Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Хотиненко Владимир_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1978 Лекарство против страха - актер
1979 Гонка с преследованием - художник
1980 Дым Отечества - художник
1981 Вот такая музыка - художник, художник
1981 Родня - актер, ассистент режиссера
1982 Казачья застава - актер
1984 Один и без оружия - режиссер
1986 В стреляющей глуши - режиссер
1987 Зеркало для героя - режиссер
1988 За кем замужем певица? - актер
1989 СВ. Спальный вагон - режиссер
1990 Рой – режиссер, автор сценария
1992 Патриотическая комедия - режиссер, автор сценария
1993 Макаров – режиссер, продюсер
1994 Самолет летит в Россию - актер
1995 Мусульманин - режиссер
1995 Прибытие поезда - режиссер
1997 Мы дети твои, Москва - режиссер
1999 Страстной бульвар – режиссер, продюсер
2002 По ту сторону волков - режиссер
2003 72 метра - режиссер
2003 Вечерний звон - режиссер
2004 Гибель империи - сериал – режиссер, автор сценария
2007 1612 - режиссер

ХОТИНЕНКО
Владимир Иванович

Родился 20.01.1952, Славгород, Алтайский край

Лауреат специального приза жюри Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988, за фильм «Зеркало для героя»)
Лауреат приза имени Виттоpио де Сики «За pежиссуру» на кинофестивале в Соppенто (1988, за фильм «Зеркало для героя»)
Лауреат приза за pежиссуpу на КФ «Киношок-92» (1992, за фильм «Патриотическая комедия»)
Лауреат премии «Ника» (1993, за фильм «Макаров»)
Лауреат приза кинопрессы (1993, за фильм «Макаров»)
Лауреат приза за лучшую режиссуру на МКФ «Золотой Витязь» (1995, за фильм «Мусульманин»)
Лауреат приза кинопрессы (1995, за фильм «Мусульманин»)
Лауреат приза жюри кинокритиков МКФ «Сталкер-96» (1996, за фильмы «Мусульманин» и «Прибытие поезда»)
Лауреат приза ФИПРЕССИ ОРКФ «Кинотавр-96» (1996, за фильм «Прибытие поезда»)
Лауреат Специального приза от оргкомитета Кинофестиваля «Московский Пегас-99» (1999, за фильм «Мы дети твои, Москва»)

Начало

Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. По окончанию школы работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, затем служил в армии.

В 1976 году Владимир окончил Свердловский архитектурный институт, после чего устроился работать… художником-постановщиком на Свердловскую киностудию. На решении Владимира Хотиненко попробовать себя в кинематографе большую роль сыграла встреча во время службы в армии с Никитой Михалковым.

На Свердловской киностудии Хотиненко участвовал в создании фильмов «Гонка с преследованием», «Дым Отечества», «Вот такая музыка», «Казачья застава». Здесь же он впервые попробовал себя в качестве актера, снявшись в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха» и киноповести Виктора Живолуба «Казачья застава».

Снялся Хотиненко и у Никиты Михалкова - в его картине «Родня». Хотиненко дорожит дружбой с Михалковым: «Наверное, он мне доверяет, может поэтому мы с ним достаточно тесно связаны. Да и я все-таки его ученик. И, как мне кажется, мы с ним, снимая разное кино, занимаемся одним делом».

Уход в режиссуру

Художник-постановщик, актер… В начале 80-х Хотиненко определяется с дальнейшим выбором в кино. В сторону режиссуры. Окончив Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Владимир Хотиненко как постановщик дебютирует в приключенческой картине «Один и без оружия», снятой им совместно с Фархутдиновым.

А затем приходит первый большой успех. Фильмом «Зеркало для героя» Владимир Хотиненко ярко заявил о себе как о многообещающем режиссере. В то время такое кино было очень невыгодно снимать. Тогда наоборот было модно плясать чечетку на гробе Сталина: для перестройки разрушение старых идеалов было необходимо. Но режиссера более интересовала судьба своих родителей и судьба целого послевоенного поколения, которое взяли и выбросили в одночасье, как будто они не жили, как будто в их жизни не было войны. Хотиненко это показалось неправильным, и он снял фильм «Зеркало для героя» – для своих родителей.

«Макаров» и «Мусульманин»

Последующие работы выдвинули его в число ведущих российских мастеров кино. Большой отклик у зрителей и специалистов вызвал фильм Владимира Хотиненко «Макаров». Поэт Александр Сергеевич Макаров становится обладателем пистолета системы знаменитого однофамильца. Обладание оружием в корне меняет жизнь героя и его отношения с окружающими.

Другой фильм, «Мусульманин», вызвал неоднозначную реакцию из-за того, что исповедующий ислам Колька Иванов показан почти идеальным человеком, и это в контрасте с православными.

Дело в том, что во всех религиях примерно одинаковые заповеди. Это некая норма, жить по которой практически ни у кого не получается. Колька – человек, который просто попытался жить по правилам, к тому же с энтузиазмом, как неофит. Наш мир и человеческая природа, к сожалению, не предполагают этого: ведь даже в мыслях согрешить – это уже согрешить. Понять, что Колька не идеальный, можно, посмотрев внимательно сцену драки, где он надевает на голову брата ведро и бьет его палкой. Это просто звериная природа в момент драки вылезла из Кольки.

Великолепные режиссерские работы. А что же актерство? Пару раз Владимир Хотиненко снимался. В картинах Олега Николаевского «За кем замужем певица?» (1988) и Алексея Капилевича «Самолет летит в Россию» (1994). Вряд ли кто-то его там запомнил. После этого Владимир Иванович перестал сниматься. Каждый должен заниматься своим делом. Тем более, если это у него получается.

