Опросы

Нравится наш новый дизайн?

Герчаков Евгений_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

ГЕРЧАКОВ
Евгений Аркадьевич

Родился 31.07.1949

Заслуженный артист России.
Лауреат Приза за исполнение лучшей женской роли на фестивале "Киношок" (1992, за фильм "Стару-Ха-Рмса").

ЦТСА

Евгений Герчаков в 1972 году окончил факультет актеров театра музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, где занимался в мастерской Л.Михайлова. Начинающему артисту прочили карьеру опереточного комика с широким диапазоном - "комика с голосом". Однако вместо оперетты Герчаков внезапно оказался в Центральном театре Советской Армии. В театр он пришел по приглашению самого руководителя - Андрея Попова. Так Евгений стал драматическим актером.

В ЦТСА Евгений Герчаков проработал до 1982 года. О своей работе там он рассказывает: "Театр Армии - это большая школа жизни, государство в государстве, причем под охраной Министерства обороны. Находясь там, я учился выживать. Меня там гнобили, когда увидели, что я что-то из себя представляю. Петр Наумович Фоменко, у которого я сыграл одну из "пулевых" ролей в спектакле "Экзамены никогда не кончаются", мне сказал: "Женя, тебя будут долбать по полной программе". И это было все. Театр Армии всегда делился на кланы, я же не примыкал ни к одному из них. И правильно делал".

Дебют в кино

Первая роль Евгения Герчакова в кино - Баран в музыкальной сказке "Мама", поставленной в 1976 году. Фильм стал по сути веселым мюзиклом, в котором главные партии исполняли Михаил Боярский и Людмила Гурченко. Не затерялся среди именитых актером и Евгений Герчаков - не зря ему прочили карьеру опереточного комика.

Однако в последующие пятнадцать лет Герчаков снимался крайне редко. За этот период не наберется и десятка ролей в кино. Среди редких работ - роли в музыкальной комедии "Восточный дантист" (1981), комедии "Отпуск за свой счет" (1981), музыкальной сказке "Приключения маленького Мука" (1983).

"Эрмитаж"

В 1982 году Евгений Герчаков покинул Театр Армии. Он был приглашен главным режиссером Михаилом Левитиным в театр "Эрмитаж". На сцене этого театра актер проработал до 1992 года, создав лучшие свои роли. Он выступал в пьесах по Маркесу, Моравиа, Олеше, Мопассану, Хармсу, Оффенбаху.

Очень интересна его работа в спектакле "Хармс! Чармс!Шардам! или Школа клоунов" по произведениям Даниила Хармса. С актрисой Л. Полищук в роли прекрасной, несравненной Марьи Ивановны они разыгрывают лирический дуэт столь страстный, что из уст влюбленных то и дело с грохотом падают молотки, вроде тех, с которыми вечно возятся невропатологи… Как признается сам актер, он благодарен Левитину именно за то, что тот открыл для него Хармса.

В "Эрмитаже" Евгений Герчаков играл в драме, клоунаде, музыкальной комедии, в трагических сюжетах, поставленных Левитиным. В спектакле "Хроника широко объявленной смерти", созданном по произведениям современных писателей, у Герчакова было две роли: Туллио по рассказу А. Моравиа "Приказывай, я подчиняюсь" и Кристо Бедойя по повести Маркеса "История одной смерти, о которой знали заранее".

Вот как описывалась роль Кристо Бедойя в журнале "Театрально-концертная Москва" (1986): "Герчаков не играет свою роль, а танцует - так построено действие. Его движения полны осторожности, страха, стыда. Он танцует завороженно, бесшумно, он будто загипнотизирован музыкой, в то время, как происходит убийство, которое можно было легко предотвратить".

Также несколько ролей Герчаков сыграл в спектакле "Здравствуйте, господин де Мопассан" (представлении, сочиненном Левитиным по произведениям Ги де Мопассана).

