Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Фильм "Щит и меч"
Режиссер - Владимир Басов. В ролях - Станислав Любшин, Алла Демидова, Хельга Геринг, Людмила Чурсина, Олег Янковский, Николай Засухин, Алексей Глазырин, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис. СССР. 1968.
Фильм "Щит и меч" - реалистичные и правдивые события Второй мировой войны.
Ленты, снятые в 1960-ые годы стали "Золотым фондом" советского кинематографа. Иначе как можно объяснить то явление, что их с удовольствием смотрели и будут смотреть люди разных поколений. Фильм "Щит и меч" производства "Мосфильм" при участии студии "ДЕФА" (ГДР) и "Старт" (ПНР) — отечественная четырехсерийная драматическая киноэпопея продолжительностью в 255 минут (первая серия - "Без права быть собой", вторая - "Приказано выжить…", третья - "Обжалованию не подлежит" и заключительная четвертая - "Последний рубеж") о Второй мировой войне по одноименному роману советского писателя Вадима Кожевникова, экранизированная в 1968 году режиссером Владимиром Басовым: "Он был из поколения режиссеров фронтовиков.
Во ВГИКе эти ребята казались взрослыми, хотя пришли в институт двадцатидвухлетними мальчиками. Держались особнячком. Это было своеобразное братство людей, прошедших испытания и вкусивших фронтовой жизни. Отсюда фильмы Басова "Битва в пути", "Тишина". Эпопея "Щит и меч" появилась как продолжение этой темы, хотя здесь в основе лежал закрытый прежде материал — разведка. "Щит и меч" появился много лет спустя, когда пришло переосмысление войны, понятие, что страдали все народы. Материал заинтересовал Владимира Басова не случайно: ему нравился масштаб, огромный фронт работ, ведь он был трудягой с энергетикой на 300 процентов, и чем тяжелее была тема, тем интереснее ему работалось. Фильм "Щит и меч" - первая советская лента про разведчиков военных лет, в которой пафоса, штампов и окарикатуривания противника было минимум, зато были острый сюжет, отличные актерские работы, сильные характеры и безусловное уважение к силе и уму врага. И даже песня "С чего начинается Родина" пафосной и дурновкусной совершенно не гляделась — может из-за своей простоты, может, из-за непарадного, задушевного голоса Марка Бернеса.
Герои фильма:
Александр Белов / Иоганн Вайс (Станислав Любшин)
Ангелика Бюхер (Алла Демидова)
фрау Дитмар (Хельга Геринг)
фрейлен-ефрейтор (Людмила Чурсина)
Генрих Шварцкопф (Олег Янковский)
Оскар Папке (Николай Засухин)
Аксель Штейнглиц (Алексей Глазырин)
Дитрих (Юозас Будрайтис)
Вилли Шварцкопф (Альгимантас Масюлис)
О героях.
Владимиру Басову удалось подобрать такой состав актеров, игра которых, харизма каждого, просто завораживали. Признанные красавцы, самые популярные в то время актеры советского кинематографа: Алла Демидова, Йозас Будрайтис, Людмила Чурсина, Владислав Дворжецкий, одну из ролей (немца Бруно) сыграл сам Владимир Басов настолько органично смотрелись в своих ролях, что представить себе кого-то другого на их месте было чрезвычайно сложно. Какие диалоги, сюжетные линии, однобоких, однотонных героев в этом фильме не было, каждый представлял собой сложную, многогранную личность, к которой невозможно было однозначно относиться.
Справедливо названный лучшим за 1968 год по опросу журнала "Советский экран" актер Станислав Любшин в двойной роли Белова-Вайса чуть ли не на равных соперничал за особое зрительское внимание и с кинодебютантом Олегом Янковским, впечатляюще сыгравшего молодого гестаповца Генриха Шварцкопфа. Заслуга замечательного режиссера Владимира Басова была, прежде всего, в том, что он впервые снял ленту, в которой не было привычного штампа - русские просто былинные богатыри, а немцы - идиоты или дегенераты. У него немцы - хорошие военные, умные, расчетливые, достойные противники, и в то же время каждый персонаж - и немец, и русский, был показан со всех сторон своего характера. Актерский ансамбль был выше всяких похвал, фамилии говорили сами за себя, от этих актеров фальши или плохой игры ждать не приходилось!
