Но были, хотя и крайне редко, персонажи, действительно достоянные внимания. В первую очередь это солдат Скобелев в историко-биографическом фильме режиссера Игоря Савченко «Тарас Шевченко». В «Тарасе Шевченко», картине повествующей о произволе офицерства и бесправии солдат, Михаилу Кузнецову удался остродраматический, трагический образ солдата Скобелева - личности, кстати, реальной. Бывший крепостной, беглый, затем пойманный и отданный в солдаты, много раз битый, он, тем не менее, сохранил в душе неистребимую жажду свободы и справедливости. В итоге Скобелев погибал, пройдя строй шпицрутенов, но и в последний момент своей жизни он думал не о себе, а о своем товарище Тарасе Шевченко… Тема бесправия поднималась еще в одной картине - в мелодраме режиссера Владимира Брауна «Матрос Чижик», поставленной по мотивам рассказа Константина Станюковича «Нянька». Роль матроса Федоса Чижика, которую сам актер называл в числе своих самых любимых, стала, своего рола, его бенефисом. Михаил Кузнецов вложил в образ старого, отставного матроса, приставленного в наставники к маленькому барчуку, всю свою душу. Активно влияя на съемочный процесс, он создал образ гораздо более полный и глубокий, нежели в первоисточнике. Чижик Кузнецова получился одновременно очень простым и мудрым. Будучи одиноким по жизни, он и в своем воспитаннике встречает одинокую душу, нуждающуюся в доброте и ласке. Но Чижик не просто дает все это мальчику, он влияет на его мировоззрение. Дуэт двух героев, старого матроса и юного барчука (эту роль исполнил Анатолий Мельников), получился очень искренним и трогательным. Будучи актером Киевской киностудии, Михаил Кузнецов крайне редко снимался в картинах других киностудий. Об одной из них нельзя не упомянуть. Речь идет о фильме-сказке легендарного режиссера Александра Роу «Марья-искусница», поставленной на киностудии им. Горького, славящейся качественными картинами для детей и подростков. В этой великолепной сказке Кузнецов исполнил главную роль отставного солдата, помогающего маленькому Ванюше вызволить его мать из лап коварного водяного царя. Солдат в исполнении Кузнецова – воплощение настоящего русского характера: твердого и решительного, доброго и находчивого. К сожалению, это роль осталась единственной «сказочной» в репертуаре актера. 70-е – 80-е годы С середины 60-х Михаил Кузнецов перебрался в Москву, где был принят в труппу Театра-студии киноактёра. И тут на какое-то время в его фильмографии наступил провал. А все дело в том, что, будучи человеком прямым и честным, он нередко высказывал свое мнение в лицо начальству. Одно из таких высказываний и стоило ему отлучения от кинематографа на несколько лет. В начале 70-х Кузнецов вновь стал активно сниматься в кино, как на столичных («Мосфильм», Киностудия им.Горького), так и на региональных киностудиях. Перейдя на возрастные роли, актер теперь все чаще появлялся в образах военных, гражданских и партийных начальников, исполненных благородства, мудрости и некоторого отеческого лукавства. Большинство из этих однотипных картин («Юлька», «Алые погоны», «Повторная свадьба»), вероятно, не могли доставить актеру удовлетворения. Однако и здесь были приятные исключения, и все они пришлись на 80-е годы. В начале 80-х, Михаил Кузнецов исполнил роль председателя колхоза Фомы Михайловича Лукаша в фильме режиссера Валерия Гурьянова «Тайное голосование» (1980). В основу картины был положен смелый и острый сценарий журналиста Анатолия Стреляного о колхозной жизни тех лет. Кузнецов, почувствовав интересный материал, с увлечением включился в работу над фильмом и создал в итоге образ человека, чей жизненный принцип был – во всех ситуациях поступать по совести, при этом в действиях его героя отсутствовал, какой либо, пафос. Однако советская цензура очень прохладно встретила картину. Нет, ее не запретили, но пустили очень ограниченным прокатом в дальних регионах. В результате фильм остался практически неизвестным зрителям. А вот две другие работы Михаила Кузнецова остались в памяти многих зрителей. Прежде всего, это роль в историческом мини-сериале «Россия молодая» (1981), одном из лучших исторических фильмов, повествующих о времени Петра Великого. В этой картине Михаил Кузнецов сыграл редкую для себя отрицательную роль. И как сыграл! Его князь-губернатор Прозоровский – фигура мощная, это властный правитель с характером и крепкой хваткой. Вторая картина – также историческая. Это фильм грузинских режиссеров Мгеладзе и Чохонелидзе «Багратион» (1985), где Михаилу Кузнецову довелось перевоплотиться в фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Этот образ уже более близкий творчеству Кузнецова – привычно уверенный, твердый и вместе с тем добродушный. Финал Михаил Кузнецов снимался в кино до последних своих дней. А из жизни он ушел тихо и незаметно. 23 августа 1986 года он вышел погулять в сквере у гостиницы «Украина», присел на скамейку, задремал… Окружающие сразу и не поняли, что в определенный момент сердце у Михаила Артемьевича остановилось… Похоронили актера на 23-м участке Введенского кладбища Москвы. Игорь BIN Использованные материалы: |