Опросы
Авторизация
Полезная информация
Фото альбом Фильмография: 1972 Двенадцать
месяцев |
ЖВАНИЯ Родилась 20.05.1949 Заслуженная артистка РСФСР (1991) Детство Лиана Жвания родилась в Тбилиси. Так получилось, что с самого рождения девочка получила два имени. В свидетельстве о рождении она значилась как Лиана, а дома её все звали более ласковым и тёплым именем Гуля, что в переводе означает «сердце». Это имя так и осталось для неё более привычным. «Я так всю жизнь Гулей и хожу, Лианой себя не ощущаю», - признаётся актриса. Лиане было шесть лет, когда её семья переехала в Ленинград. Там и прошла остальная часть её детства. Лиана Дмитриевна вспоминает семейные и клановые посиделки у бабушки, когда все собирались за круглым столом. Маленькая Гуля уже тогда демонстрировала артистические способности, выступая перед зрителями. А в качестве реквизита для своих выступлений девочка использовала дедушкину морскую форму, фуражку и кортик. Позже, уже учась в школе, Лиана Жвания занималась в театральном кружке и даже сама поставила спектакль по Чехову, где сыграла Мерчуткину. Доверие Мастера Как рассказывает Лиана Жвания, в детстве она была полненькая, щекастая – ну, куда с такими данными в актрисы… После окончания школы она поступила в педагогическое училище. Однако тяга к сцене всё же взяла своё, и в итоге девушка подала документы в ЛГИТМИК на актёрский факультет к известному педагогу Леониду Макарьеву. На вступительных экзаменах Лиана читала монолог Гамлета и не смогла впечатлить мастера. Леонид Фёдорович заметил, что её внешность совсем не соответствует передаваемым внутренним переживаниям. Лиана обиделась, но не растерялась. Выйдя из аудитории, она увидела другую очередь абитуриентов – на режиссёрский факультет к Зиновию Яковлевичу Корогодскому. Надо отметить, что о режиссуре девушка тогда имела весьма смутное представление, но авантюрный характер подтолкнул её попробовать свои силы. У Корогодского Лиана Жвания вполне успешно прошла два тура, а на третьем ей задали вполне ожидаемый для данного направления вопрос: «Для чего в театре режиссер?». Девушка растерялась, а когда пауза начала затягиваться ответила вопросом на вопрос: «В самом деле, для чего?», чем вызвала хохот приёмной комиссии. В результате на режиссёрский её не взяли, зато сразу порекомендовали на второй курс актёрского факультета. Учиться Лиане Жвании довелось у признанных мастеров сцены Зиновия Корогодского и Льва Додина, которых она считает своими родителями в профессии. Когда она пришла на второй курс, студенты уже придумывали наполнение номеров для спектакля. Понятное дело, что неопытная Лиана чувствовала себя растерянной, пребывая в страхе, что не сможет оправдать доверия Зиновия Яковлевича. Но опытный педагог сумел вдохнуть в неё уверенность в своих силах. Как-то он принёс в её гримёрку афишу с надписью «Лиане Жвания с верой, надеждой и нежностью. Лиана, желаю вам оказаться…». Всегда вспоминая с огромной теплотой и благодарностью Корогодского и Додина, Лиана Дмитриевна отмечает, что они научили её стремлению к росту собственной личности, нравственности и этике, умению слышать и чувствовать жизнь. Их уроки она пронесла через всю жизнь. Королева из «Двенадцати месяцев» Вместе с Лианой Жванией на курсе училась Наталья Попова. Девушки были совершенно разными – Лиана активной авантюристкой, а Наталья сентиментальной мечтательницей. Однако такое различие характеров не помешало им стать подругами. В 1972 году они окончили ЛГИТМИК. На сдаче дипломного спектакля их заметили и пригласили пройти пробы к детскому фильму «Двенадцать месяцев» по одноимённой сказке Самуила Яковлевича Маршака. Фильм ставил режиссёр Анатолий Граник. Он, недолго думая, утвердил Лиану на роль Королевы, а Наталье Поповой досталась роль Падчерицы. Лиана Дмитриевна признаётся, что была очень рада именно этой роли. Взбалмошная, капризная и своенравная - да, Королева была такой. Но Лиана видела её и другой – сиротой, которая, в общем-то, не так уж и плоха, а скорее несчастлива. Окружающий