Покорил игрой советский актер Станислав Любшин в роли Иоганна Вайса. Наверное, скорее всего потому, что он не был похож на разведчика. Худощавый, с какой-то грустинкой в глазах, он, тем не менее, часто вынужден был становиться "железным" Вайсом, нацистом, преданным фюреру, отменным службистом. В сценах с близкими ему людьми, разведчиками, он был более расслаблен, спокоен, слегка улыбчив и грустен. Актер хорошо передал эмоциональное состояние своего героя, ненавидящего фашистский режим, но вынужденного вживаться в несвойственные его натуре обстоятельства, время от времени надевая "маску". Перед создателями фильма и самим Станиславом Любшиным стояла сложная задача — представить на экране человека в двух ипостасях. Оставаясь Вайсом, актер Станислав Любшин должен был много рассказать и о Белове. И это ему блестяще удалось: Вайс мог "поговорить по душам" с циничным шкурником Папке, быть почтительным со старым снобом Лансдорфом, близко сойтись с сонным фашистским волком Штейнглицем, обворожить ярую нацистку Ангелику Бюхер. Но в беседе, тревоге, смехе, внимании его глаза постоянно оставались мертвы, и лишь при встрече с матерью улыбка Белова прояснилась, а глаза стали живыми.
Любшин Станислав Андреевич родился 6 апреля 1933 года в подмосковной деревне Владыкино, окончил семилетку, учился в кислородно-сварочном техникуме, работал сварщиком на стройках Москвы и параллельно учился на актерском факультете, в 1959 году окончил Театральное училище им. М.С.Щепкина и тогда же был принят на службу в театр "Современник", затем работал в театре на Таганке, в театре им. М.Н.Ермоловой, в театре на Малой Бронной, и, наконец с 1981 году Станислав Любшин — актер МХАТа, Станислав Любшин - "Народный артист РСФСР" с 1981 года.
Кинодебют советского актера театра и кино Олега Янковского, впечатляюще сыгравшего молодого гестаповца Генриха Шварцкопфа - друга Вайса, который в итоге разочаровался в нацизме и согласился работать на советскую разведку, стал для многих приятной неожиданностью: "Кончились львовские гастроли. Жизнь пошла своим чередом. Неожиданно я получил вызов на кинопробы. Приехал. Вхожу в кабинет Басова, который, обложившись фотографиями (среди них я заметил и свою), даже не поднял глаз. И вдруг, все же скользнув по мне взглядом, начал безумно хохотать. Я, естественно, ничего не понял. Но он схватил меня в охапку и… повез. Подъезжаем к какому-то московскому дворику, где Титова гуляла с малышом, и Басов, задыхаясь от смеха, кричит: "Вот, я привез тебе Генриха. Он, кто бы мог поверить, и вправду артист!" В своем дебюте — Генрих Шварцкопф — Олег Янковский появился нежным юношей, почти красавчиком. Его Генрих казался едва ли не белокурым ангелом — холеным, отменно воспитанным. В нем была приятная застенчивость, но слегка удивляло чувство неуверенности в себе, смущала какая-то неопределенность: несколько немецких офицеров (киноэпизод) шли по дороге, спиной к зрителям. Слева чуть отделилась фигура Генриха. И эти сантиметры зазора — намек на будущую пропасть и эта сутулящаяся спина, нарушающая четкий офицерский шаг, — придавали роли неожиданный обертон. Олег Янковский играл, в сущности, чистую, нетронутую душу, мальчишку, в котором постепенно — исподволь — зрело чувство дискомфорта, интуитивного неблагополучия. Ведь он обладал особым нюхом, особым строем нервной, мятущейся и… слабой натуры. После этой картины Янковский мог бы лишь просто эксплуатировать собственную киногеничность.
