Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Трагикомедия "Русалка"
Режиссер - Анна Меликян. В ролях - Мария Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова, Анастасия Донцова, Ирина Скриниченко, Вероника Скутина, Максим Коновалов, Альбина Евтушевская. Россия. 2007. 103 мин.
Дельфин и русалка, кстати, ни фига не
пара!
Неожиданное откровение кота Бублика
Российский южный городок у моря.
Почти феллиниевская толстуха в одиночестве голышом купается в
море, когда рядом с ее одеждой совершенно случайно оказывается
лихой морячок (Максим Коновалов) - весь такой увольнительный,
в парадняке, с цигаркой в знойном уголке прищуренной губы и с
умопомрачительными рыжими кудрями под бескозыркой в белом
чехле. Их страсть поднялась бурно, как волны Черного моря в
момент раскатистого пятибалья. В результате этой случайной
встречи родилась девочка Алиса (Анастасия Донцова).
К сожалению, ничего хорошего в
этой жизни Алису не ждет. Мамаша Алисы из неуклюжей толстой
девушки превратилась в толстую тетку с поломанной судьбой
(Мария Сокова), и живут они втроем вместе с бабушкой Алисы
(Альбина Евтушевская) в маленькой хибарке, а маме Алисы, чтобы
прокормить мать и дочку, приходится горбатиться с утра до
вечера.
Конечно, у Алисы есть свои мечты
- например, ей хочется стать балериной. Но какая тут, к черту,
балерина, объясняет ей мама, когда мама уродуется с утра до
вечера, а личной жизни как не было, так и нет. А если вдруг и
появляется кто из снимающих комнату морячков, которые готовы
дать маме хоть капельку этой давно забытой личной жизни, так
тут Алиса со своими детскими фантазиями о том, что мама должна
хранить верность папе, которого она видела один-единственный
раз в жизни, тут же портит все интимство.
После одного такого
испорченного в результате злоумышленного поджога очередного
раунда личной жизни мама призналась Алисе, что папа ее -
волнительный морячок и одновременно негодяй, так что ждать,
что он когда-нибудь вернется, нет никакого смысла. От такого
признания Алиса перестала разговаривать - а просто так, потому
что зачем говорить, если сказать толком нечего. Мама ее отдала
в дурку для детей, а когда Алиса (Мария Шалаева) выросла - у
нее на нервной почве проявились некие загадочные возможности.
Например, она может сделать так, чтобы ее желания исполнялись.
Подует она на сине, пардон, черно море молодецким подувом -
тут-то буря и разгуляется, в результате чего весь их поселочек
снесет к чертям собачьим.
Куда отправиться оставшейся без
крова семье, если ей некуда податься? Разумеется, ехать в
Москву, столицу нашей и их тоже родины. В Москве мама
встретила прекрасного мясника, а Алиса встретила прекрасного
принца Сашу (Евгений Цыганов). Прекрасный мясник - блудлив,
как это водится у мясников, а Саша - свинячит по полной
программе, как это принято у прекрасных принцев.
Но Алису не смущают Сашины
пьянки-фиганки и наркоманства-интимства. Он же принц! А принц
хорош всем - своей уродской работой, на которой Саша впаривает
напыщенным придуркам участки на Луне, своей в корень
обдизайненной квартирой, которая так и тянет суицидничать по
полной программе, ну и своим очень своеобразным, хотя и
традиционным для молодых одиноких москвичей солидного достатка
образом жизни.
Сможет ли Алиса найти свое счастье в Москве? Разумеется, нет. Она же просто Русалка, а не Дельфин вроде Игоря Николаева...
***
Фильм "Русалка" сейчас - чуть ли
не главная надежда российского кино. Восторженные рецензии
большинства кинокритиков, приз "За лучшую режиссуру" в игровом
конкурсе международной программы Американского международного
фестиваля независимого кино в Сандэнсе в 2008 году, ну и самое
важное - этому фильму доверено представлять Россию на
"Оскаре".
Жанр картины создателями определяется как драма, однако это все-таки не драма, а нечто вроде трагикомедии с легким мистическим оттенком.
