Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Гришечкин Вячеслав_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ГРИШЕЧКИН
Вячеслав Германович

Родился 28.06.1962, Сочи

Заслуженный артист РФ (1994)

Детство

Вячеслав Гришечкин родился 28 июня 1962 года в городе Сочи, а детство будущего актера прошло в Москве. Мальчик рос очень артистичным, с 5 лет читал стихи, потом во всех школьных вечерах участвовал, в пионерских лагерях обязательно вел концерты. Любимым занятием Славы было прослушивание пластинок Аркадия Райкина. Так что к 12 годам мальчик знал наизусть чуть ли не весь репертуар великого юмориста и с удовольствие с ними выступал. Взрослые просто умирали от смеха от толстенького карапуза в пионерском галстуке, читающего монологи Райкина,

Чем только не занимался Вячеслав в школьные годы. Увлекался самбо, боксом, фехтованием, посещал изостудию, кукольный театр, ходил на художественное слово... В общем, перепробовал все, что можно! Ему было 13 лет, когда он отправился во Дворец пионеров на Ленинских горах записываться в авиамодельный кружок, а в результате попал на отбор в Театр юных москвичей (ТЮМ). Прочитал басню и был принят Валерием Беляковичем в его труппу. А вскоре Вячеслав уже играл постановке «Соловей». К тому времени Белякович приступил к созданию Театра на Юго-Западе, основу труппы которого составили юные ребята из Востряково и ТЮМа.

Учеба и служба

После окончания школы Вячеслав Гришечкин решил связать свою судьбу с театром. В 1979-м году он поступил в ГИТИС на курс Михаила Туманова. Проучившись до 1982 года, Гришечкин был призван в армию, в топографические войска. Сначала служил под Звенигородом в учебной школе сержантов, а оттуда в звании «младший сержант» был направлен командиром взвода в город Иваново. Служба была хотя и недолгой, но настоящей, серьезной и достаточно тяжелой.

После армии Вячеслав Гришечкин вернулся ГИТИС и доучился на курсе Бориса Голубовского, получив в 1983 году аттестат актера.

Театр на Юго-Западе. 80-е-90-е

После окончания ГИТИСа Вячеслав Гришечкин стал актером уже родного для него Театра на Юго-Западе, которым по-прежнему руководил Валерий Белякович. Очень скоро Гришечкин покорил московскую театральную публику своим обаянием и уникальным комическим дарованием. Молодого актера нередко сравнивали с великим Луи де Фюнесом. Да что там Луи де Фюнес! Поклонники Гришечкина уверяли, что даже великий французский комик не смог бы произнести монолог Бургомистра из пьесы Евгения Шварца «Дракон» так, как это делал Вячеслав Гришечкин!

За годы работы на сцене Театра на Юго-Западе Вячеслав Гришечкин сыграл большое количество самых разных ролей: комических,сатирических, характерных, драматических, каждый раз поражая зрителей мастерством перевоплощения. Среди его работ – роли в спектаклях: «Конкурс» (Тецудзин Аоки-сан), «Игроки» (Кругель), «Дураки» (доктор Зубрицкий), «Мольер» (Бутон, Людовик XIV), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио), «Женитьба» (Жевакин), «Смерть Тарелкина» (Тарелкин), «Мандрагора» (Тимотео), «Ревизор» (Хлестаков), «Страсти по Мольеру» (Гарпагон), «Уроки дочкам» (няня Василиса, Золотников), «Жаворонок» (Карл), «Трактирщица» (Граф Альбафьорита) и многие другие.

90-е годы. Кино и телевидение

В кино Вячеслав Гришечкин в 90-е годы снимался не очень часто и все как-то в эпизодических ролях. Среди наиболее заметных его работ того периода: Николя Давид в сериале «Графиня де Монсоро» и Борис Александрович в остросюжетном фильме «Директория смерти».

