Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Михаил Голубович_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:




ГОЛУБОВИЧ
Михаил Васильевич

Родился 21.11.1943, Золотоноша, Черкасская обл.

Народный артист Украинской ССР (1977)
Народный артист ЛНР (2015)
Кавалер Ордена «Знак Почета»
Кавалер Ордена Преподобного Нестора Летописца от Украинской Православной Церкви (2011)
Кавалер Ордена князя Ярослава Мудрого V степени (2011), IV степени (2013)
Полный кавалер ордена «За заслуги»
Генерал-полковник Запорожского казацкого войска
Почетный гражданин Луганщины (2008)
Лауреат Премии Союза театральных деятелей имени А. М. Бучмы
Лауреат Приза Гильдии киноактеров
Награжден медалью ЛНР «За заслуги» I степени (2015)

Начало

Михаил Голубович родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области. В детские годы Михаил активно занимался спортом, со временем став мастером спорта по самбо. А ещё он принимал участие в самодеятельности, что и подтолкнуло его после окончания школы связать свою дальнейшую жизнь с актёрской профессией. Однако поступить театральный институт оказалось непросто. Несколько раз его постигали неудачи, но юноша не терял надежды. Работая на металлургическом заводе (молотобойцем, вагранщиком, помощником заливщика), он верил, что удача ему улыбнётся, и, в конце концов, поступил в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого.

Театр

В институте Михаилу Голубовичу пришлось нелегко. Как признаётся сам актёр, он был тогда непластичен, не умел танцевать, держаться на сцене. По этой причине на втором курсе его даже хотели отчислить за «профнепригодность». К счастью, наставник Михаила Анатолий Никифорович Скибенко отстоял его. Благодарный юноша с усердием взялся за работу и доказал, что учитель не ошибся в нём.

В 1967 году Михаил Голубович окончил институт и получил направление в Ворошиловград (ныне – Луганск) в местный музыкально-драматический театр, куда получил назначение по окончании Киевского института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Его сцене он остался верен на всю жизнь, а с 1987 года стал его художественным руководителем.

За годы служения сцене Ворошиловградского (а позже Луганского) музыкально-драматического театра Михаил Голубович сыграл множество ролей. Причём он всегда исходил из того, что «играл всё», не стремясь перехватывать масштабные роли, как это бывает часто с ведущими актерами. Михаил Голубович охотно исполнял небольшие сценки, соглашался на разные, часто неожиданные задания, всегда ища определенный характер, новые для себя оттенки. Среди лучших работ актёра: Иван Туркенич в драме «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева, Монтанелли в спектакле «Итальянская трагедия» по роману Э. Л. Войнич «Овод», Пархоменко в одноимённом спектакле, комбат Чёрный в спектакле «Голубые олени», Пётр в спектакле «Дикий ангел», Дугин в спектакле «Рядовые», Спартак в спектакле «Последняя ночь Спартака», Антонио Террачини в спектакле «Память сердца», Андрей Буслай в спектакле «Порог», шулер в спектакле «Принцесса и садовник» по сказкам Андерсена, Хома в спектакле «Ой, не ходи, Грицю…».

С 2000 года Михаил Голубович занимается преподавательской деятельностью - ведёт актёрский курс в Луганском институте культуры и искусств.

За годы работы в Ворошиловграде-Луганске Михаил Голубович завоевал любовь и уважение жителей, став настоящей легендой города.

Кино советского периода

Дебют Михаила Голубовича в кино состоялся в 1967 году – он исполнил роль старшины в короткометражке «Мотря», снятой в рамках киноальманаха «Начало неведомого века». Примечательно то, что роль молодому актёру досталась благодаря его комедийным задаткам. Однако в дальнейшем Михаил комедийных ролей в кино не играл.

Последовавшие вслед за дебютом новые работы Михаила Голубовича были в фильмах исторической направленности, и актёр создавал в них образы сильных, мужественных людей. В Историко-революционной драме «И был вечер, и было утро...», поставленной по мотивам пьесы Бориса Лавренева «Разлом» и рассказывающей об участии моряков Балтийского флота в революционных событиях 1917 года, он сыграл главную роль матроса Годуна. В фильме «Узники Бомона» актёр воплотил на экране реальный исторический образ Героя Советского Союза Василия Порик, организатора группы подпольщиков во французском лагере военнопленных Бомон, активного участника французского движения Сопротивления. А в фильме «Красная метель», поставленном по одноимённой повести Георге Маларчука и рассказывающей событиях 1917 года в Бессарабии, его героем стал демобилизованный солдат Козма Калмацуй, вступающий в борьбу за порядок и мир на родной земле.

