Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историческая драма "Царевич Алексей"
Режиссёр: Виталий Мельников.
Сценарист: Виталий Мельников. Оператор: Иван Багаев. Композитор: Андрей Петров.
Россия. Производство: "Ленфильм", "Голос", при участии Zespól Filmowy "Zodiak". 1997.
Кинокартина Виталия Мельникова, поставленная по мотивам романа Д. С. Мережковского «Пётр и Алексей», представляет историю драматических отношений между Петром Первым и его сыном, окончившихся гибелью последнего. «Царевич Алексей» является вторым фильмом исторической трилогии, в которую также входят «Царская охота» и «Бедный, бедный Павел».
Награды:
Приз прессы режиссёру Виталию Мельникову на КФ "Виват кино России!" в Санкт-Петербурге (1997)
Приз за лучшую режиссуру Виталию Мельникову на КФ "Виват кино России!" в Санкт-Петербурге (1997)
Диплом за лучшую актёрскую работу Алексею Зуеву на КФ "Окно в Европу" в Выборге (1997)
Главный приз за лучший фильм на КФ "Окно в Европу" в Выборге (1997)
Гран-при на КФ русских фильмов в Онфлере (1997)
Премия "Ника" За лучшую работу звукорежиссера - Ае Зверевой (1997)
Премия "Ника" За лучшую работу художника-постановщика - Сергею Коковкину и Валерию Юркевичу 1997)
Премия "Ника" За лучшую работу художника по костюмам - Ларисе Конниковой (1997)
Спец. приз жюри на КФ "Литература и кино" в Гатчине (1998)
Премия деловых кругов "Кумир" в номинации "Надежда года" - Алексею Зуеву (1999)
Герои фильма:
Алексей, сын Петра Первого (Алексей Зуев)
Пётр Первый (Виктор Степанов)
Екатерина (Наталья Егорова)
граф Петр Толстой (Станислав Любшин)
Меншиков (Владимир Меньшов)
Другие персонажи:
Ефросинья Фёдорова (Екатерина Кулакова) |
граф Румянцев (Евгений Гаврилин) |
"Царевич Алексей" - альтернативный взгляд на историю Виталия Мельникова
Советский кинематограф неоднократно обращался к личности Петра Первого. В разные годы первого российского императора на экране воплощали Николай Симонов, Владлен Давыдов, Алексей Петренко и Дмитрий Золотухин. Говоря откровенно, образ Петра Первого, ставший в нашем кино благодаря вышеперечисленным работам каноническим, являлся несколько идеализированным. На первый план выставлялись его волевой характер, целеустремлённость, одержимость сделать Россию великой, и «забывались» отдельные отрицательные черты, которые также были ему присущи. Но идеализация – не всегда значит искажение. Авторам удавалось передать основную суть этой великой личности.
В 90-е годы в нашей стране в целом, и в кинематографе в частности, в пику советским представлениям об истории страны стало модным перекрашивать всё в иные цвета. Свой альтернативный взгляд на историю представил и режиссёр Виталий Мельников. Обращаясь к теме Пера Первого, он взял за основу роман Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей» вышедший ещё в 1905 году. Роман, надо сказать весьма тенденциозный, в котором Пётр Первый выставлялся, как носитель зла, а Алексей, как безвинная жертва. Именно в таком ключе был поставлен и фильм Виталия Мельникова, ставший второй лентой в его кинотрилогии «Империя. Начало», посвящённой теме власти и совести.
Итак, по порядку. В роли Петра Первого снялся Виктор Степанов. Актёр, вне всякого сомнения, выдающийся (чего стоит блестящая работа в «Михайле Ломоносове»), в данной роли оказался совершенно неубедительным. Авторы фильма попытались представить Петра палачом и губителем России. В итоге же получился какой-то невнятный персонаж, периодически выпучивающий глаза, но более ни на что не способный, какой-то затюканный, мающийся то похмельем, то муками совести, и постоянно затмеваемый фигурой Алексея. Словом – никакой, что совершенно не соответствует действительности. Можно сколько угодно спорить о роли Петра в истории страны, но то, что это был харизматичный лидер, наделённый энергией – безусловно. Ничего этого в фильме не было и в помине.
Под стать Петру и его окружение. Кто такие «птенцы гнезда Петрова»? Вспомните фильм «Россия молодая», там сподвижники Петра - это люди, преданные идее служения России, личности яркие и неординарные. Таковыми они и вошли в историю страны. В концепцию фильма Виталия Мельникова такие образы, естественно, не укладывались. Потому здесь они изображены каким-то отребьем, безликой массой, периодически занимающейся интригами и более ничем. Из этой массы выделялся Пётр Толстой в исполнении Станислава Любшина, который орал на царя и отдавал ему приказы. Ну, это даже обсуждать не хочется…
Образ царевича Алексея в фильме воплотил Алексей Зуев. Надо признать – воплотил сильно, талантливо, убедительно. В данном образе соединились интеллигентность, душевный надрыв и подлинная, не наигранная, трагедия. Не привязываясь к исторической действительности, роль Зуева – выше всяких похвал. Однако, был ли в действительности Алексей столь высокопорядочным, интеллигентным человеком, невинным агнцем, отданным на заклание? Исторические документы говорят о другом. Личность Алексея – достаточно спорная, безусловно трагическая, но отнюдь не героическая. Скорее, это фигура, не удачно использованная оппозицией, ставящей задачу смены власти.
Одним словом, историческая достоверность фильма вызывает большие сомнения. Вместе с тем, надо признать, что фильм поставлен качественно, а если исходить из материально-технических и финансовых условий 90-х годов, то и вовсе на порядок выше других кинокартин того времени. Отсюда и многочисленные призы на различных кинофестивалях.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.