Гораздо больше зрителям Вячеслав Гришечкин был известен по знаменитому телевизионному юмористическому шоу «Оба-на», где он выступал с Игорем Угольниковым, Нонной Гришаевой, Марией Ароновой. Все они прославились как мастера комедийного жанра. К Вячеславу Гришечкину слава пришла несколько позже…

Театр – 2000-е. Работа на три фронта

В новом веке Вячеслав Гришечкин продолжал служить в Театре на Юго-Западе. Он с блеском играл в спектаклях: «Самоубийца» Н. Эрдмана (Подсекальников), «Три сестры» А. П. Чехова (Андрей Прозоров), «На дне» М. Горького (Барон), «Укрощение строптивой» Шекспира (Грумио), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (Фрэнсис Дудка, он же Режиссёр), «Слуга двух господ» (Бригелла) и других. Одна из ярких работ актера – Воланд в постановке «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. В этом спектакле Гришечкин создал свой образ Воланда – изысканно-сексуального, притворно отталкивающего и пугающе умного.

Параллельно со службой в Театре на Юго-Западе Вячеслав Гришечкин с 2004 года начал работать в Российском Академическом Молодежном театре. Почитателей своего таланта актер порадовал ролями в спектаклях: «Вишнёвый сад» (Симеонов-Пищик Борис Борисович) и «Лоренцаччо» (Биндо Альтовити).

Театр на Юго-Западе, РАМТ, активная работа в кино (в 2000-е Вячеслав Гришечкин стал много сниматься) – казалось бы – куда уж больше?! Тем неожиданнее стало известие о том, что в 2009 году Вячеслав Гришечкин возглавил драматический театр города Волжского, что является городом-спутником Волгограда. И это без отрыва от основной работы. Разумный вопрос: для чего это понадобилось. Сам Вячеслав Германович отвечает: «Ну если не мы, то кто?. Саввы Морозова давно нет. То есть меценаты существуют и сейчас, но их очень мало. Я не могу поставить себя на одну ступеньку с Саввой Морозовым, но... Культура в Волжском настолько обездолена, настолько духовно нищая! Ведь, кроме шприцов в парке, бутылок из-под водки, из-под пива, там ничего нет. По крайней мере, наши ребята заняты хорошим, настоящим делом. И они видят, что у них это получается! Через пот, через кровь, через слезы, через работу настоящую. Я больше чем уверен, что половина из них, а, может быть, и больше, не будет учиться у нас на курсе и не свяжет свою жизнь с профессией актера. Но наш театр им никак не помешает, а, наоборот, – поможет в любой профессии, чем бы они потом ни занимались».

Ягужинский, Староконь, Лазарев и другие

С начала нового века Вячеслав Гришечкин стал активно сниматься в кино. Поначалу по-прежнему в ролях второго плана. Тем не менее, зрители все чаще обращали внимание на его интересных, колоритных персонажей, выделяющихся из общего ряда. Таким, например, был его Павел Ягужинский в цикле исторических фильмов Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» или адвокат Исаак Семенович Лекарский в криминальном сериале «Марш Турецкого». Однако настоящая слава к актеру пришла в 2005 году, когда он начал сниматься в сериале «Солдаты». Появившись в третьем сезоне популярного проекта, его замполит Староконь, балагур и бабник, сразу покорил миллионы телезрителей. А его коронными фразами стали: «Интересно девки пляшут» и «Стесняюсь спросить». Фразы, в общем-то, достаточно известные, но в его устах они приобрели новый, неповторимый оттенок, придав образу изюминку.

В работе над «Солдатами» Вячеславу Гришечкину пригодился его опыт службы в Советской Армии. Ведь не секрет, что многие актеры, снимавшиеся в проекте, в свое время не служили и понятия не имели даже об элементарных вещах. В этом плане Гришечкину пришлось периодически поправлять, учить молодежь.

Существует мнение, что серьезным актерам не стоит размениваться на сериалы, тем более, если сюжет слаб. Вячеслав Гришечкин по этому поводу утверждал: «Я считаю, что не могу отказываться ни от одной работы. Пусть сценарий плохой, но ты роль свою сыграй так, чтобы запомнили не фильм, а тебя». «Солдаты» были хорошим проектом, но и в них по прошествии времени многие персонажи стали забываться зрителями. Многие, да не все. Староконя в исполнении Гришечкина и Шматко в исполнении Маклакова помнят и любят до сих пор. Потому что персонажи получились искренними и реалистичными. А значит работа оказалась не впустую.