Сотрудничество с телевидением – сериалы

В 2001 году режиссер начал сотрудничество с телевидением, выступив в качестве постановщика четырех частей «возрожденного» сериала «Следствие ведут Знатоки». Это сотрудничество имело продолжение - предложили такой рубеж рассмотреть...! И на экранах появился снятый Владимиром Хотиненко исторический сериал о России начала ХХ века «Гибель империи», продолжение сериала «Империя под ударом», с участием ведущих актеров современного российского кинематографа.

Гибель подводной лодки «72 метра»

Наибольший резонанс среди работ последнего времени имела драма о гибели подводной лодки «72 метра», поставленная по мотивам повести писателя Александра Покровского. Упустить такую возможность, конечно же, Хотиненко не мог - даже страшно представить! Это же у него с детства - моряком хотел быть. И не снять такой фильм - невозможно.

Дело в том, что не режиссер Хотиненко приходит с темами - это ему предлагают. Хотя, ему предлагают очень много, он перечитывает кучу сценариев, есть уйма всяких идей. Но Хотиненко выбирает, в первую очередь, то, что совпадает с его творческими интересами, а не то, за что могут дать денег. Вот и все.

«1612»

Предложение поступило от Никиты Михалкова. Он позвонил Владимиру Хотиненко и сказал: «Есть очень интересный проект – «Смутное время». Возьмешься?» Режиссер, не задумываясь, сказал: «Да! История Смутного времени меня интересовала, ну, лет так двадцать пять. Чтобы людям хоть немножечко рассказать об этом времени, что: а) оно вообще было, многие забыли; б) что это было одним из самых драматичных времен в истории России».

Это - авантюрно-приключенческая история, очень увлекательный фильм. А все остальное должно быть подспудным. Съемки картины «1612» о Смутном времени – периоде становления нашей государственности, кризисном времени, когда Россия как государство могла прекратить свое существование. Эти времена, к глубокому сожалению, забыты, потому что иллюзий с сегодняшним днем в Смутном времени просто выше крыши. История, призванная напомнить о том времени, вызвать интерес, желание влезть в интернет, узнать что-нибудь глубокое, по-настоящему противоречивое.

Противоречивое… Именно такое кино и снял Владимир Хотиненко. Кому-то понравилось. Кто-то заклеймил этот фильм. Наверное, это правильно. Ведь по интересным работам всегда возникают споры, а молчат – молчат только о посредственностях…

Документальное кино

Фильм «Паломничество в Вечный город» было для режиссера явлением совершенно необычным, прежде всего потому, что это документальное кино. «Мне давно было интересно, что это за жанр, а особенно рассказать о первомучениках, о первых христианах. Это очень рискованно, ведь можно превратиться в зануду, который начинает нудеть о том, что было две тысячи лет назад, или вульгаризировать, как тоже часто делается. Религиозный момент – очень личный, нужно подходить к нему очень аккуратно», - поделился Владимир Хотиненко.

Очень важно было найти правильную форму повествования, найти интересные случаи, чтобы это не было просто чтением Евангелия, нужно было заинтересовать зрителя. Все материалы предоставила Православная энциклопедия, там подробные ответы на все вопросы. Что же касается противостояния двух церквей, православной и католической, то здесь слишком много человеческого, слишком много накопившегося за тысячу лет. Но времена меняются, и сейчас надо прийти к тому, чтобы церкви объединились.

Принцип построения пятисерийного цикла достаточно простой. Первая серия –апостол Петр с ведущим Кшиштофом Занусси. Вторая серия – апостол Павел с ведущим Владимиром Машковым. Третья серия – мученики-мужчины с ведущим Юрием Соломиным. Четвертая серия – Ирина Купченко о мученицах-женщинах. И заключительная пятая серия – подведение итогов.

Единственное, что важно: искусство должно создавать нравственные ориентиры. Успех фильма «Остров» это, кстати, подтверждает. Это вообще прорыв в общественном сознании. Религиозность в «Острове», в «Паломничестве...» не так важна, как нравственность. Просто религия – это всегда нравственно в своей основе.

Опыт документального кино, условно говоря, у Владимира Хотиненко еще не очень большой. Но своей первой работой режиссер остался доволен, ему понравилось. Если будет, даст бог, и время, и какая-нибудь тема, то он, может быть, еще что-то сделает. «Но, в общем, конечно, мне ближе кино игровое. Это очевидно», - признается режиссер.

То, что называется судьбой…

Владимир Хотиненко часто называет себя человеком мистическим. К жизни он относится как к невероятному чуду. Наверное, мистическая сила действует и в жизни отдельного человека, и в истории государства. Скорее всего, это то, что называется судьбой. «То есть во время войн и революций Ленин или Гитлер мало что решали – действовала именно судьба, - считает Хотиненко, - Но это не значит, что от самого человека ничего не зависит.

Стенать, что настали плохие времена, бессмысленно и неправильно. Нужно найти свое место во времени. Война ли, смутные ли времена, революция ли – для меня это не столь важно. Как у природы нет плохой погоды, так и в истории нет плохих или хороших процессов. Важно, как человек ведет себя в этих обстоятельствах».

Александра Сонечкина

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Александра Гоганова, «Владимир Хотиненко: В воспитательную функцию искусства я не верю», интервью «Газете», 2007;
Алексей Марченко, «Владимир Хотиненко. Интервью», «Действующие лица», 2007;
Ирина Вихлява, «Вопросы…», интервью, еженедельник «Москва», 2005

Rambler's Top100