Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1946 Страницы жизни |
ХОХРЯКОВ Родился 26.07.1913, Уфа Народный артист СССР (1973) Детство Впервые с театром Виктор Хохряков соприкоснулся в девять лет, когда отец привел его в драматический кружок при детской больнице. Отец, ранее увлекавшийся самодеятельностью, работал там счетоводом. Виктор, поначалу воспринявший драмкружок с большой неохотой, очень скоро увлекся сценой. Он начал активно участвовать в школьной самодеятельности, а в 15 лет и сам возглавил школьный кружок. В свободное от учебы время Виктор устроился работать в Башкирский театр драмы: сначала учеником реквизитора, потом рабочим сцены. Периодически юному актеру доверяли участие в массовках театра. Начало театральной карьеры В 1929 году Виктор Хохряков поступил в Ленинградский техникум сценического искусства (впоследствии преобразованный в институт) на курс к Николаю Васильевичу Петрову. Здесь он познал основы актерского мастерства, начал выходить на сцену в своих первых эпизодических ролях. По окончании учебы в 1933 году Виктор был принят в Академический театр имени А.С.Пушкина. Впрочем, поработать там он так и не успел. Его учителя Николая Васильевича Петрова пригласили в Харьков возглавить образованный там русский театр, и Виктор отправился вслед за ним. В Харьковском театре Виктор Хохряков проработал семь лет, сыграв большое количество разноплановых ролей, самыми заметными из которых были Митрофан в «Недоросле» Фонвизина и Андрей Прозоров в чеховских «Трех сестрах». В те же годы актер проявил себя и в качестве эстрадного чтеца. Годы войны В 1938 году Петров возглавил московский Центральный театр транспорта. Спустя два года он пригласил к себе Виктора Хохрякова, и тот с радостью принял предложение своего учителя. О начале Великой Отечественной войны Виктор и его коллеги по театру узнали, находясь в гастролях в Тюмени. По решению «сверху» театр на время войны направили обслуживать Дальневосточный военный округ, затем на Урал и по Сибири. Актеры работали на совесть: два-три представления в день, а ночью снова в путь, чтобы выступить в следующем населенном пункте. При этом умудрялись еще репетировать и ставить новые спектакли. В активе Виктора Хохрякова на тот период были роли в спектаклях: «Со всяким может случиться» (врач), «Машенька» (Леонид Борисович), «Севильский цирюльник» (Бартоло), «Русские люди» (военфельдшер Иван Глоба) и др. Из-за нехватки вспомогательного состава обязанности гримеров, рабочих сцены, декораторов и т.п. актеры выполняли сами. Так Виктор Хохряков, например, заведовал бутафорским цехом. Первые роли в кино В кино Виктор Хохряков дебютировал уже в послевоенные годы. Среди его первых работ на экране были роли в фильмах на популярную в те годы производственную тему. Это: хирург Петров в картине Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Во имя жизни», инженер Валерьян Андреевич Хомутов в мелодраме Бориса Барнета и Александра Мачерета «Страницы жизни», председатель колхоза Кузьма Тимофеевич Вешняк в комедии Владимира Корш-Саблина «Новый дом». В знаменитой ленте Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), рассказывающей о подвиге комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, Виктор Хохряков исполнил роль секретаря обкома Проценко. Эта работа в 1949 году была отмечена Сталинской премией. Второй раз Сталинской премии актер был удостоен в 1951 году за роль Милягина фильме Фридриха Эрмлера «Великая сила» (картины откровенно слабой, но в силу тематики облагодетельствованной правительством). Малый театр В 1953 году Виктор Иванович перешел в Малый Театр. К тому времени он был уже опытным актером, заслуженным артистом РСФСР, лауреатом Сталинских премий. На новой сцене он дебютировал ролью решительного и принципиального директора завода Потапова в спектакле «Московский характер». Затем последовали: Редозубов в «Варварах», Воротынский в «Иване Грозном», генерал Рыбаков в пьесе «Иван Рыбаков», Овчаренко в «Крыльях», Привратник в «Макбете» Шекспира – роли непохожие, по-разному интересные. В Малом Театре Виктор Иванович прослужил до конца своей жизни. Будучи одним из ведущих актеров театра, он переиграл множество разноплановых ролей: драматических и комедийных, классического и современного репертуара. Надо заметить, что актер сам постоянно стремился к расширению своего диапазона. Так, наряду со старым машинистом Очередько в спектакле «Со всяким может случиться», рождался, казалось бы совершенно нехарактерный для него Карандышев в «Бесприданнице» Островского. А еще были: Расплюев в «Свадьбе Кречинского», Лопес в «Испанском священнике», Шельменко в «Шельменко-денщике», председатель колхоза Пытлеванный в спектакле «Поют жаворонки», Вершинин в «Бронепоезде 14-69»,Земляника в гоголевском «Ревизоре», Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова и многие-многие другие. В стенах Малого театра Виктор Иванович реализовал себя и в качестве режиссера. Им были поставлены спектакли: «Каменное гнездо» (совместно с М.Н.Гладковым, 1957), «Не всё коту масленица» (1973) и «Без вины виноватые» (совместно с А.Бурдонским, 1981). Кино Все это время Виктор Иванович продолжал регулярно сниматься в кино. В отличие от театра здесь его герои были более типичными: председатели колхозов, директора заводов, редакторы газет, секретари обкомов и горкомов, генералы, профессора и прочие «высокопоставленные товарищи». Ушел из жизни Виктор Иванович в Москве 20 сентября 1986 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Игорь BIN Использованные материалы: |