На протяжении нескольких лет «Солдаты» отнимали львиную долю времени Вячеслава Гришечкина. Тем не менее, он успевал сниматься и в других картинах. В детском фантастическом фильме «Азирис Нуна» он сыграл необычного персонажа из будущего по имени Кубатай, в драме «Ночные сестры» - главврача Вячеслава Георгиевича Грачёва, в сериале «Жаркий лёд» - директора ледового дворца Виталия Борисовича Смылкина (кстати, тоже ловеласа, как и Староконь). Добавил популярности актеру высокорейтинговый сериал «Маргоша», где его героем стал исполнительный директор издательства Константин Петрович Лазарев.

Роман с Берией

Вячеслав Германович признается, что «заболел» образом Берии еще в юности, когда посмотрел фильм Абуладзе «Покаяние». Он вспоминает: «Эта картина была запрещена в СССР, но я увидел ее одним из первых. Кассету мне привез один очень знаменитый человек, называть которого я не хочу. Он же переводил для меня «Покаяние» с грузинского на русский. <…> Меня потряс Автандил Махарадзе – актер, исполнивший роль диктатора, похожего на Берию. После этого фильма у меня чердак съехал окончательно. Я был просто одержим идеей сыграть образ, который так гениально сделал Махарадзе».

Первый раз сыграть Берию Вячеслав Гришечкин мог еще в 2004 году в сериале «Московская сага». Но пробы оказались неудачными, и в результате на роль был утвержден другой актер - Ираклий Мачарашвили. Поражение лишь раззадорило Гришечкина и утвердило его в желании сыграть этот образ. Спустя четыре года судьба свела его с режиссером Алексеем Пимановым, приступавшим к съемкам фильма «Охота на Берию» («Александровский сад-3»). Пиманов тоже не сразу разглядел в Гришечкине Берию. Вячеслав Германович вспоминает: «У нас было три видеопробы, и каждый раз Пиманов пожимал плечами и как-то странно себя вел по отношению ко мне. Мы же, артисты, – шпионы все по профессии своей. И интуитивно, на сенсорном уровне я чувствовал, что от него идет не та энергетика. Ни да, ни нет… <…> Третьи пробы мы провели в «Останкино». Сидим, Алексей говорит: «Я не могу понять, что происходит. Я не вижу в тебе чего-то. Что-то меня смущает». Отвечаю: «Жаль, Алексей. Ну что поделать?» Вот тогда я был на грани психологического срыва. И вдруг Пиманов, глядя на меня, говорит: «Сними-ка шляпу». Я снял. «Я понял! – произнес Алексей. – У тебя и так лицо удлиненное, а еще этот колпак черный наверху…» Берия был полным человеком, и Пиманов попросил меня поправиться, чтобы был второй подбородок. Я потяжелел на 10 кг и обманул Алексея Пиманова. Теперь уже можно говорить, все снято. Я попросил художника по костюмам сделать мне рубашку на размер меньше. Благодаря этому кожа на шее естественным образом стянулась, и на шее выполз дополнительный жирок. Портретное сходство было достигнуто».

Если до этого Вячеслав Гришечкин рассматривался кинорежиссерами преимущественно как актер комедийного плана, то ролью Берии он продемонстрировал свое мастерство драматического актера, способного на глубокие психологические образы (в театре-то он это уже давно доказал). Впоследствии Гришечкин еще не раз воплотил образ Берии на экране: в сериале «Фурцева», в исторической драме «Товарищ Сталин», в военной киноленте «Контригра».

Личная жизнь

От первого брака у Вячеслава Гришечкина дочь Ольга (1990 г.р.). Вячеслав Германович сохранил хорошие отношения с бывшей женой, а уж в дочери души не чает. По его словам, Ольга любит театр, но по стопам отца все же не пошла. Она окончила Московский государственный педагогический университет, факультет лингвистики.

С нынешней супругой, Анной, Вячеслав Гришечкин познакомился в 1993 году. Она работала в Театре на Юго-Западе сначала актрисой, а затем помощником режиссера и заведующей труппой. Как это бывает, роман перерос в большую любовь, и с тех пор они вместе. Когда Вячеслав Германович возглавил Волжский драмтеатр, Анна стала помощником художественного руководителя.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Сайт Вячеслава Гришечкина http://www.grishechkin.ru;
Светлана Кузина, «Моя жена за меня спокойна», «Сайт: Аргументы И Факты»;
Ольга Сабурова, «От Берии у меня съехал чердак», «Собеседник»;
Материалы сайта http://www.teatr-uz.ru