Янковский Олег Иванович родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Карагандинской области, после окончания в 1965 году Саратовского театрального училища имени И.А. Слонова был зачислен в труппу Саратовского драматического театра. Благодаря роли Генриха Шварцкопфа в фильме "Щит и меч" и последующей картине — "Служили два товарища" Олег Янковский стал в одночасье востребованным и популярным советским актером: "он работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нем не было никакой однозначности. А его взгляд способен был выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого". Ушел из жизни Олег Янковский 20 мая 2009 года в 06:52 утра в одной из московских клиник после болезни (рак поджелудочной железы на поздней стадии), похороны актера состоялись 22 мая на Новодевичьем кладбище столицы.
Помимо прибалтийских актеров высокого мастерства Юозаса Будрайтиса и Альгимантаса Масюлиса, в роли "идейных немцев" правдоподобно смотрелись и советские актеры театра и кино: Алексей Глазырин, Алла Демидова, Людмила Чурсина, Вацлав Дворжецкий, Михаил Погоржельский, которые действительно были убедительны в качестве неоднозначных личностей из лагеря противника. Все актеры, играющие роли офицеров или солдат Германии, работали четко, без надрыва, без пафоса и их герои вовсе не выглядят оголтелыми уродами, каждый из них по-своему был выразителен и индивидуален.
Советский актер театра и кино Николай Засухин блестяще сыграл роль циничного шкурника Папку. Засухин Николай Николаевич родился 7 апреля 1922 года в Москве, с 1940 года в течение шести лет участвовал в Великой Отечественной войне, чуть позже учился в студии при Куйбышевском драмтеатре имени Горького, по окончании которой играл на сцене этого же театра, с 1972 года Николай Засухин — актер МХАТа. Николай Засухин - "Народный артист РСФСР" с 1964 года. 25 августа 1992 года Николай Засухин скончался, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Настоящим открытием стала и дебютная роль Вацлава Дворжецкого. Ассистенты нашли его в Нижнем Новгороде и показали Басову. Потрясающая выправка, дворянская стать, прозрачные аквамариновые глаза и уникальный талант пленили режиссера и он был без проб утвержден на роль старого сноба Лансдорфома, кинодебют оказался блестящим и многообещающим. Дворжецкий Вацлав Янович родился 3 августа 1910 года на Украине в Киеве, учился в театральной студии при Киевском польском драматическом театре, чуть позже в Киевском политехническом институте. Вацлав Дворжецкий - актер и режиссер театров Харькова, Таганрога, Саратова, преподавал в театральных студиях при драматических театрах Омска и Горького, чтец и режиссер Омской филармонии,
актер театра "Современник", с 1988 года — актер Горьковского драматического театра имени Горького. Вацлав Дворжецкий дважды был незаконно репрессирован. Вацлав Дворжецкий -"Народный артист РСФСР" с 1991 года. В последние годы жизни Вацлав Дворжецкий тяжело болел, плохо видел, но он все же продолжал активно работать на сцене и в кино, учив роли на слух, преодолевая много трудностей, чтобы оставаться в своей любимой профессии до конца. Ушел из жизни Вацлав Дворжецкий в Нижнем Новгороде 11 апреля 1993 года, где и похоронен на Бугровском кладбище.
Советский актер театра и кино Алексей Глазырин правдиво, профессионально создал образ "сонного" фашистского волка Штейнглица. Глазырин Алексей Александрович родился 1 августа 1922 года в Глазове, Вотская автономная область, ныне Удмуртская Республика, в 1944 году окончил Государственный институт театрального искусства, с 1948 года по 1954 год Алексей Глазырин играл на сцене Таганрогского театра имени А.П. Чехова, в 1954-1961 годах работал в Новосибирском театре "Красный факел", а в 1961 году поступил на службу в труппу Московского театра имени К.С. Станиславского. Лучшей киноролью Алексея Глазырина по праву считается Харламов в популярном фильме режиссера Андрея Смирнова "Белорусский вокзал", вышедшей на экраны весной 1971 года. Ушел из жизни Алексей Глазырин 13 апреля 1971 года в Москве, через две недели после премьеры фильма "Белорусский вокзал", актер потянулся рукой к зазвонившему телефону, и в этот момент не выдержало сердце... похоронен актер на Введенском (Немецком) кладбище. Алексей Глазырин - "Заслуженный артист РСФСР" с 1957 года.