Широкую известность Михаилу Голубовичу принесла роль второго плана в детском приключенческом фильме режиссёра Николая Калинина «Кортик» по одноименному роману Анатолия Рыбакова. Актёр сыграл в нём Сергея Ивановича Полевого, моряка-большевика. Фильм, вышедший на экраны в 1973 году, вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа, став любимой кинокартиной не для одного поколения зрителей. В том же 1973 году Михаила Голубовича снялся ещё в одном легендарном фильме – «Как закалялась сталь» режиссёра Николая Мащенко, где сыграл роль Артёма. Также многим зрителям актёр запомнился по роли старшего сержанта Фёдора Карпенко в исторической трилогии «Дума о Ковпаке», посвящённой партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны.

Михаил Голубович много снимался в кино на самых разных киностудиях страны. Актёрский талант, помноженный на весьма показательную внешность (высокий рост, крепкое телосложение, суровые черты лица), делали его очень востребованным. Его положительные герои всегда были волевыми, упорными, мужественными. Отрицательные персонажи, коих тоже было немало, также отличались сильным характером. Как правило, это были жёсткие, расчётливые люди. Одна из ярких таких ролей первой половины 70-х – командарм Иван Лукич Сорокин в телесериале «Хождение по мукам».

Порой сквозь эту мужскую суровость проступала настоящая нежность, как, например, в фильме «Юркины рассветы» (1974), где Михаил Голубович сыграл передового механизатора, гостеприимного хозяина и заботливого отца Ивана Хмеля. Нередко актёру доводилось создавать неоднозначные, сложные психологические образы. В 1979 году он исполнил главную роль в драме Ольгерда Воронцова «Гонка с преследованием», где его героем стал шофёр Степан Семенович Чекменёв, который с годами превращается из отзывчивого человека в черствого душой. Однако трагический случай заставляет его пересмотреть свой жизненный путь и осознать, как случилось, что он растерял всех друзей.

В активе Михаила Голубовича много фильмов военной тематики, этому способствовали его внешность и энергетика. Помимо вышеупомянутых следует отметить его роль шофёра Васи Головина в остросюжетном, военно-приключенческом фильме «"Мерседес" уходит от погони» (1980). В своё время фильм пользовался огромной популярностью у широкой зрительской аудитории. Среди других военных фильмов с его участием: «Берег» (комбат Гранатуров), «По зову сердца» (помкомвзвода сержант Онищенко), «Где-то гремит война» (дядя Вася).

Общественно-политическая деятельность

В 1995 году Михаил Васильевич Голубович возглавил управление культуры Луганской облгосадминистрации и проработал в этой должности до 2005 года. В 2002 - 2006 годах являлся депутатом Луганского областного Совета. 31 октября 2010 года был избран депутатом Луганского областного Совета по списку Партии регионов. Кроме того Михаил Васильевич возглавлял областную организацию Республиканской партии Украины.

Кино 90-х и нового века

После распада Советского Союза Михаил Голубович в основном снимался в фильмах украинских кинематографистов. Но по своему уровню эти ленты явно уступали кинокартинам советского периода. В 2015 году актёр сыграл роль купца Никифора Кулешова в популярном российско-украинском телесериале «Последний янычар».

Верность городу

Государственный переворот на Украине, и последующая за ним гражданская война, раскололи общество. Коснулось это и артистов. Некоторые из актёров Луганского музыкально-драматического театра предпочли выехать с территории образовавшейся Луганской Народной Республики, однако большая часть труппы осталась. Остался и Михаил Голубович. Друзья из Москвы предлагали ему перебраться в российскую столицу, подальше от боевых действий, но Михаил Васильевич заявил, что не может оставить город, ставший ему родным, и коллектив театра.

«Люблю свой коллектив, очень хорошие люди у нас подобрались, никогда не забуду, как доброжелательно встретили меня здесь после вуза…», - говорит он. И добавляет: «Знаете, в конце декабря в театр вернулась семья молодых актеров - Рита Колганова, моя бывшая студентка, и ее муж. Они уезжали - у них грудной ребенок на руках. Но приехали, потому что поверили мне. И луганчанам, которые видели меня на улице, это придавало уверенности: раз Голубович остался, значит, и нам уезжать не нужно».

В дни обстрелов Михаил Васильевич не отсиживался в подвалах, а помогал друзьям, соседям и просто нуждающимся людям. Городские власти заверили артистов, что культурная жизнь будет продолжаться, и действительно театр продолжил свою работу, и Михаил Голубович с коллегами по труппе вновь радуют луганчан своими постановками. Кроме того Михаил Васильевич часто выступает с творческими вечерами, причём разговаривает со зрителями не только об искусстве, а на самые разные, порой «тяжёлые» и «неудобные» темы – о том, что волнует людей и лично его. Ведь Михаил Васильевич по жизни человек неравнодушный, болеющий душой за происходящее вокруг.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Андрей Кошик, «Михаил Голубович: Я не мог оставить осаждённый Луганск», 17.01.2015, http://www.eg.ru
«Легенды кино: украинский супермен Михаил Голубович», 19.07.2015, http://maksart.org