её двор составляют лживые завистливые люди, а единственный порядочный человек – старый профессор, но от его нравоучений она уже устала. Исходя из всего этого строились все взаимоотношения Королевы с другими персонажами. И сыграно Лианой Жванией это было действительно ярко и сочно. К слову сказать, консультантом в фильме работал сын Маршака Эммануил Маршак. Он признал, что Лиана создала именно тот образ, который был написан его отцом. Фильм «Двенадцать месяцев» вышел на экраны 1 января 1973 года и был встречен зрителями с восторгом, а Лиана Жвания и Наталья Попова вмиг стали всенародно известными. Хотя сама она утверждает, что заслуга в успехе, прежде всего, принадлежит Анатолию Гранику, создавшему на съёмочной площадке теплую и творческую атмосферу, а также выдающемся актёрам, снявшимся в фильме: Николаю Волкову, Татьяне Пельтцер, Ольге Викланд, Льву Лемке, Георгию Тейху, Леониду Куравлеву, радом с которыми им с Натальей Поповой посчастливилось работать… Театр важнее кино После окончания института в 1972 году Лиана Жвания поступила в труппу Ленинградского ТЮЗа (ныне - Санкт-Петербургский Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева). Сцена и стала её призванием. Что же касается кино, то вскоре после «Двенадцати месяцев» она сыграла учительницу Раису Ивановну в детской короткометражке «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» и эпизодическую роль в фильме «Этот чудак Андерсен», после чего на долгие годы исчезла с экранов. Ради театра актриса отказывалась от многочисленных предложений в кино. Она отказалась даже от работы с таким мастером, как Кира Муратова. За годы работы в театре Лиана Жвания сыграла более полусотни ролей самой разной направленности – от комических до трагедийных. Среди её наиболее известных работ: Мисс Ортон в спектакле «Месс-Менд», Липочка - «Свои люди – сочтемся», Марина Мнишек - «Борис Годунов», Софья - «Тени», Патрон Адриен - «Комедия ошибок», Графиня Берта - «Ундина», Королева Маргарита - «Бонжур, месье Перро!», Певица - «Крошка Цахес», Настасья - «Покойный бес», Бабушка - «Звездный талер», Дора Стрэнг - «Эквус», Бабушка - «В горах моё сердце», Настя - «Учитель ритмики». В театральной карьере актрисы были разные периоды. Были моменты, когда она думала покинуть ТЮЗ и Ленинград, однако Сергей Юрский, с которым она познакомилась ещё в юности, отговорил её от этого шага. Благодаря ему Лиана Жвания осталась в театре и впоследствии никогда об этом не жалела. Спустя десятилетия её имя и ленинградский-петербургский ТЮЗ стали неразрывными понятиями. Личная жизнь В молодости Лиана Жвания пользовалась огромным вниманием мужчин. На съёмках «Двенадцати месяцев» в неё влюбился Эммануил Маршак. Он посвящал ей стихи, но актриса ответила отказом на его чувства. Её руки добивались брат Сергея Юрского театровед Виктор Боровский, а также знаменитый телеведущий Юрий Сенкевич. Вот только поклонники настаивали на её отказе от работы в театре, а сердце Лианы было предано сцене. В конце концов Лиана Жвания всё же вышла замуж – её сердце сумел покорить молодой студент-медик Алексей, который был моложе её на пять лет. В этом браке у них родилась дочь Настя. Но затем семейная жизнь у Лианы и Алексея не заладилась. Муж считал, что Лиане необходимо делать карьеру киноактрисы и настойчиво советовал перейти из ТЮЗа в Студию киноактера при «Ленфильме». Вероятно, во второй половине 80-х с финансовой точки зрения это было действительно выгоднее, но Лиана считала немыслимым уход со сцены. В результате они расстались, Алексей, ставший врачом-онкологом, уехал из страны и завёл за рубежом другую семью. В новом веке Продолжая работать в ТЮЗе, Лиана Жвания уже в новом веке стала изредка сниматься в различных сериалах, исполняя небольшие роли. Зрители могли видеть актрису в таких проектах, как: «Улицы разбитых фонарей-3» (соседка), «Убойная сила-3» (мама Ковалева), «Агентство "Золотая пуля"» (мама Жени), «Опера-2. Хроники убойного отдела» (главврач) и др. Игорь BIN Использованные материалы: |