Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Фантастический фильм-спектакль "Солярис"
Режиссеры: Лидия Ишимбаева, Борис Ниренбург
Сценарист: Николай Кемарский
Операторы: Юрий Бугна, Борис Кипарисов, Борис Ревич
Художник: Александр Грачев
СССР. Производство: Главня редакция литературно-драматических программ ЦТ.1968
Двухсерийный фильм-спектакль Лидии Ишимбаевой и Бориса Ниренбурга «Солярис» является первой экранизацией знаменитого одноименного романа Станислава Лема. Действие фильма разворачивается в XXI веке на орбитальной станции, где трое учёных изучают удивительную планету Солярис. Необычность Соляриса заключается в том, что планету покрывает гигантский разумный океан протоплазмы. Благодаря ему мысли и воспоминания учёных на станции начинают материализоваться…
Герои фильма:
Крис Кельвин (Василий Лановой)
Хари (Антонина Пилюс)
Снаут (Владимир Этуш)
Сарториус (Виктор Зозулин)
Эпизоды: Анатолий Кацинский, Вячеслав Дугин
Первая экранизация «Соляриса»
Знаменитый фильм Тарковского «Солярис», вопреки распространённому мнению, не является первой экранизацией одноимённого фантастического романа Станислава Лема. За четыре года до этого режиссёрами Лидией Ишимбаевой и Борисом Ниренбургом на Центральном телевидении был поставлен 2-х серийный фильм-спектакль «Солярис». Данный фильм не имеет такой широкой известности, как лента Тарковского, о нём даже не упоминается на официальном сайте Станислава Лема. Однако он, безусловно, заслуживает внимания зрителей.
Авторы фильма-спектакля постарались максимально точно перенести роман Лема на экран. Правда, при этом они решили отказаться от земной предыстории, а сразу же начали повествование с событий на исследовательской станции Соляриса, куда прибывает главный герой. На станции занимаются изучением планеты Солярис, которую покрывает Океан, представляющий собой живую, разумную протоплазму. Однако на деле выясняется, что это Океан изучает обитателей станции, создавая фантомов. Эти фантомы в точности повторяют мысленные образы людей, хранящиеся в уголках памяти героев фильма…
Режиссёры картины намеренно ушли от научно-технической составляющей романа (как впоследствии сделал и Тарковский). Лаконично-скупо изображены и посадочный отсек, более напоминающий заводское помещение, и исследовательская станция с её коридорами, освещаемыми круглыми лампами. Основной упор сделан на философско-психологическую линию, раскрывая образы главных героев. Океан выступает здесь в качестве лакмусовой бумажки для их совести. Жёстко и безжалостно он выявляет их истинную сущность.
В фильме задействовано лишь четыре актёра (не считая двух эпизодников). Блистательный Василий Лановой создал образ Криса Кельвина, а студентка театрального училища им.Щукина Антонина Пилюс сыграла роль его погибшей жены Хари. Их взаимоотношениям посвящена большая часть фильма. Герои изучают друг друга, и в процессе этого Хари всё больше «очеловечивается». Великолепен Владимир Этуш воплотивший на экране полупьяного-полубезумного Снаута, дошедшего до этого состояния благодаря визитам фантомов. Его персонаж в полной мере воплощает основное противоречие главных героев, которым невыносимо оставаться здесь, но и покинуть Солярис они не могут. Четвёртый персонаж – доктор Сарториус в исполнении Виктора Зозулина – в прошлом хладнокровный, уверенный, а ныне нервный, неуравновешенный человек.
Отказавшись от технических деталей, авторы фильма в полной мере компенсировали фантастическую составляющую звуковым оформлением. Искажённые голоса, шумы, гулкие шаги, стуки сопровождаются авангардной музыкой, нагнетающей напряжение. Это напряжение растёт по ходу фильма, подводя зрителей к драматическому финалу.
Сильная, умная, глубокая постановка. Станислав Лем негативно отзывался об экранизациях Тарковского и Содерберга. Видел ли он фильм Лидии Ишимбаевой и Бориса Ниренбурга? Скорее всего, нет. По крайней мере, о нём он не говорил, а было бы интересно…
Игорь BIN