Российская, знаменитая актриса советского экрана Алла Демидова создала разноплановый и трагический образ обворожительной, "огалтелой", ярой нацистки Ангелики Бюхер, отлично вписалась в форму немецких войск, ее серьезная внешность соответствовала тому типажу истинно арийской женщины, которая пропагандировалась в Третьем Рейхе, хотя как женщине героине Аллы Демидовой, скорее всего, было нелегко совмещать женское, патриотическое, равнодушное и, наоборот, пылающую ненависть, плюс ко всему и счастья ведь хочется... Демидова Алла Сергеевна родилась 29 сентября 1936 года в Москве. С раннего детства участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях, и пройдя немалые трудности стала актрисой, поступив только в 1959 году в Щукинское училище на курс педагога Анны Орочко, а в 1964 году Алла Демидова уже вошла в труппу созданного Театра на Таганке. Первой главной ролью в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина "Дневные звезды" в 1966 году. В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала "Советский экран" была названа самой перспективной актрисой, с 1973 года Алла Демидова - "Заслуженная артистка РСФСР", а с 1984 года - "Народная артистка РСФСР".
Совершенно по-новому раскрылся один из самых "сказочных" актеров отечественного кино, игравший до этого преимущественно в киносказках всевозможных царей, королей, разбойников и просто чудаковатых стариков - Анатолий Кубацкий в роли намецкого генерала Франца. Кубацкий Анатолий Львович родился 1 ноября 1908 года в Москве в семье поляков. Театр Анатолию Кубацкому был знаком с юных лет: старший брат актера участвовал в любительских постановках, а репетиции проводил у себя дома. В школе Анатолий Кубацкий познакомился с Леонидом Варпаховским, Леонидом Пироговым, Марией Мироновой, участвовал в самодеятельности, а театральное образование он получил в студии Юрия Завадского, к сожалению, профессиональные дороги ученика и учителя в последствии разошлись из-за неприятного инцидента. В кино Анатолий Кубацкий впервые снялся в 1928 году в фильме "Простые сердца". Анатолий Кубацкий ушел из жизни в Москве 29 декабря 2001 года, был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Нина, курсантка Спица с очень холодным лицом, без каких-либо эмоций, да и с таким же голосом. А между тем героине российской, советской актрисы театра и кино Валентине Титовой пришлось пережить многое: "Моя роль Нины в фильме была чуть разросшейся, то здесь дело в том, что роль Нины в сценарии смонтирована была из двух героинь романа - Нины и Нади".Титова Валентина Антиповна родилась 6 февраля 1942 года в городе Калининграде Московской области, в 1962 окончила Свердловское театральное училище, а в 1964 году - студию при БДТ им. М. Горького в Ленинграде. Валентина Титова снималась у прославленных советских режиссеров - Станислава Ростоцкого, Михаила Швейцера, Льва Кулиджанова, Георгия Данелия, Игоря Таланкина, Юрия Егорова, но чаще других - у Владимира Басова, он был ее первым мужем, все больше в эпизодических ролях, или играла персонажей второго плана, чем очень гордилась: "У многих ведь бытует мнение, что нужно сниматься только в главных ролях. Но лично мне эпизоды дали возможность показаться с разных сторон, чему я очень рада. Сидеть на трех-четырех главных ролях - жалкое зрелище! А так у меня в любой республике появлялись свои режиссеры, привязанности, меня помнят и зовут до сих пор".
Чурсина Людмила Алексеевна - российская, советская актриса театра и кино, родилась 20 июля 1941 в городе Сталинабаде (ныне — Душанбе) в семье военного и медицинского работника, с золотой медалью окончила среднюю школу, в 1963 году не менее успешно - Театральное училище им. Б.В.Щукина, курс Л.М.Шихматова. До середины 70-х годов играла только в кино, а в 1974 Людмила Чурсина вернулась на сцену, поступив на службу в труппу Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина, с 1984 года Людмила Чурсина - актриса Центрального академического театра Советской Армии. Людмила Чурсина - "Народная артистка РСФСР" с 1969 года и "Народная артистка СССР" с 1981 года.
