Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историко-культурная фантазия "Русский ковчег"

Режиссер: Александр Сокуров. Сценаристы: Александр Сокуров, Борис Хаимский, Светлана Проскурина, Анатолий Никифоров
Оператор: Тильман Бюттнер. Композитор: Сергей Евтушенко. Художники: Наталья Кочергина, Елена Жукова
В ролях: Сергей Дрейден, Мария Кузнецова, Леонид Мозговой, Михаил Пиотровский, Давид (Эдишер) Гиоргобиани, Александр Чабан, Максим Сергеев, Владимир Баранов, Анна Алексахина, Кирилл Датешидзе, Владимир Лисецкий, Вадим Лобанов, Наталья Никуленко, Елена Руфанова, Анатолий Шведерский, Борис Смолкин, Светлана Свирко, Ефим Иоффе, Юлиан Макаров, Артур Мкртчян, Константин Мухин, Борис Хасанов, Михаил Шараутин, Виктор Рыбаков и др.
Россия, Германия. Производство: Студия "Эрмитажный мост", Egoli Tossell Film AG. 2002 г.

Русский ковчег Некто обнаруживает себя в Эрмитаже начала XVIII века. Здесь же он обнаруживает некоего иностранца (маркиз де Кюстин). Вместе они путешествуют по залам Эрмитажа, попадая в разные временные эпохи, наблюдают за Петром Первым, устраивающем разнос своему генералу, присутствуют на репетиции пьесы, которой руководит Екатерина Великая, заглядывают на обед к Николаю II и т.д. Все это в антураже великих произведений искусства и под впечатляющую музыку великих композиторов.

Мировая премьера фильма состоялась 8 ноября 2002 г.
Премьера в России - 19 апреля 2003 г.

Награды:
European Film Award-2002
лучший режиссер - Александр Сокуров (номинация)
лучший оператор - Тилман Бюттнер (номинация)
Ника-2004
лучший художник - Елена Жукова и Наталья Кочергина
лучший звук - Сергей Мошков и Владимир Персов (номинация)
лучший фильм (номинация)
Торонто-2002
Visions Award (приз за изобразительное решение фильма) - Александр Сокуров

В главной роли маркиза де Кюстина: Сергей Дрейден

Другие персонажи:
Екатерина II (Мария Кузнецова)
Шпик (Леонид Мозговой)
Директор Эрмитажа (Михаил Пиотровский)
Князь Орбели (Давид Гиоргобиани)
Борис Пиотровский (Александр Чабан)
Петр I (Максим Сергеев)
Николай II (Владимир Баранов)
Жена Николая II Александра Фёдоровна (Анна Алексахина)
Церемониймейстер (Кирилл Датешидзе)
Министр двора (Владимир Лисецкий)
Чемберлен (Вадим Лобанов)
Екатерина I (Наталья Никуленко)
Первая дама (Елена Руфанова)
Маршал (Анатолий Шведерский)
Посол Нессельроде (Борис Смолкин)
Жена Николая I (Светлана Свирко)
Николай I (Юлиан Макаров)
Третий кавалер (Илья Шакунов)
Фрейлина Екатерины (Анна Дюкова)
Актер Лев Михайлович (Лев Елисеев)

Особенности картины

Фильм снят за «один проход», одним дублем, то есть без выключения камеры, и как следствие, без единой монтажной склейки.

Первый игровой полнометражный фильм, снятый некомпрессированным сигналом формата HD. Запись фильма производилась на жёсткий диск с помощью системы Director's Friend.

В фильме снималось около 2000 актёров

Интервью А.Сокурова

Александр Сокуров, кинорежиссер:

…«Русский ковчег» в определенном смысле о том, что искусство не может без человека. И о том, что искусство – вечно живая категория, живопись – живое существо… Человек обязан задумываться о спасении культуры, иначе настоящей академической культуры больше не будет и визуальный товар, который с таким агрессивным блеском и совершенством создается, поглотит все, уничтожив и профессиональное, и народное искусство всех континентов.

Эрмитаж – главное место в Петербурге. Если бы в нашем городе его не было, Петербург потерял бы для меня значение. В Эрмитаже на самом деле живет сердце русского искусства. Это большое, огромное сердце, прогоняющее через себя кровь и всего мирового искусства… Эрмитаж – единственное место в нашей стране, где я себя чувствую умиротворенно, где испытываю гордость, что я гражданин России…

Сочетание суперсовременной высокой технологии и фундаментального, практически вечного, того, что есть в Эрмитаже, дает гуманитарную ценность результату нашего труда. Даже если мы будем чем-то очень недовольны – а как профессионалы мы и не можем быть полностью удовлетворены результатами.

Нужно ли знать зрителю содержание фильма? Вряд ли – подробно. Будет рассказана простая, музыкальная и эмоциональная история. Вот что ожидает в первую очередь зрителя – того, какого мы называем «обычным». Простая человеческая история. Конечно, это сказка. Вымысел. То, что мы все любим смотреть, – сказка, конечно...

Название фильма должно, на мой взгляд, всегда говорить несколько больше, чем сам фильм, должно выявлять ту мысль, что есть нечто большее, чем собственно кино, – есть исторический процесс, есть мифология, есть религиозные тексты, есть огромная всемирная литература и так далее. Создавая кинопроизведение, я никогда не должен забывать о малости кинематографа, о его примитивности и о том, что невозможно в кинофильме исчерпать всего разнообразия гуманитарных эмоций и мыслей…

Названием фильма я отправляю зрителей в путешествие за пределы конкретного фильма – дальше, глубже… Я предлагаю зрителю самому вырастить дерево чувств и мыслей и предлагаю отправиться в путешествие самостоятельно, уже без фильма и без режиссера…

Я произношу магическое слово «ковчег», и само по себе это слово уже много говорит зрителю – как читателю, в данном случае – Библии. Хочу подчеркнуть, что таким образом я ставлю условие только самому себе и не считаю, что так должны поступать все режиссеры…

Материал с сайта http://ricolor.org

Ковчег русской культуры

Русский ковчегЭтот фильм нельзя оценивать обычными мерками. Это какое-то волшебство, чудо. Он захватывает, завораживает и не отпускает. Уникальность его и в методе съемки (длинный кадр, один! дубль, отсутствие монтажа!), и в необычности антуража (Эрмитаж в разные эпохи), и в самом сюжете.

Любопытно наблюдать за метаморфозой маркиза де Кюстина, путешествующего по Эрмитажу сквозь время. Его бурчание, возмущение в начале картины («только немцы могут быть композиторами», «как русские умеют все хорошо скопировать», «Я читал вашего Пушкина во французском переводе - ничего особенного») сменяется на неподдельный интерес, а затем и восторг. Вдыхая ароматы, исходящие от картин, слушая музыку, беседуя и созерцая, он словно наполняется жизнью.

Море эмоций и ощущение прикосновения к чему-то великому. Картина Сокурова – настоящий ковчег русской и мировой культуры, двигающийся сквозь время, наша историческая память, ожившая на глазах у зрителя. Не растерять бы всего этого…

Интересный момент – фильм с успехом прошел в кинопрокате США, собрав там $2,3 млн., и в мире ($6 млн.). Для арт-хаусного кино это огромный успех.

P.S. Смотреть картину желательно на большом экране.

Фото из фильма

Игорь BIN

Моя оценка - 10 из 10

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.