Опросы
Авторизация
Полезная информация
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Распад"
Режиссер: Михаил Беликов
Сценаристы: Михаил Беликов, Олег Приходько
Операторы: Василий Трушковский, Александр Шигаев. Композитор: Игорь Стецюк
СССР. Производство: Киностудия им. А.П. Довженко при участии PETER O. ALMOND PRODUCTIONS,
PACIFIC FILM FUND (США), Госкино. 1990
Фильм режиссёра Михаила Беликова повествует о самой ужасной техногенной катастрофе советского периода – аварии на Чернобыльской АЭС.
Премьера: ноябрь 1990
Награды:
1990 - Золотая медаль МКФ в Венеции, Приз «Золотая медаль сената» (режиссёру Михаилу
Беликову)
1990 - Гран-при МКФ экологических кино- и телефильмов в Сантандере, Испания
Персонажи фильма:
Александр Журавлёв (Сергей Шакуров),
журналист
Людмила Журавлёва (Татьяна Кочемасова),
жена Александра
отец Журавлёва (Станислав Станкевич)
Димка (Тарасик Микитенко), сын Александра и Людмилы Журавлёвых
Анатолий Степанович (Георгий Дрозд), врач, друг Журавлёва и Игната
Шурик (Алексей Горбунов), школьный
друг Людмилы Журавлёвой
Люба (Марина Могилевская), невеста
Валерия
Валерий (Алексей Серебряков),
жених Любы, внук Осипа Лукича
Осип Лукич (Владимир Алексеенко), дедушка Валерия
Игнатий (Анатолий Грошевой), работник АЭС
Мария (Наталья Плахотнюк), жена Игнатия
Колька (Никита Булдовский), сын Игнатия и Марии
Валентин Иванович (Николай Досенко)
Дмитрий Степанович (Валерий Шептекита), школьный учитель
Лида (Валентина Масенко), медсестра
подруга Людмилы (Ольга Кузнецова) |
ведущий конференции (Анатолий
Барчук) |
милиционер (Владимир Костюк) |
Эпизоды: Анатолий Белый, Владимир Гончаров, Леонид Данчишин, Степан Донец, Алексей Колесник, Оленька Колтунова, Владимир Литвинов, Людмила Лобза, Лариса Печерская, Ольга Реус-Петренко, Владимир Сез, Людмила Сосюра, Яков Уткин, Владимир Абазопуло, А. Беликов, Г. Верещага, Н. Костин, А. Марциневский, А. Масленникова, М. Мащенский, Н. Палий, Н. Порохницкая, В. Тесленко, Е. Фетисова, О. Черешенко
Безумие Чернобыльской трагедии
О Чернобыльской аварии, пожалуй, самой страшной техногенной катастрофе в Советском Союзе, снято крайне мало фильмов. Один из них – кинокартина режиссёра Михаила Беликова «Распад». Фильм, несмотря на ряд недостатков, заслуживает внимания. Тем не менее, широкому зрителю он практически не известен. Тяжёлый для восприятия, он не содержит экшена, в нём нет характерных для фильмов-катастроф борьбы персонажей со стихией. Перед зрителями разворачивается драма о крушении привычной жизни, когда тысячи простых людей, застигнутые врасплох вынуждены срываться с места...
Создателям картины удалось создать эффект присутствия в тот страшный апрельский день. Здесь и героизм ликвидаторов (врачей, военных, пожарных), и бездействие властей, и растерянность населения. Кадры эвакуации людей, бравурная музыка на фоне разворачивающейся трагедии, женщина с коляской на мосту с повышенным уровнем радиации и проезжающие мимо автобусы – всё это не может оставить равнодушным никого. А собака, бегущая за автобусом – яркая иллюстрация того, что множество несчастных домашних животных так и осталось брошено в опустевшем городе и обречено на медленную смерть.
В фильме присутствует несколько сюжетных линий, связанных с различными персонажами. Основная связана с главным героем – журналистом Алексеем Журавлёвым, роль которого сыграл неподражаемый Сергей Шакуров. На фоне происходящей катастрофы его герою приходится решать также проблемы в личной жизни. Среди других героев - оператор АЭС Игнат (Анатолий Грошевой), одним из первых принявший на себя удар и погибший на своём посту, врач Анатолий Степанович (Георгий Дрозд), который не мог остаться в стороне и наряду с другими ликвидаторами включился в процесс спасения людей. Очень трогательна любовная пара Валерия и Любы в исполнении Алексея Серебрякова и Марины Могилевской, которые, сыграв свадьбу, отправились на «медовый месяц» в лес и ничего не знали об аварии. Уже обречённые, в финале они приходят в церковь с просьбой их обвенчать…
Помимо сильных сцен и эпизодов есть и некоторые моменты, вызывающие недоумение. Мимоходом показанная авария в начале фильма, падающий с вышки человек, безумная толпа за колючей проволокой, в которой мелькают женщина в распахнутом пальто без нижнего белья, пара, занимающаяся сексом, мужчина с плакатом «Наша радиация лучшая в мире» - все эти сцены выглядят китчево и явно рассчитаны на то, чтобы шокировать зрителя. Откровенным перебором в изображении трагедийности происходящего выглядит эпизод с брошенным в городе мальчиком. И это при том, что в реальности в городе продолжало работать множество спасателей, военных, пожарных.
По ходу фильма сюжет всё больше и больше отходит от темы техногенной катастрофы к теме катастрофы человеческих отношений, распада личности и государства. Всё это помножается на ярко-выраженный социально-обвинительный тон в отношении преступного бездействия властей с определёнными элементами пародийности, гротеска и уже упомянутого китча. В результате общее впечатление от в целом достойной картины смазывается. К теме трагедии всегда стоит подходить более тонко и бережно…
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.