Масюлис Альгимантас Ионас – литовский актер театра и кино, родился 10 июля 1931 года в деревне Сурдегис на территории Аникщяйского района Литвы, в 1951 году окончил студию при Паневежском драматическом театре, с 1978 года — актер Каунасского академического драматического театра. "Заслуженный артист Литовской ССР", "Народный артист Литовской ССР", "Командор ордена Великого князя Гедиминаса". Заболев раком, Альгимантас Масюлис ушел из жизни 19 августа 2008 года в Каунасе, Литва.
Будрайтис Юозас Станиславас - литовский актер театра и кино, родился 6 октября 1940 года в литовской деревне Липинай в крестьянской семье. После школы была армия, далее учеба на юрфаке Вильнюсского университета, по окончанию которого в 1968 году Будрайтис возвратился на съемочную площадку в главной роли в картину Жалакявичюса "Никто не хотел умирать" — это была роль Йонаса Локиса, младшего из братьев, тем самым подтвердив свой выбор, с 1980 года по 1988 год Юозас Будрайтис— актер Каунасского драматического театра, а с 1996 года актер стал жить в Москве, занимать пост атташе по культуре Литовского посольства в России. Юозас Будрайтис - "Народный артист Литовской ССР", награжден "Орденом Почета".
Хельга Геринг, немецкая актриса с "узким, горьким лицом и спокойным, немного хрупким голосом", родилась 14 января 1922 года в немецком городе Мейссене, росла в среде людей, любящих театр, и в гостях у ее родителей часто бывали известные актеры того времени; поэтому в будущем Хельга Геринг решила стать актрисой. В 1940 году она с отличием окончила Академию музыки и исполнительского искусства в Дрездене. В 1952 году она дебютировала в картине "Das verurteilte Dorf", а дальше карьера стала стремительно развиваться, Хельга Геринг стала очень востребованной актрисой на киностудии "ДЕФА", на редкость убедительно воплощая на экране образы матерей, опытных и мужественных женщин. Хельга Геринг - лауреат "Национальной премии ГДР". Несмотря на свою большую работу в кино и на телевидении, Хельга Геринг продолжала играть в театрах в Потсдаме, Берлине, Шверине, Лейпциге, Дрездене, Гамбурге, а также занималась дубляжом. Хельга Геринг покинула этот мир 3 октября 2010 года.
Сюжет фильма "Щит и меч".
В фильме "Щит и меч" речь шла о том, как летом 1940 года, накануне присоединения Прибалтики к СССР, засланный в Ригу советский разведчик Александр Белов под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса, пользуясь знакомством с прибалтийскими немцами, перебрался в фашистскую Германию еще до начала Второй мировой войны, где в его задачу входило не просто служить в немецкой армии, но и сделать карьеру, позволяющую иметь доступ к секретным и важным для СССР материалам, касающимся военных планов гитлеровцев. Устроившись сначала на работу шофером, Иоганн Вайс к сорок четвертому году достиг прочного положения в абвере, дослужился до чина обер-лейтенанта, и был командирован в Берлин для продолжения службы в СС, что позволило ему получать самые ценные для страны сведения.
Неистовый карьерист, Вайс вел себя как настоящий немец: оказывал знаки внимания фройлен Ангелике, водил закадычную дружбу с крайне преданным немецкому государству молодым гестаповцем Генрихом Шварцкопфом, а в свободное от общения с немцами время "сливал" все полученные из самых первых рук ценнейшие сведения в свой центр. Находясь в постоянном нервном напряжении, Вайс ходил буквально по лезвию ножа: либо разоблачение, либо не выдержат нервы, ведь каждый день мог закончиться для него плачевно: в случае разоблачения разведчик терял какие-либо шансы на спасение. Ему предстояло пережить немало тревожных моментов: среди которых - освобождение заключенных, тяжелое ранение и потеря памяти. Но пройдет время, залечит все раны, и в интересном финале Белов, одетый в форму без орденов и знаков различия, на вопрос сидящего рядом пассажира в самолете, на каком фронте он воевал, ответил, что был в тылу, не уточняя, в чьем именно. Здесь он действительно был "боец невидимого фронта".