Мистический оттенок в виде
неожиданной "сбычи мечт" главной героини и ее неожиданных
вещих снов, на мой взгляд, явно лишний. Он, вероятно, должен
наполнить фильм элементами сказки и эдакого волшебства, но на
фоне весьма реалистичной истории о кусочке из жизни маленькой
несчастной семьи все эти мистические оттенки смотрятся
несколько неуместно. Снижают накал той самой бытовой
драмы.
У "Русалки", как у хороших
духов, две нотки, то есть картина действует по-разному во
время и после просмотра. (Разумеется, я сейчас говорю
исключительно о своих личных впечатлениях.) Во время просмотра
мне много чего не нравилось. Не нравилась эта притянутая за
уши мистика, не нравились явные сценарные дырки (например, на
черта Алиса продолжала работать в этой дурацкой рекламе после
того, как у нее появились деньги откупиться?), не нравились
общая затянутость и нудноватость, а также надуманность
некоторых эпизодов. И я даже сходу посчитал, что фильм -
максимум на троечку с плюсом.
Но после просмотра возникло
вполне приятное послевкусие и, раздумывая над этим фильмом, я
понял, что он все-таки хорош, несмотря на все свои заметные
недостатки. Потому что когда уже после просмотра картина не
уходит из головы и продолжает вспоминаться, причем не своими
ляпами и несуразностями, а общим светлым настроем и улыбкой
главной героини - значит, это хорошее кино.
Актерские работы понравились
все. Мария Шалаева, исполнившая главную роль, конечно,
удивительная. Эдакий гадкий утенок, в какие-то моменты одной
улыбкой превращающийся в прекрасного лебедя. Особенно здорово
это заметно в эпизоде, когда камера из нее делает "лунную
девушку", - прям волшебство какое-то! Мария выглядит
совершенно естественной даже там, где сценарий уползает на
какие-то искусственно-надуманные рельсы, играет очень искренне
и показала себя яркой и характерной актрисой. Режиссер Анна
Меликян говорила, что сценарий и писался специально под Марию,
потому что никого другого на роль Алисы она себе и представить
не могла.
Мария Сокова, сыгравшая маму
Алисы, - это просто восторг! Задерганная толстушка с
неустроенной личной жизнью изображена невероятно достоверно.
Никаких перекосов в ту или иную сторону - она в меру стервозна
и в меру несчастна. То есть именно так, как бывает в жизни: с
одной стороны, ее осуждаешь за невнимание к собственной
дочери, с другой - жалеешь за несчастную судьбу и отсутствие
хоть каких-то перспектив.
Бабушка у Алисы также получилась очень колоритной. Что интересно, ее сыграла непрофессиональная актриса Альбина Евтушевская, которую ассистент по подбору актеров нашла в метро.
На роль "прекрасного принца" (он же впариватель
Саша) Анна Меликян пригласила Евгения Цыганова - немногословного, но романтичного
архитектора из "Питера FM". Цыганов
тоже понравился. У "принца" на самом деле была самая сложная роль. С одной стороны,
по сценарию он - свинья свиньей. Ну, точнее, молодой человек, попавший в коварные
сети мерзкой работы, приносящей, однако, большие деньги. С другой - в него же
влюбилась Русалка, а значит, данный персонаж у зрителей не должен вызывать отвращение.
Он и не вызывает. Та самая
немногословность, откуда-то изнутри проявляющаяся
романтичность и, в общем, весьма мощная харизма Цыганова
срабатывают на все сто! Появись на его месте, например, тот же
Гоша Куценко, картина тут же ушла бы в фарс. А так сохранились
какой-то налет романтики и легкая, хотя и прерывистая нить
некоей сказки.
В общем, я считаю, что
посмотреть этот фильм не только можно, но и нужно. Потому что
это настоящее авторское кино - не без недостатков и не без
явных огрехов, но оно все-таки искреннее, талантливое и
позитивное. На фоне современных российских фальшивых
романтических комедий, псевдоблокбастеров,
невероятно убогого "патриотизма"
и ворованных
боевиков только такие фильмы, как "Русалка", составляют
действительно человеческое лицо российского кино. И за одно
это Анне Меликян большое спасибо. Потому что она - не
прогибается!
***
***
|
Источник рецензии на кинофильм:
Авторский проект Алекса Экслера
Ссылки по теме:
Обои рабочего стола из фильма
Форум, где можно обсудить
рецензию и фильм