Опросы

Нравится наш новый дизайн?

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Сатирическая комедия "Разбудите Мухина!"

Режиссер: Яков Сегель
Сценаристы: Анатолий Гребнев, Яков Сегель
СССР. Производство: к/с им. М.Горького. 1967 г.

Разбудите Мухина! Что будет делать советский молодой человек, очутившись в прошлом (пусть даже во сне)? Конечно же попытается исправить все негативные (по его мнению) моменты истории. Авторы картины с изрядной долей иронии, а порой и сатиры повествуют о таких похождениях студента-вечерника Александра Мухина...

Премьера: 21 октября 1968

Главные герои:
Александр Александрович Мухин (Сергей Шакуров)
Лида / Лидия / Ливия (Лилиана Алешникова)
Пушкин Александр Сергеевич (Александр Палеес)
Спартак / машинист метропоезда (Валерий Козинец)
Бенкендорф, шеф жандармов / его дворецкий / Тит Варей / инквизитор (Николай Рыбников)
учитель физики / Галилей (Николай Сергеев)
отец Лиды / сенатор / директор / монах-пропойца / кладовщик из монастыря Св. Павла (Иван Рыжов)
Клавдий (Юрий Чекулаев)
проверяющий оборудование / пьющий римлянин / священник-инквизитор / священник, исповедующий Мухина (Семён Сафонов)

Другие персонажи:

студентка / Наталья Пушкина (Микаэла Дроздовская)
студентка (Вера Ивлева)
Евгения Николаевна (Светлана Коновалова), преподавательница литературы
уборщица аудитории / мать Лиды / римлянка (Валентина Телегина)
Диоген / Демосфен / Скульптор (Михаил Глузский)
студент / римлянин (Владимир Грамматиков)
Николай I (Вадим Захарченко)

участник бала (Виктор Маркин)
гладиатор / здоровяк на эскалаторе (Юрий Наумцев)
студент на лекции (Леонид Реутов)
Аксиний, старый гладиатор (Георгий Тусузов)
комментатор гладиаторских боёв (Владимир Ферапонтов)
страж (Виктор Уральский)
гвардеец, арестовавший Мухина (Николай Горлов)

Малоизвестный фильм Шакурова и Рыбникова

Разбудите МухинаГлавный герой фильма машинист метро, студент-вечерник Александр Мухин, в исполнении молодого Сергея Шакурова, засыпает во время лекции по литературе и во сне представляет себя, попавшим к Александру Сергеевичу Пушкину накануне его дуэли с Дантесом. С первых же минут он пытается взять ситуацию в свои руки. Ну как же - он же человек из будущего, ему виднее, как все должно быть, и как тут не вмешаться! Сначала он пытается подсказать Пушкину строки его же стихотворения (которое, кстати, сам знает нетвердо), а затем, разумеется, начинает отговаривать от дуэли. Вот только подходит к этому со своими мерками. На вопрос Пушкина «А как же вы защищаете свою честь?» он отвечает: «Морально воздействуя. Трудно конечно, но помогает». Уже здесь чувствуются сатирические нотки, которые затем по ходу фильма нарастают. И вот уже гладиатор Спартак рыдает навзрыд на плече Мухина, говоря, что он тот самый несчастный раб, которого заставляют убивать таких же несчастных людей только за то, что они не римляне. Прошлое в снах Мухина переплетается с настоящим, исторические персонажи говорят современным языком, гладиаторы выбегают на стадион под футбольный марш, а древние римляне выпивают амфору вина на троих… Путешествуя из эпохи в эпоху, Мухин, непоколебимо уверенный в своей правоте, вслед за Пушкиным пытается спасти Спартака и Галлилея, убеждает римских сенаторов отменить рабовладельческий строй и т.д. Вот только все эти его потуги, преподносящиеся авторами картины с большой долей доброй и немного грустной иронии, оказываются тщетными.

Разбудите МухинаВ каждой эпохе Мухину противостоят персонажи, сыгранные Николаем Рыбниковым: Бенкендорф, Инквизитор, сенатор Тит Валерий. Да по сути это один и тот же персонаж, только в разных обличиях. Умный, хитрый, лицемерный, с постоянной мягкой улыбкой, он внешне, вроде бы, и согласен с Мухиным (надо же в глазах потомков выглядеть достойно), но действует в абсолютно противоположном направлении, или в духе современной бюрократии вообще бездействует. Таков его Бенкендорф со словами «Вам спасибо за сигнал. Это наша прямая обязанность», или Тит Валерий, спаивающий Мухина в термах под танец красивых рабынь. И как апофеоз – Инквизитор все с той же улыбкой: «Ну что вы, мы давно не сжигаем. - А Галилей? - Что Галилей? С ним всё в порядке, он умер своей смертью…»

Фильм, не лишен слабых мест, но для того времени он оказался оригинальным и смелым, с удачными ироничными моментами и едкой сатирой. Однако критика встретила его в штыки, а киноруководство дало картине лишь четвёртую прокатную категорию (5—10 копий с оригинала). С таким маленьким тиражом картина осталась фактически неизвестной широкому зрителю.

Фото из фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.