За кадром фильма.
Роман Вадима Кожевникова "Щит и меч" быстро стал бестселлером. Кинокомпания "Мосфильм", при первой же возможности приступила к экранизации. Однако режиссер Владимир Басов, прежде чем начать съемки, настоял на встрече с настоящими разведчиками, чтобы окончательно создать представление об образе главного героя. Во-первых, он должен был быть собирательным: Рудольф Абель, Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Иван Кудря… Надо было воздать должное всем тем, чьих имен еще никто не знал и о чьем подвиге тогда почти не говорили. А во-вторых, образ главного героя нельзя было приукрашивать: богатырь с орлиным взором и квадратной челюстью явно не подходил. И благодаря встрече и знакомству с разведчиками Басову удалось отстоять кандидатуру Станислава Любшина на роль Белова — шпиона-интеллектуала, шпиона-психолога.
Фильм "Щит и меч" снимался в 1967-1968 годах, главным образом в Калининграде, Берлине и в Кракове.
Съемки фильма "Щит и меч" проходили в Европе, режиссер Владимир Басов решил вернуться туда, где когда-то шла война, встретился с людьми, ее пережившими. И работали над фильмом те же самые поляки, немцы, венгры, чехи, словаки. Это был едва ли не первый после войны выезд советской киногруппы за границу. Целый ряд "берлинских" эпизодов фильма снимался в самом Берлине, со съемками повезло, тогда в середине 60-х годов руководство ГДР затеяло масштабную реконструкцию города, и стало сносить многие старые здания, что было на руку советским, как впрочем и немецким, кинематографистам: полуразрушенные дома вдоль поврежденных набережных каналов, груды дымящихся еще развалин, которые можно было увидеть не только в "Щите и мече", но и еще в добром десятке военных фильмов того периода - это были настоящие берлинские улицы и настоящие берлинские каналы.
Интересные факты.
Фильм "Щит и меч" был создан по роману Вадима Кожевникова, дочь писателя сообщила, что отец мечтал о другой книге, его интересовал американский период жизни разведчика Рудольфа Абеля, для чего Кожевников даже провел несколько месяцев в США. Но когда он заявил о своих намерениях, ему посоветовали перекинуться на германский период, тогда политическая обстановка не позволяла. Без особого восторга Вадим Кожевников сосредоточился на романе "Щит и меч", за публикацию которого взялся журнал "Знамя".
Фашисты в фильме "Щит и меч" чуть ли не впервые за два с лишним десятилетия после войны были представлены на экране как умные и достойные противники, правдоподобно: не идиоты, сильные соперники, военные высочайшего уровня, что позволило Владимиру Басову показать победу над могущественной страной, работа глубоко внедрившегося советского разведчика не сводилась к дерзким авантюрам и лихим операциям в тылу врага, а была показана вдумчиво и сосредоточенно.
Фильм "Щит и меч" сняли в рекордные сроки. На четыре серии ушло два года, при этом очень много времени было потрачено на формальности — оформление документов, переезды и т.д. Если бы не эта волокита, режиссер Басов уложился бы за год.
Ложку дегтя, правда небольшую, подкинули кинокритики. Воспринимая фильм "Щит и меч"не как художественное произведение, а скорее как рапорт, один из них написал: "Главный герой много сделал такого, что вряд ли дожил бы до встречи с матерью. Когда смотришь, как в самом центре рейха с неизменным успехом и без особого труда работают антифашисты и разведчики, как безмятежно они посылают в эфир сводки и обезвреживают матерых гитлеровцев, испытываешь неловкость за авторов".
Фильм "Щит и меч" подарил народу музыкальный хит "С чего начинается Родина". Композитор Вениамин Баснер и поэт Михаил Матусовский промучились с ним довольно долго, много строк полетели в корзину. И все равно их сочинение безжалостно раскритиковали: дескать, банально, "Да и разве можно формулу Родины вывести из картинки в букваре и стука вагонных колес?" Народ же принял песню сразу. Во многом ее успех обеспечил и Марк Бернес. Если бы исполнителем стал профессиональный певец, а не актер, труды авторов оказались бы напрасными — никакой хорошо поставленный голос не смог бы передать душевности этой песни. Не менее популярной стала и вторая песня фильма, совершенно особенная - она звучала в конце фильма. "Махнем не глядя" - так она называлась, автор музыки М.Баснер, стихи М.Матусовского.
