Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историческая драма "Царевич Алексей"

Режиссёр: Виталий Мельников.
Сценарист: Виталий Мельников. Оператор: Иван Багаев. Композитор: Андрей Петров.
Россия. Производство: "Ленфильм", "Голос", при участии Zespól Filmowy "Zodiak". 1997.

Царевич АлексейКинокартина Виталия Мельникова, поставленная по мотивам романа Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей», представляет историю драматических отношений между Петром Первым и его сыном, окончившихся гибелью последнего. «Царевич Алексей» является вторым фильмом исторической трилогии, в которую также входят «Царская охота» и «Бедный, бедный Павел».

Награды:
Приз прессы режиссёру Виталию Мельникову на КФ "Виват кино России!" в Санкт-Петербурге (1997)
Приз за лучшую режиссуру Виталию Мельникову на КФ "Виват кино России!" в Санкт-Петербурге (1997)
Диплом за лучшую актёрскую работу Алексею Зуеву на КФ "Окно в Европу" в Выборге (1997)
Главный приз за лучший фильм на КФ "Окно в Европу" в Выборге (1997)
Гран-при на КФ русских фильмов в Онфлере (1997)
Премия "Ника" За лучшую работу звукорежиссера - Ае Зверевой (1997)
Премия "Ника" За лучшую работу художника-постановщика - Сергею Коковкину и Валерию Юркевичу 1997)
Премия "Ника" За лучшую работу художника по костюмам - Ларисе Конниковой (1997)
Спец. приз жюри на КФ "Литература и кино" в Гатчине (1998)
Премия деловых кругов "Кумир" в номинации "Надежда года" - Алексею Зуеву (1999)

Герои фильма:
Алексей, сын Петра Первого (Алексей Зуев)
Пётр Первый (Виктор Степанов)
Екатерина (Наталья Егорова)
граф Петр Толстой (Станислав Любшин)
Меншиков (Владимир Меньшов)

Другие персонажи:

Ефросинья Фёдорова (Екатерина Кулакова)
Федоска (Михаил Кононов)
граф Шонбурн (Леон Немчик)
Евдокия (Людмила Зайцева)
Афанасич (Андрей Мартынов)
лекарь (Изиль Заблудовский)
Яков Долгорукий (Альфред Шаргородский)
Кикин (Анатолий Петров)
Долгорукий (Виктор Смирнов)
Макаров (Валерий Дегтярь)
австрийский император (Мацей Ковалевский)

граф Румянцев (Евгений Гаврилин)
денщик царя (Валерий Филонов)
Петруша (Степан Половцев)
Анна (Полина Петелина)
Елизавета (Елена Ляшко)
Изопка - Алексей Юрьев (Фёдор Стуков)
капитан-лейтенант Семёновского полка (Михаил Терентьев)
конвоир (Дмитрий Кузора)
офицер Преображенского полка (Павел Корнаков)
корабел (Аркадий Кравченко)

"Царевич Алексей" - альтернативный взгляд на историю Виталия Мельникова

Царевич АлексейСоветский кинематограф неоднократно обращался к личности Петра Первого. В разные годы первого российского императора на экране воплощали Николай Симонов, Владлен Давыдов, Алексей Петренко и Дмитрий Золотухин. Говоря откровенно, образ Петра Первого, ставший в нашем кино благодаря вышеперечисленным работам каноническим, являлся несколько идеализированным. На первый план выставлялись его волевой характер, целеустремлённость, одержимость сделать Россию великой, и «забывались» отдельные отрицательные черты, которые также были ему присущи. Но идеализация – не всегда значит искажение. Авторам удавалось передать основную суть этой великой личности.

В 90-е годы в нашей стране в целом, и в кинематографе в частности, в пику советским представлениям об истории страны стало модным перекрашивать всё в иные цвета. Свой альтернативный взгляд на историю представил и режиссёр Виталий Мельников. Обращаясь к теме Пера Первого, он взял за основу роман Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей» вышедший ещё в 1905 году. Роман, надо сказать весьма тенденциозный, в котором Пётр Первый выставлялся, как носитель зла, а Алексей, как безвинная жертва. Именно в таком ключе был поставлен и фильм Виталия Мельникова, ставший второй лентой в его кинотрилогии «Империя. Начало», посвящённой теме власти и совести.

Итак, по порядку. В роли Петра Первого снялся Виктор Степанов. Актёр, вне всякого сомнения, выдающийся (чего стоит блестящая работа в «Михайле Ломоносове»), в данной роли оказался совершенно неубедительным. Авторы фильма попытались представить Петра палачом и губителем России. В итоге же получился какой-то невнятный персонаж, периодически выпучивающий глаза, но более ни на что не способный, какой-то затюканный, мающийся то похмельем, то муками совести, и постоянно затмеваемый фигурой Алексея. Словом – никакой, что совершенно не соответствует действительности. Можно сколько угодно спорить о роли Петра в истории страны, но то, что это был харизматичный лидер, наделённый энергией – безусловно. Ничего этого в фильме не было и в помине.

Царевич АлексейПод стать Петру и его окружение. Кто такие «птенцы гнезда Петрова»? Вспомните фильм «Россия молодая», там сподвижники Петра - это люди, преданные идее служения России, личности яркие и неординарные. Таковыми они и вошли в историю страны. В концепцию фильма Виталия Мельникова такие образы, естественно, не укладывались. Потому здесь они изображены каким-то отребьем, безликой массой, периодически занимающейся интригами и более ничем. Из этой массы выделялся Пётр Толстой в исполнении Станислава Любшина, который орал на царя и отдавал ему приказы. Ну, это даже обсуждать не хочется…

Образ царевича Алексея в фильме воплотил Алексей Зуев. Надо признать – воплотил сильно, талантливо, убедительно. В данном образе соединились интеллигентность, душевный надрыв и подлинная, не наигранная, трагедия. Не привязываясь к исторической действительности, роль Зуева – выше всяких похвал. Однако, был ли в действительности Алексей столь высокопорядочным, интеллигентным человеком, невинным агнцем, отданным на заклание? Исторические документы говорят о другом. Личность Алексея – достаточно спорная, безусловно трагическая, но отнюдь не героическая. Скорее, это фигура, не удачно использованная оппозицией, ставящей задачу смены власти.

Одним словом, историческая достоверность фильма вызывает большие сомнения. Вместе с тем, надо признать, что фильм поставлен качественно, а если исходить из материально-технических и финансовых условий 90-х годов, то и вовсе на порядок выше других кинокартин того времени. Отсюда и многочисленные призы на различных кинофестивалях.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.