Одной из лучших работ актера стала роль папаши Нонанкура в спектакле "Соломенная шляпка" Э. Лабиша. Вновь выдержка из "Театрально-концертной Москвы": "У папаши Нонанкура - Е. Герчакова - "старого дикобраза", оголтелого жреца миртового деревца - временами не гнутся ноги, а иногда он невозмутимо шагает через головы самой почтенной публики. Безумный старец отплясывает канкан, зависая в воздухе вопреки законам гравитации. Он чувствует себя одинаково вольно и в дамском пеньюаре, и во фраке из золотой парчи. Легкость импровизаций, уморительная мимика, акробатические соло - все козыри легкого жанра во власти исполнителя".

А вот что писал журнал "Театральная жизнь": "Господин Нонанкур (Е. Герчаков) - мастер совершенно особой актерской школы, что издавна и исподволь пестовал Левитин. Мастер театральной пластики, виртуозной стихии гротеска, позволяющего строить образ за пределами бытового правдоподобия. Он ищет точные "деревенско-провинциальные" штрихи роли, не лишает ее причудливой контрастности красок - от добродушной сентиментальности до одуряющего спесивого самодовольства".

О Герчакове говорили: "Он человек-парадокс, оперный голос, гуттаперчивая пластика. С одинаковым блеском может сыграть деревенскую няньку, коня по прозвищу Холстомер или царя Эдипа. Он актёр без возраста".

Кино. 90-е годы

С начала 90-х пришел успех и в кино. Самой большой удачей стала роль старухи в сюрреалистической гротесковой фантазии Вадима Гемса "Стару-ха-рмса" (1991), поставленной по повести Даниила Хармса. За эту работу Герчаков в 1992 году получил на кинофестивале "Киношок" Приз в категории "Лучшая ЖЕНСКАЯ роль".

В других картинах того времени Евгений Герчаков появлялся преимущественно в ролях второго плана. Но, тем не менее, благодаря своей внешности и искрометной игре он неизменно запоминался зрителю. Так в знаменитой комедии Владимира Меньшова "Ширли-Мырли" (1995) он сыграл директора оркестра, в телесериале "Графиня де Монсоро" (1997) - Бономэ, а в сериале "Что сказал покойник" (1997) - тюремщика Гвидо.

Театр сегодня

Еще в 1992 году Евгений Аркадьевич ушел из "Эрмитажа". Он уехал в заграничный вояж, сыграв в Женеве роль Фрейда на французском языке. Вернувшись, пытался организовать свой частный театр. После одной, впрочем, успешной постановки - "Путешествие Вениамина III в Святую землю", это дело было прекращено.

Сегодня, оставаясь внутренне свободным, Герчаков все же "приписан" к Театру Луны, занят в нескольких спектаклях. В Театре "У Никитских ворот" он играл Холстомера в спектакле "История лошади". Одержим желанием и собственных постановок - мечтает об "Амоке" С.Цвейга и мюзикле "Серенада солнечной долины" Г.Миллера.

На вопрос, почему он несколько раз менял театры, и вообще, должен ли актер "блуждать", Евгений Аркадьевич отвечает: "Обязательно должен. То-то и оно, что мои метания не от беды и не с горя. Самый народный и перенародный артист, существуя 30 - 40 лет в одном театре, похожей режиссерской эстетике, закономерно обрастает штампами, причем ужасными. Актер становится все более великим, а смотреть на него уже нельзя. Тому масса примеров. И я это еще молодым человеком понял. Знаете, иногда внутри тебя начинает звучать какой-то подсознательный колокольчик - и я ухожу куда-нибудь в другое место, чтобы очищаться".

Личная жизнь

В первом браке Евгений Герчаков прожил со своею женой Натальей 14 лет.

Летом 2004 года 55-летний Евгений Герчаков вновь вступил в брак. Его новая жена Оксана на 27 лет моложе актера.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Евгений Герчаков http://actors.km.ru;
Евгений Герчаков, http://ermitazh.theatre.ru;
"Его характеры" ("Театрально-концертная Москва" № 6 от 6.02.1986);
"Семейство Нонанкуров в "Эрмитаже"" ("Театральная жизнь" № 1, январь 1986);
Ирина Алпатова, "Евгений Герчаков: Артист с комплексом полноценности" http://www.kultura-portal.ru:
Алина Кешокова, "Евгения Герчакова взяли в мужья из жалости" ("Московский Комсомолец" от 06.08.2004);
Фото Владимира Мышкина http://knyazmyshkin.narod.ru

Rambler's Top100