Попасть на премьерные показы фильма "Щит и меч" было весьма и весьма сложно, перед билетными кассами разворачивались бои в прямом смысле, зрители высиживали по две серии подряд, а потом бежали еще на две. За первые дни проката в общей сложности фильм собрал 134,5 миллиона зрителей и вышел на десятое место в рейтинге всех советских кинолент. Всего же фильм "Щит и меч" по стране посмотрело свыше 68 миллионов человек. Две первые серии фильма ("Без права быть собой", "Приказано выжить") занимали по посещаемости 8-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. 3 и 4 серии с результатом 46,9 млн. зрителей при тираже 1997 копий занимали по посещаемости 47-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Станислав Любшин после роли в фильме "Щит и меч" был назван журналом "Советский экран" лучшим актером 1968 года.
На роль Йогана Вайса в фильме "Щит и меч" сначала утвердили Николая Олялина, но актера не отпустили в театре. Для пробы на главную роль в фильм также приглашали Леонида Сметанникова, который в ту пору лишь поступил в Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова.
Кожевников не "придумал" своего героя, а взял его из жизни. Прототипом Вайса-Белова стал легендарный советский чекист Абель. Его личность поразила воображение писателя и заставила вспомнить давнюю мечту - написать роман о бойцах невидимого фронта. Осуществить это желание Кожевникову удалось через несколько лет, когда время позволило полковнику Абелю стать обыкновенным советским гражданином АЛЕКСАНДРОМ ИВАНОВИЧЕМ БЕЛОВЫМ. Таким образом, автор книги заменил лишь Абеля на Вайса, но все остальное - убедительнейшая жизненная достоверность романа (совпадает абсолютно все - имена, характеры, поступки).
Киноляпы.
Трудно поверить, что в тылу у немцев мог приземлиться советский самолет, чтобы забрать людей...
В шестидесятых годах уже было достаточно автомобилей, которые подошли бы по времени к фильму, но создатели упорно показывали советские авто пятидесятых годов. Вроде война, немцы - все достойно, потом в карде появлялся какой-нибудь ЗиЛ-157.
В сцене с попыткой побега на самолете группы высокопоставленных нацистов пилот-напарник Вайса, в последний момент бесцеремонно втиснутый им в состав экипажа, беспрепятственно расстрелял всех своих пассажиров, к которым его в реальности с учетом значимости данных фигур в рейхе и близко не подпустила бы охрана, а в такое рискованное путешествие она бы их сопровождала даже в апреле 1945 года...
Совещание у Гитлера было подано прямо как светский прием, да что там — чуть ли не бал. И это во время войны, когда Гитлер, вообще чуравшийся помпезности и как выходец из мелкобуржуазной среды, чувствовавший себя не в своей тарелке в обществе, завел в ставке подчеркнуто спартанские традиции, если почитать любого из гитлеровских биографов и очевидцев, переживших войну.
Мнения.
"Щит и меч" - самый настоящий шедевр. А то, что Кожевников написал художественную книгу по просьбе КГБ СССР - ну и что здесь ужасного?
Этот самый потрясающий из советских и российских фильмов о разведчиках во время войны и вообще о войне - актерская игра, сюжетная линия и режиссерская работа на жирненькую "5"!
"Щит и меч" - один из любимых фильмов. Он ведь сделан был известными мастерами отечественного кино, и в нем были заняты замечательные актеры нашей страны. Хороший фильм со временем не становится хуже и не стареет. Только бы не нашлись "умники" - "мастера", желающие раскрасить и этот фильм, как уже поступили с несколькими отличными фильмами. Не надо портить этот фильм: пусть он будет таким, каким его сделали авторы, он и в черно-белом виде сделан отлично. Мне, например, раскрашенные фильмы, даже любимые, смотреть уже совсем не хочется. Ну, никак не воспринимается раскрашенный, "цветной" Штирлиц…
Автор – Алексей Генералов