Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Спортивная драма "Удар! Ещё удар!"
Режиссер: Виктор Садовский
Сценаристы: Лев Кассиль, Виктор Садовский, Владимир Кунин
СССР. Производство: Ленфильм. 1968
Спортивная кинолента "Удар! Ещё удар!" - первая полнометражная лента режиссёра Виктора Садовского. Фильм повествует о спортивных буднях футбольной команды "Заря" из Ленинграда, её подготовке к финальному матчу на Кубок северных морей. Принципиальный тренер Андрей Павлович Таманцев идет на отчисление лучшего нападающего ради сохранения дисциплины и сплочения коллектива. Перед началом игры за опоздание тренер сажает на лавку и другого игрока осносного состава - своего сына Сергея. Однако в ответственный момент Таманцев решает выпустит его на поле, и Сергей оправдывает его доверие...
Премьера: 24 июня 1968
Главные герои:
Андрей Павлович Таманцев (Виктор
Коршунов), тренер футбольной команды "Заря"
Бергер (Юрий Волков), тренер "Рифов"
Сергей Таманцев (Валентин
Смирнитский), приёмный сын, футболист "Зари"
Кеша Федорин (Александр Граве), ослепший фронтовой друг Таманцева
Женя Струмилина (Галина Яцкина), подруга Сергея
Толя Стародуб (Борис Быстров),
молодой футболист "Зари"
Другие персонажи:
Макар Васильевич Хомутаев (Владимир Кенигсон), председатель
СО "Заря" |
футболист команды "Заря" (Олег Морозов) |
Футбольная киноповесть
События фильма режиссёра Виктора Садовского "Удар! Ещё удар!" разворачиваются в преддверии финального матча на Кубок северных морей, в который вышла футбольная команда Ленинграда "Заря" под руководством тренера Андрея Павловича Таманцева. Главную роль Таманцева сыграл Виктор Коршунов. Его герой отличается независимым, твёрдым и принципиальным характером. Так на встрече с болельщиками, которые высказывают ему претензии по игре и советуют прислушиваться к их мнению, он твёрдо заявляет - "позвольте нам самим решать, к чему прислушиваться, а что иной раз мимо ушей пропустить". В футболистах Таманцев ценит дисциплину, порядочность, чувство коллективизма. Именно по этой причине он идёт на отчисление лучшего нападающего Малькова, неоднократно нарушающего спортивный режим и пренебрегающего интересами команды. И никакие публикации в газетах или указания вышестоящего руководства не могут поколебать его решения. Виктор Коршунов создал образ настоящего профессионала, преданного своему делу, хотя, при этом, изрядного идеалиста. Но и эта его черта не случайна. Бывший фронтовик, участник матча в блокадном Ленинграде, он во всех случаях руководствуется своей совестью.
Ярким антиподом Таманцеву является Бергер - тренер команды некой зарубежной команды "Рифы", с которой "Заре" выпадает встретиться в финале кубка. Противопоставление тренеров носит идеологически выдержанный характер, демонстрируя противостояние социалистической и капиталистической систем, подчёркивая превосходство первой. Это выражается абсолютно во всём - в характерах героев, их поведении, отношении к своим футболистам и к сопернику. Так, например, подчёркивается, что Таманцев много лет предан своей команде, а Бергер меняет их как перчатки. Во время тренирововк Таманцев выступает как чуткий наставник, подсказывающий как правильно поставить удар, а вне тренировок он проявляет качества настоящего психолога. В тренировках же Бергера упор делается исключительно на физику. Да он и сам в разговоре с Таманцевым заявляет, что искусство комбинации ушло в прошлое, а сейчас форвард - это агрессор. Но самое главное их отличие заклюючается в том, что Таманцев всегда ведёт честную борьбу, а Бергер во главу всего ставит результат, не гнушаясь ни какими методами. Ради победы он настраивает футболистов на грязную игру, но это Бергеру не помогает...
Весь фильм можно условно разделить на три неравные части. После короткого вступления следуют десятиминутные воспоминания главного героя. Черно-белая картинка окунает зрителей в тяжелейшие, драматические годы Великой Отечественной войны, рассказывает о том, как Таманцев нашёл и усыновил оставшегося сиротой мальчика, и о героическом матче, состоявшемся в блокадном Ленинграде. Затем зрители переносятся обратно в шестидесятые. В духе советских производственных картин долго, однообразно и без особого огонька повествуется о подготовке к финальному матчу. Компенсирует это последняя треть фильма, которая и посвящена непосредственно футболу. Матч снят очень профессионально, пожалуй это лучшие съемки из всех советских фильмов о футболе. Во многих таких фильмах неуклюжие действия актёров, изображающих футболистов, вызывали улыбку. В фильме "Удар! Ещё удар!" создаётся полное ощущение реального футбольного матча.
Вымысел и реальность
Сам сюжет является полностью вымышленным, так же как и персонажи, и названия команд, и сам Кубок северных морей, которого не существовало в природе. Тем не менее, многие аналогии с реальностью явно прослеживаются. Понятно, что под "Зарей" подразумевается ленинградский "Зенит". По поводу же кубка - то на тот момент разыгрывался европейский Кубок Ярмарок (позже - в 1971 году вместо него появился Кубок УЕФА). Вот только "Зенит" в реальности начал принимать участие в еврокубках лишь с 1981 года.
А вот сами перепетии матча отчасти напоминают матч сборной СССР с ФРГ на чемпионате мира 1966 года. Форма "Рифов" копирует форму западногерманской сборной. Кроме того в том матче также были симуляция немецкого игрока, несправедливое удаление Игоря Численко, а также обидный год в конце игры в наши ворота. Вот только в фильме .наши сравняли счёт, а в том матче сборная СССР потерпела поражение 1-2.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.