Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Научно-фантастический фильм "Туманность Андромеды"

Режиссер: Евгений Шерстобитов
Сценаристы: В. Дмитриевский, Евгений Шерстобитов
Оператор: Николай Журавлёв. Композитор: Яков Лапинский
СССР. Производство: Киностудия им.Довженко. 1967

Туманность Андромеды Экранизация одноимённого романа Ивана Ефремова.

Действие фильма Евгения Шерстобитова разворачивается в далёком будущем – на земле и в космосе. Звездолёт землян, попавший в гравитационное поле одной из планет системы Железной звезды, не может выбраться из-за отсутствия топлива. Неожиданно космонавты обнаруживают здесь другой ранее пропавший земной звездолёт, а также инопланетный космический корабль…

Премьера: 4 декабря 1967 (Москва)

Награды:
Специальная премия жюри на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Триесте, Италия (1968)

Герои фильма:
Веда Конг (Вия Артмане)
Дар Ветер (Сергей Столяров)
Эрг Ноор (Николай Крюков)
Низа Крит (Татьяна Волошина), астронавигатор, второй врач-биолог

Мвен Мас (Ладо Цхвариашвили)
Пур Хисс (Александр Гай), член экипажа звездолета
Пел Лин (Юрий Гаврилюк), член экипажа звездолета
Лума Ласви (Людмила Чурсина), член экипажа звездолета, первый врач
Ингрид Дитра (Марина Юрасова), член экипажа звездолета
Холм (Валерий Панарин), член экипажа звездолета
Ким (Роман Хомятов), член экипажа звездолета
Эон Тал (Геннадий Юхтин), член экипажа звездолета
Кэй Бэр (Юзеф Мироненко), член экипажа звездолета

Рен Боз (Александр Голобородько)
Гур Ган (Альфред Шестопалов)
член экипажа звездолета (Алим Федоринский)
член экипажа звездолета (Витольд Янпавлис)
оператор станции распределения работ (Валерий Гатаев)
оператор станции распределения помещений (Людмила Сосюра)
астронавигатор (Татьяна Майорова)
молодой астронавигатор (Владимир Кисленко)
молодой астронавигатор (Лиана Штефан)

Попытка перенести на экран коммунистическую утопию Ивана Ефремова

Туманность АндромедыВышедший в конце 50-х годов роман советского фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» имел ошеломительный успех и в нашей стране, и за рубежом. Созданный в жанре коммунистической утопии, глубокий философский роман изображал мир будущего со всеми тщательно продуманными подробностями. Безусловно, данный факт не мог не привлечь внимание кинематографистов. И во второй половине 60-х за его экранизацию взялся режиссер Евгений Шерстобитов.

Создатели фильма изначально понимали, что полностью переложить на экран столь сложное произведение – задача крайне сложная. Поэтому было решено несколько упростить сюжет, отойдя от философской составляющей и сделав ставку фантастическую, зрелищную линию. Это им удалось. Не смотря на отсутствие в те годы спецэффектов, изобразительность фильма оказалась вполне приличной и убедительной. Перед зрителями действительно предстал футуристический мир будущего, где главные роли исполняли самые красивые и харизматичные советские актёры того времени - Сергей Столяров (для него эта роль оказалась последней в кино), Вия Артмане, Людмила Чурсина. Не случайно картина была удостоена специальной премии жюри на Международном кинофестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте. Вопрос в другом – каким оказался этот мир, и соответствовал ли он тому, что рисовал нам Ефремов…

Прежде всего, в глаза бросается просто зашкаливающий пафос, исходящий с экрана. Возможно, для зрителей тех лет это было в какой-то мере привычно, но спустя десятилетия такой посыл воспринимается крайне трудно и напряжённо. Кстати, первоначальная версия продолжительностью 75 минут в начале 80-х была отреставрирована и укорочена до 68 минут. Из неё, как раз, исчезли ссылки на «коммунистическую эру». Нельзя не заметить и то, что актёры явно переигрывали, пытаясь изобразить людей будущего, от чего возникало ощущение «картонности» персонажей.

Также немаловажным моментом является то, что зрителям не знакомым с романом Ефремова оказалось трудно разобраться в тонкостях сюжета. В отличие от романа, где читателю всё преподносилось подробно, авторы фильма не позаботились объяснить ряд моментов, в результате чего логика событий нарушилась, стала туманна и непонятна. Возможно, ситуацию исправил бы второй фильм – ведь планировалось снять дилогию. Но эти планы нарушила смерть исполнителя одной из главных ролей Сергея Столярова, и в результате фильм не получил своего логического завершения.

Туманность АндромедыНаконец, самое главное. Не сумев передать философского посыла романа (а это вряд ли вообще кому-либо удалось бы), создатели фильма вместо созданного Ефремовым утопически-счастливого общества представили совершенно иную картину будущего - зрелищную, но во многом пустую.

Критично отреагировал на экранизацию своего романа и сам Иван Ефремов. Вот как он отозвался о фильме «Туманность Андромеды» в письме своему соавтору Евгению Брандису 30 ноября 1967 года:

«Суть в том, что я совершил… основную ошибку — поверил в то, что наше кино сможет поставить «Туманность» (не как философское произведение, в это я с самого начала не верил) — как феерическую сказку, воспользовавшись всеми возможностями современного кинематографа. Второе, во что я верил до недавнего времени, это то, что каждый подлинный коммунист, поняв, о чем идёт речь, поддержит постановку этого фильма, чтобы дать всем увидеть то, что мы пытаемся построить. Третье, на что я надеялся и в этом приложил руку В. И. (Дмитриевский) — это то, что фильм будет рассматриваться как оружие в идеологическом сражении с Западом. По всем этим трем линиям мы потерпели полное фиаско — никакой заботы. Едва я познакомился с руководством нашего кино… стало ясно, что никакой серьёзной поддержки от них не может быть, ибо они даже не понимают фантастики и никто (подчёркиваю — никто) из них не читал романа…

Теперь, когда вышел фильм, столь же отличающийся от моих мечтаний о постановке «Туманности» как Комитет кино от подлинно озабоченных коммунистическим воспитанием людей, я мог рассматривать его в двух планах. Судя строго и беспощадно, как Вы считаете надо судить о произведениях искусства, следовало разгромить фильм и поставить на нем крест.<…> Я понял, узнав обстановку в нашем кино, каких трудностей и даже отваги стоило режиссёру поставить фильм хотя бы так, и отсутствие вкуса в каких-то вещах компенсируется отчаянной попыткой подражания роману, причем подражания честного. Если сгубить сейчас весь труд коллектива, заявив, что поставили дрянь, значит, вообще надолго остановить попытки экранизации н/ф! А не явится ли даже неудачный фильм первой ласточкой, отталкиваясь от ошибок которой, учитывая успехи, можно идти дальше, и вероятно, пойдут». (Неизвестный Иван Ефремов: мысли о нашем времени https://universe-tss.su)

Тем не менее, фильм Евгения Шерстобитова оставил след в советском кинематографе, как достаточно качественная, яркая фантастическая кинолента, пусть и не отразившая идей первоисточника. С другой стороны – книги Ефремова крайне сложны для экранизации, и вряд ли в те годы кому-либо удалось бы сделать это лучше.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.